Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:24, лекция
Провозгласив в конце ХХ столетия полный государственный суверенитет, Беларусь тотчас оказалась перед лицом исключительно серьезных проблем, связанных с выбором своего государственного и общественного бытия, определением своей внешней и внутренней политики.
Их результатом стали разработанная в 1994-1996 годах и принятая на республиканском референдуме Конституция Республики Беларусь, сформированные при участии народа основные направления внутренней и внешней политики страны и одобренная самим народом символика нашего государства. Совокупность заложенных в ней идей, принципов, идеалов и символов по праву ныне составляет сердцевину государственной идеологии Республики Беларусь.
ВСТУПЛЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
по учебной дисциплине «Политология»
Витебск, 2003
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Провозгласив в конце ХХ столетия полный государственный суверенитет, Беларусь тотчас оказалась перед лицом исключительно серьезных проблем, связанных с выбором своего государственного и общественного бытия, определением своей внешней и внутренней политики.
Вот некоторые из них:
Поиск ответа на эти и многие
другие вопросы организации
Их
результатом стали
Совокупность заложенных в ней идей, принципов, идеалов и символов по праву ныне составляет сердцевину государственной идеологии Республики Беларусь.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Слово «конституция» происходит от латинского «constitutio» – т.е. установление, строение.
Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами.
Все современные конституции
Принято считать, что Конституция имеет социально-политическую сущность. Однако существуют разные трактовки этой идеи. Так, марксистский подход характеризует Конституцию как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса).
Современное, общепринятое понимание сущности Конституции – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.
Демократическая сущность Конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней учтены интересы всех социальных слоев общества с учетом международных стандартов.
Конституции, в зависимости от формы, в которой они выражены, подразделяются на писаные и неписаные.
К писаным относят Конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным – совокупность законодательных актов. Так, например, в Великобритании и Новой Зеландии Конституции не имеют четкой структуры. Ее роль выполняют группа законодательных актов.
По способу принятия Конституции подразделяются следующим образом:
1. Принятые путем всенародного голосования (Франция, Россия, Казахстан,
Эстония);
2. Принятые законодательным
3. Принятые специально
Интересно отметить, что есть страны, где Конституции длительное время сохраняют свою устойчивость, например, в США (принята в 1787 г., по настоящее время дополнена 27 поправками). В 10 государствах Конституционные процессы являются весьма динамичными, например, во Франции за 200 лет было принято 16 Конституций. За всю историю развития Беларуси было принято 5 Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978, 1994 гг.). Первые четыре Конституции РБ имели явно выраженный классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. Все в них было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах граждан, многие нормы носили декларативный характер. По этим Конституциям государство имело явно выраженный авторитарный характер.
Историческое решение –
Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются:
Конфликт между ветвями власти, начавшийся в Беларуси с конца 1994 г. и достигший своего апогея осенью 1996 г. привел к тому, что и Президент, и депутаты Верховного Совета предложили вынести на всенародное голосование самостоятельные проекты новых редакций Конституции 1994г. Конституционный кризис без танков был разрешен осенью 1996 г., когда на всенародном референдуме…
Какие изменения и дополнения были внесены в текст Конституции после прошедшего 24 ноября 1996 г. референдума?
В случае если изменения в Конституцию вносятся парламентом, то соответствующий закон может быть принят после двух обсуждений и одобрений парламентом с промежутком не менее трех месяцев.
СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Структура Конституции представляет
собой систему группировки
Преамбула
Раздел 1. Основы конституционного строя.
Раздел П. Личность. Общество. Государство.
Раздел Ш. Избирательная система. Референдум.
Глава 1. Избирательная система.
Глава 2. Референдум (народное голосование).
Раздел 1У. Президент. Парламент, Правительство. Суд.
Глава 3. Президент Республики Беларусь
Глава 4. Парламент – Национальное собрание.
Глава 5. Правительства – Совет Министров Республики Беларусь
Глава 6. Суд.
Раздел У. Местное управление и самоуправление.
Раздел У1. Прокуратура. Комитет государственного контроля.
Глава 7. Прокуратура.
Глава 8. Комитет государственного контроля.
Раздел УП. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел УШ. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.
Раздел 1Х. Заключительные и переходные положения.
В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В ней предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.
Основная часть Конституции состоит из 8 разделов. Третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).
В первом разделе раскрываются основы Конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенство воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех норм собственности и др.
Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.
Раздел четвертый, посвященный
статусу государственных
Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. В нем излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В шестом разделе содержатся нормы, регулирующие деятельность прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов, подведомственные правительству и некоторыми др. органами.
На Комитет государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и др.
Раздел УП содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формировании всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, имеет раздел УШ. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изложения.
Заключительные и переходные положения помещаются в разделе 1Х Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть использованы сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.
Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо изучать и трактовать в системной взаимосвязи.
Информация о работе Конституционное устройство Республики Беларусь