Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ основ организации экологического контроля за состоянием окружающей среды.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть право на благоприятную окружающую среду;
-лдать общую характеристику состояния окружающей среды в современных условиях;
- рассмотреть виды экологического контроля, а также экологическую экспертизу и экологический аудит;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика состояния окружающей среды
1.1. Понятие, содержание и юридическая природа права граждан на благоприятную окружающую среду 5
1.2. Состояние окружающей среды в современных условиях………………....9
Глава 2. Экологический контроль
2.1. Цели и задачи экологического контроля 12
2.2. Виды экологического контроля 15
2.3. Экологическая экспертиза 31
2.4. Экологический аудит……………………………………………………….41
Заключение 48
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 50

Работа содержит 1 файл

основы организации экологич. контроля за состоянием окр. среды-кгу-Муллаярова.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ТРУДОВОГО ПРАВА  И

ГРАЖДАНСКОГО  ПРОЦЕССА 

Специальность: 021100 – Юриспруденция

Специализация: судебно-арбитражная 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды» 
 

Выполнила:

Студентка__III__ курса

дневного отделения

Группа  8811

«__»__________2011г.      Муллаярова Юлия Ильдаровна

Научный руководитель:

Кандидат  юридических наук, доцент

 «__»__________2011г.     Нигматуллина Эльмира Фаатовна 
 
 
 
 
 

Казань  – 2011

Содержание 
 

 

Введение

     Перспективы развития экономики страны, в значительной степени, определяются состоянием природных  ресурсов. В такой ситуации необходима реализация политики, нацеленной на обеспечение  экологической безопасности и устойчивого использования природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений.

     В последние годы достаточно серьезной проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения, стала экологическая проблема.

     Сегодня окружающая среда городов страдает больше всего от экологически грязной промышленной продукции: машин, оборудования и технологий, применяемых прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

     Нет достаточного законодательного обеспечения экологических аспектов устойчивого социально-экономического развития городов. Проблемы охраны окружающей среды городских населенных пунктов решаются в нормативных актах, принимаемых на разных уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Общий их недостаток состоит в том, что они регулируют частные вопросы природопользования и охраны отдельных природных объектов без учета специфики окружающей среды городских населенных пунктов. Медленно идет реформа технического регулирования, что тормозит разработку обязательных экологических требований. Отсутствуют эффективные правовые механизмы возмещения экологического вреда.

     Отмечается  постоянный рост зарегистрированных экологических  преступлений, зачастую опережающий  рост преступлений в целом, и увеличение их доли в общей структуре преступности. Так, за период 2005-2009 гг. число экологических преступлений выросло практически в 4,3 раза (2005 г. - 14818; 2009 г. - 41242).

     Одними  из основополагающих причин нарушения  природоохранного законодательства в рассматриваемой сфере являются слабость и неэффективность государственного экологического контроля и надзора, частая реорганизация органов управления охраной окружающей среды. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования экологической культуры управления предприятиями, которое предполагает снижение и предотвращение негативного воздействия предприятий на окружающую среду.

     Объектом  изучения являются особенности экологического контроля за состоянием окружающей среды.

     Предмет изучения – организация  экологического контроля за состоянием окружающей среды.

     Целью курсовой работы является анализ основ  организации  экологического контроля за состоянием окружающей среды.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования были поставлены следующие задачи:

     - раскрыть право на благоприятную окружающую среду;

     -лдать общую характеристику состояния окружающей среды в современных условиях;

     - рассмотреть виды экологического контроля, а также экологическую экспертизу и экологический аудит;

     Основными методами в работе являются – аналитический  метод (используется при анализе  литературы и нормативно-правовых актов), методы сравнительного анализа и  обобщения.

     Теоретической основой работы послужили труды: М.И. Васильевой, А.В. Яблокова, М. Н. Малеиной, В.И. Кутузова, А.А. Попова, М.И. Бринчука, С.А. Боголюбова, Л.Д. Воеводина и др.

 

Глава 1. Общая характеристика состояния окружающей среды 

1.1. Понятие, содержание и юридическая природа права на благоприятную окружающую среду

     Право человека на благоприятную окружающую среду находится в непосредственной связи с концепцией обеспечения  экологической безопасности как  составной части всеобъемлющей  системы национальной безопасности.

     Обеспечение экологической безопасности в России возможно путем осуществления со стороны государства системы научно-обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды1.

     В настоящее время экологическая  безопасность человека в России выдвигается на первое место. Это обусловлено тем, что усиление антропогенного давления на окружающую природную среду приводит к обострению экологической ситуации. Выражается это в следующем: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется в целом как природная, так и окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой. Теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное состояние людей, их здоровье2. Этим самым нарушаются нормы Конституции РФ, закрепляющие не только право на благоприятную окружающую среду, но и право на жизнь, на свободу труда, на отдых и т.д., так как нарушения данного анализируемого права влечет за собой нарушение и ряда других конституционных прав и свобод.

     Право на благоприятную окружающую среду имеет сложный, составной, в высшей степени комплексный объект, в отношении которого установлены обязанности и правомочия его субъекта. Имея ввиду, что обязанность охраны природы, как составного объекта субъективного права, возложена на всех и каждого члена общества, право на благоприятную окружающую среду является абсолютным субъективным правом, его обеспечение и реализация независимо от причин нарушения является всеобщей обязанностью. Составной объект данного права - мера всех элементов природы, их индивидуальных и совокупных качеств, свойств, взаимосвязей, условий, пространственных и временных соотношений. Он также определяется как особое социально-природное благо общего пользования3.

     Право человека на благоприятную окружающую среду относится к числу основополагающих прав. Конституция РФ в статье 42 закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, таким образом, в данной статье закрепляется три самостоятельных экологических права:

     - право на благоприятную окружающую  среду;

     - право на достоверную информацию  о ее состоянии;

     - право на возмещение ущерба, причиненного  его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением.

     Право на благоприятную окружающую среду  представляет собой:

     - во-первых, нравственный принцип,  выраженный в норме Конституции;

     - во-вторых, принцип построения системы объективного экологического законнодательства, а так же его важнейшую норму;

     - в-третьих, праву гражданина на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность любого субъекта воздерживаться от негативного воздействия на окружающую среду, а также принимать меры по предупреждению таких воздействий и ликвидации их последствий4.

     Определение содержания и границ права на благоприятную  окружающую природную среду составляет значительную сложность. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального Закона "Об охране окружающей среды"5 это право рассматривается как право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью человека, т.е. природная среда - это среда, безопасная для здоровья человека.

     В настоящее время реально реализовать  и защищать право на благоприятную окружающую среду очень сложно, поскольку не разработана и законодательно не закреплена общая, комплексная система нормативов качества окружающей среды, которая позволит говорить о ее "благоприятности" как объекте притязания человека6.

     Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Федеральным Законом "Об охране окружающей среды"7.

     Целью правового регулирования отношений, возникающих по поводу реализации экологических  прав, является, в конечном счёте, обеспечение соблюдения, реализации и защиты важнейшего из них - а именно, права на благоприятную окружающую среду. Права М.И.Васильева, говоря, что другие экологические права (требовать предоставления информации о состоянии окружающей среды и мерах по её охране, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, право на возмещение вреда, причинённого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями и пр.), выступают как средство достижения данной цели, подкрепляют, дополняют право на благоприятную окружающую среду8.

     В идеале право граждан на благоприятную  окружающую среду - это фактически его  право требовать соблюдения эколого-правовых норм. К сожалению, существующая в  Российском законодательстве система  нормирования, лимитирования и стандартизации не содержит достаточных показателей, по которым можно было бы уверенно судить о факте нарушения права на благоприятную окружающую среду в случае нарушения ее ресурсоемкости, устойчивости и т.п. В связи с этим, на деле право граждан на благоприятную окружающую среду представляется в виде прав граждан участвовать в выработке и исполнении экологических решений, получать информацию о ходе их реализации и о состоянии окружающей среды, обращаться в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам окружающей среды, в том числе в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства; обязанность общества, государства консультироваться со своими гражданами по вопросам их природного благополучия.

     Структура конституционного права на благоприятную  окружающую среду как субъективного  права включает в себя следующие  элементы:

     - возможность выбирать правообладателем  вид и меру (объем) поведения,  т.е. совершать собственные положительные  действия по реализации и защите своего права на благоприятную окружающую среду (правопользования);

     - возможность требовать от всех  обязанных лиц, в том числе  от государства выполнения определенных  действий, направленных на реализацию  права на благоприятную окружающую среду (правотребования);

     - возможность защиты нарушенного  права всеми правовыми средствами, в судебном, административном и  ином порядке (правопритязание);

     - возможность пользоваться благоприятной  окружающей средой и по-треблять  безопасные для жизни и здоровья естественные блага (праводействие).

 

      1.2. Состояние окружающей  среды в современных  условиях

        Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. С каждым днем все более актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем, непомерного груза отходовkпроизводстваkиkпотребления.                                                                             kkkkЗначительное влияние на изменение показателей здоровья оказывают изменившаяся окружающая среда и факторы риска, под которыми понимают факторы, не являющиеся непосредственной причиной определенной болезни, но которые увеличивают вероятность ее возникновения. По мнению ученых и специалистов такими экологически опасными факторами являются:                                                                                                                                                kkk k1. Ухудшение качества среды обитания, ведущее к снижению средней продолжительностиkжизниpлюдей.                                                                                                                                                                          hhhhh2.nnУхудшениеkкачестваjвод.                                                                                                                   nnnnn3.nkЗагрязнениеkатмосферногоkвоздуха.                                                                                                      lllllllll4.bbНаличиеkплощадейjрадиоактивногоlзагрязнения.                                                      lllllllll5.kkВозрастаниеlрискаlтехногенныхkкатастроф.                                                               ;;;;;;;;6.     Расширение зон с неблагополучной экологической ситуацией.

Информация о работе Основы организации экологического контроля за состоянием окружающей среды