Конституционные основы экологического права Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является уяснение конституционных основ экологической политики как в белорусском политико-конституциональном контексте, так и международном; рассмотрение теоретических положений о понятии и содержании конституционных основ экологического права, в том числе отдельных прав и обязанностей граждан. А также выявления тенденций и перспектив их развития, роли, места и характера конституционного института основ экологической политики и его компонентов.

Содержание

Введение..............................................................................................................2

Глава 1. Понятие конституционных основ экологического права…...…….4

Глава 2. Этапы развития конституционных основ экологического права..................................................................................................................13

Глава 3. Экологические права и обязанности граждан................................17

Заключение........................................................................................................25

Список использованных источников....................................................................27

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2008.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Сквозь призму времени в новой Конституции, уже независимой Республики Беларусь, нашли отражение политические и социально-экономические перемены, предусматривающие программу совершенствования демократии, гарантии прав и свобод. Более чёткое и широкое закрепление этих принципов по-своему положило окончательному формированию конституционных основ, сосредоточенных в едином правовом акте – основном законе, дважды претерпевшем изменения и дополнения и действующим уже на протяжении 14 лет.

 

 

 

 

 

Глава 3. Экологические  права и обязанности граждан

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права…», как гласит статья 46 Конституции Республики Беларусь.

Начиная с 1972 г. большинство демократических государств, в том числе и Республика Беларусь, закрепили на конституционном уровне право человека на благоприятную окружающую среду. Впервые на конституционном уровне экологическая политика и политика природопользования нашла свое закрепление в 1990 г. в принятой Верховным Советом БССР Декларации о государственном суверенитете БССР, закрепившей приоритет обеспечения экологических прав граждан наряду с другими задачами государственной политики [9].

Тема благоприятной окружающей среды заслуживает особого внимания, так как охрана жизни и здоровья граждан от неблагоприятных воздействий среды является важнейшей задачей современности, исходя из того, что человек предстаёт не только как субъект активной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий его хозяйственной деятельности. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране окружающей среды. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Так, реальными гарантиями права человека на здоровую окружающую среду служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля над их соблюдением и ответственности за их невыполнение.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды», при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти, юридические и физические лица обязаны, в частности, исходить из приоритета охраны жизни и здоровья человека в сравнении с другими целями природопользования, обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду. А также из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества; регионального использования природных ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», физические лица, проживающие на территории республики, имеют право:

● создавать в соответствии с законодательством Республики Беларусь общественные фонды охраны природы;

● требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по её охране

● принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;

● вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

● оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды;

● осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды;

● предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду [14, ст. 12].

В международных документах глобального уровня, например Конвенции «о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» не закреплено непосредственно «право на благоприятную окружающую среду». В преамбуле Конвенции устанавливается, что «каждый человек имеет право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния», где «окружающая среда» понимается намного шире, чем естественная – как социальная сфера, включающая имущественную [7].

Естественно, право на благоприятную окружающую среду является самостоятельным правом. Оно не может рассматриваться лишь как часть права на охрану здоровья. Конечно, здоровым человек будет только в случае проживания в соответствующих природных условиях и окружающей среде. Вместе с тем здоровье человека и благоприятная окружающая среда являются различными объектами правовой охраны, для них характерны свои специфические формы и методы правового регулирования. Каждое из этих направлений обеспечивает условие жизни человека, её продолжительность. При этом улучшение условий жизни человека на нынешнем этапе, как об этом свидетельствует опыт Японии, в большей степени обеспечивается именно реализацией права людей на оздоровление окружающей среды.

Характеризуя правовой статус граждан в области экологии, в принципе, как и в любой другой отрасли, нельзя не упомянуть и про обязанности. Положение «охрана природной среды – долг каждого» закрепляет норму-принцип ответственности именно каждого за благосостояние и полноценность окружающей среды [8, ст. 55].

Особенность данной нормы в том, что она основана на принципах этики, отражающая особое моральное отношение. Норма, безусловно, моральная в силу нравственного требования, распространяющегося на всех людей и превращающаяся в личную задачу индивида. Под словом «каждый» понимается личность, выступающая как активный субъект морали, который сам осознаёт и свое деятельностью осуществляет моральные требования.

Так, граждане Республики Беларусь и иные лица, проживающие на её территории, обязаны:

● беречь и охранять природу, рационально использовать её богатства;

● соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;

● повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

● беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

● выполнять требования в области обращения с отходами;

● соблюдать правила охоты и рыболовства;

● выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

● возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде [14, ст. 12].

Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Хотя в комментируемой статье относительно охраны природной среды использован такой термин, как долг, а не обязанность каждого, действующим законодательством устанавливаются различные меры ответственности за его нарушения (административные, уголовно-правовые и другие). Так, за порчу земель, загрязнение их химическими и искусственными радиоактивными веществами, производственными и иными отходами и сточными водами при отклонении от норм действующего законодательства может быть наложен штраф на граждан от трех до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от тридцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо - от пятидесяти до пятисот базовых величин [13, ст. 15.11].

В административном законодательстве предусмотрена ответственность также за нарушение правил охраны водных ресурсов, лесов, недр и других объектов природы. В определенных случаях возможна и уголовная ответственность на причинение ущерба природе.

Обязанности по защите окружающей среды должны быть возложены не только на граждан, но и на государство, а также юридических лиц, пользующихся природными ресурсами.

На государство возлагаются следующие обязанности:

● осуществлять меры по постепенному сокращению с последующей полной ликвидацией поступления в природную среду опасных для здоровья человека веществ;

● обеспечивать экологически обоснованное размещение и дальнейшее развитие производственных сил в республике;

● осуществлять систему слежения за показателями здоровья населения с выявлением негативно влияющих факторов окружающей среды;

● создавать и развивать на территории республики заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки с целью обеспечения охраны окружающей среды и защиты исторических и культурных ценностей;

● добиваться рационального природопользования, способного обеспечить экологическую стабильность [2, с. 29].

Исполнение подобных функций по охране конституционного строя базируется непосредственно на конституционных основах экологического права. Однако, необходимо также принятие во внимание принципов национальных программ развития, а также принципов международного права, дабы достичь более высокого уровня реализации закреплённых в Конституции экологических норм в рамках определённых стандартов.

Конституционные нормы нашли особое отражение в Стратегии устойчивого развития. Данная Стратегия рассматривает экологический фактор не как абсолютный приоритет, а исходит из того, что рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды должны всячески содействовать развитию социальной и производственной сфер деятельности. В области новой цивилизационной стратегии Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должен стать человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде [10].

Стратегия устойчивого развития нацелена на долгосрочную перспективу: план её реализации рассчитан до 2020 года, основой реализации которого должна стать, в первую очередь, Конституция Республики Беларусь.

Закреплённые в Конституции Республики Беларусь национальные меры по обеспечению экологической безопасности республики считаются и с осуществлением международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Правовой основой такого сотрудничества являются международные конвенции и договоры.

Реализация норм международного права в данной сфере рассматривается как важнейший элемент правового воздействия на обеспечение рационального природопользования, защиты и охраны окружающей среды, так как задача выработки и осуществления стройной системы организационных, технических, правовых и других мероприятий, направленных на предотвращение экологического кризиса, становится все острее и неотложнее [9].

Проблема использования природных ресурсов постепенно перерастает в проблему охраны жизни и здоровья человека, его генетического будущего. Поэтому урегулирование условий и порядка природопользования предполагает улучшение экологической обстановки.

В Конституции Республики Беларусь и ззаконе «О международных договорах Республики Беларусь» закрепляются приоритет в нашей стране общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства, что позволяет сделать вывод о необходимости реализации международных норм в национальном законодательстве и, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь [8, ст. 8; 12, ст. 1].

Стокгольмская конференция ООН по окружающей человека природной среде 1972 г. стала важнейшим шагом к пересмотру приоритетов международного сообщества. Конференцией был принят целый ряд документов, включая Декларацию принципов, выражающих отношение государств к проводимой природоохранной политике [6].

К наиболее существенным принципам международного экологического права можно отнести: право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущего поколений, избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного оружия.

Согласно положениям Стокгольмской декларации ключевым признается основополагающий принцип международного права – принцип суверенных прав государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды. С учетом этой и иных международно-правовых норм формируются принципы права природопользования в национальном законодательстве. Данный принцип нашел свое отражение в статье 1 Конституции, закрепляющей положение о верховенстве и полноте власти Республики Беларусь на своей территории, в том числе и такой, как природоресурсной.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде от 14 июня 1992 г., принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, содержит 27 основополагающих принципов международно-правовой охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Декларация прямо не закрепила право на благоприятную (здоровую) окружающую среду, однако закрепила «право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Один из принципов закрепляет также положение о суверенном праве государств на использование своих собственных ресурсов в осуществлении своей политики в области окружающей среды и развития [5].

Усиление глобальных экологических проблем и проблем, связанных с использованием природных ресурсов, в итоге привело к возникновению идеи устойчивого развития, как на республиканском, так и на мировом уровнях, которая заключается в сбалансированном и всестороннем решении политических, социально-экономических и экологических задач в интересах настоящего и будущего поколений. Дальнейшее развитие конституционных и отраслевых норм, регулирующих данную сферу отношений, должно опираться на модель устойчивого развития, которая является стержнем государственной экологической политики.

Информация о работе Конституционные основы экологического права Республики Беларусь