Конституционное устройство Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:24, лекция

Описание работы

Провозгласив в конце ХХ столетия полный государственный суверенитет, Беларусь тотчас оказалась перед лицом исключительно серьезных проблем, связанных с выбором своего государственного и общественного бытия, определением своей внешней и внутренней политики.
Их результатом стали разработанная в 1994-1996 годах и принятая на республиканском референдуме Конституция Республики Беларусь, сформированные при участии народа основные направления внутренней и внешней политики страны и одобренная самим народом символика нашего государства. Совокупность заложенных в ней идей, принципов, идеалов и символов по праву ныне составляет сердцевину государственной идеологии Республики Беларусь.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Работа содержит 1 файл

Конституция.doc

— 45.00 Кб (Скачать)


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКАЯ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

 

 

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ:

КОНСТИТУЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

по учебной дисциплине «Политология»

 

 

 

                                                                  Подготовил: ст. преподаватель

                                                                          кафедры философии и политологии

                                         СИВУХИН О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2003

 

 

 

 

ПЛАН  ЛЕКЦИИ:

     

  • ВСТУПЛЕНИЕ

 

  • ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ  РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ

 

 

  • СТРУКТУРА  КОНСТИТУЦИИ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Провозгласив в конце ХХ столетия полный государственный суверенитет, Беларусь тотчас оказалась перед лицом исключительно серьезных проблем, связанных с выбором своего государственного и общественного бытия,  определением своей внешней и внутренней политики.

Вот некоторые из них:

    • Как назвать свое государство и какой тип государственного устройства избрать?
    • Какие принципы должны находиться в основе взаимоотношений между личностью, обществом и государством?
    • Какие институты государственной власти и управления в наибольшей мере соответствуют политической культуре белорусского народа?
    • Какие базисные ценности должны быть положены в основу организации экономической, социальной и духовной жизни белорусского общества?
    • Какие внешнеполитические приоритеты соответствуют интересам белорусского народа?
    • Какие, наконец, символы адекватно отражают исторический путь и современные устремления белорусов?

            Поиск ответа на эти и многие  другие вопросы организации государственной  и общественной жизни белорусов  осуществлялся в ходе острейших  политических и научных дискуссий,  сотрясавших наше общество в последнее десятилетие прошлого века, анализа и переосмысления опыта исторического развития  собственной страны и многих стран мира.

           Их  результатом стали разработанная  в 1994-1996 годах и принятая на  республиканском референдуме Конституция Республики Беларусь, сформированные при участии народа основные направления внутренней и внешней политики страны и одобренная самим народом символика нашего государства.

Совокупность заложенных в ней  идей, принципов, идеалов и символов по праву ныне составляет сердцевину государственной идеологии Республики Беларусь.

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ  РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ

Слово «конституция» происходит от латинского «constitutio» – т.е. установление, строение.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношение с обществом и гражданами.

Все современные конституции закрепляют два важнейших аспекта:

    1. Провозглашение и гарантия прав и свобод человека и гражданина;
    2. Организацию государственной власти, определение основы конституционного строя, формы государственного устройства.

Принято считать, что Конституция  имеет социально-политическую сущность. Однако существуют разные трактовки  этой идеи. Так, марксистский подход характеризует Конституцию как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса).

Современное, общепринятое понимание  сущности Конституции – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются  пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность Конституции  будет тогда наиболее полной, когда  в ней учтены интересы всех социальных слоев общества с учетом международных  стандартов.

Конституции, в зависимости от формы, в которой они выражены, подразделяются на писаные и неписаные.

К писаным относят Конституции, принятые в виде единого документа, к неписаным – совокупность законодательных  актов. Так, например, в Великобритании и Новой Зеландии Конституции  не имеют четкой структуры. Ее роль выполняют группа законодательных актов.

По способу принятия Конституции  подразделяются следующим образом:

1. Принятые путем всенародного  голосования (Франция, Россия, Казахстан,  

    Эстония);

2. Принятые законодательным органом  (парламенты, Съезды Советов);

3. Принятые специально создаваемым  для этих целей органом                        (Конституционная ассамблея, учредительное  собрание и др.);

    1. Введение Конституции посредством одностороннего акта «дарования»        Конституции монархом – народу. (Во Франции – Наполеон 1, в 1996 г. Король Непала).

Интересно отметить, что есть страны, где Конституции длительное время  сохраняют свою устойчивость, например, в США (принята в 1787 г., по настоящее  время дополнена 27 поправками). В 10 государствах Конституционные процессы являются весьма динамичными, например, во Франции за 200 лет было принято 16 Конституций. За всю историю развития Беларуси было принято 5 Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978, 1994 гг.). Первые четыре Конституции РБ имели явно выраженный классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. Все в них было подчинено интересам вначале социалистического, а затем и коммунистического строительства. Их недостатком было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах граждан, многие нормы носили декларативный характер. По этим Конституциям государство имело явно выраженный авторитарный характер.

Историческое решение – принятие 5-й Конституции, к которой депутаты Верховного Совета Республики Беларусь шли на протяжении почти четырех  лет, состоялось 15 марта 1994 г.

Отличительными признаками нового Основного Закона Беларуси являются:

    1. деилогизированный характер;
    2. закрепление в качестве экономической основы многообразие форм собственности;
    3. установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
    4. закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
    5. разделение и взаимодействие законодательной, исполнительной, судебной власти;
    6. прямой характер действия норм Конституции.

Конфликт между ветвями власти, начавшийся в Беларуси с конца 1994 г. и достигший своего апогея осенью 1996 г. привел к тому, что и Президент, и депутаты Верховного Совета предложили вынести на всенародное голосование самостоятельные проекты новых редакций Конституции 1994г. Конституционный кризис без танков был разрешен осенью 1996 г., когда на  всенародном референдуме…

Какие изменения и дополнения были внесены в текст Конституции  после прошедшего 24 ноября 1996 г. референдума?

    1. Наиболее существенные изменения претерпел раздел 1У, посвященный организации и деятельности высших органов государства – Президента, парламента, судов, расширены права граждан. По форме правления Беларусь стала Президентская Республика.
    2. Парламент Беларуси (Национальное Собрание) стал двухпалатным – Совет Республики и Палата представителей. Каждая из них обладает своей компетенцией.
    3. По Конституции обеспечивается участие двух ветвей власти – представительной и исполнительной в формировании третьих органов: Конституционного суда, Центризберкома, Верховного и Высшего хозяйственного судов.
    4. Получил свое развитие принцип судебной защиты прав и свобод граждан вплоть до обращения в международные организации.
    5. Предусмотрены нормы, обеспечивающие стабильность Конституции. В этих целях в Конституции определено, что разделы, посвященные основам Конституционного строя, личности, обществу и государству, организации и деятельности высших органов власти, а также действию Конституции и порядку ее изменения могут быть изменены только путем народного голосования.

В случае если изменения в Конституцию  вносятся парламентом, то соответствующий закон может быть принят после двух обсуждений и одобрений парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

 

СТРУКТУРА  КОНСТИТУЦИИ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных  норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы. В целом Конституция выглядит следующим образом:

            Преамбула  

Раздел 1. Основы конституционного строя.

Раздел П. Личность. Общество. Государство.

Раздел Ш. Избирательная система. Референдум.

Глава 1.     Избирательная  система.

Глава 2.     Референдум (народное голосование).

Раздел 1У. Президент. Парламент, Правительство. Суд.

Глава 3.     Президент  Республики  Беларусь

Глава 4.     Парламент –  Национальное собрание.

Глава 5.     Правительства – Совет Министров Республики  Беларусь

Глава 6.     Суд.

Раздел У.   Местное управление и самоуправление.

Раздел У1. Прокуратура. Комитет  государственного контроля.

Глава 7.     Прокуратура.

Глава 8.     Комитет государственного контроля.

Раздел УП. Финансово-кредитная  система Республики  Беларусь

Раздел УШ. Действие Конституции  Республики  Беларусь и порядок  ее     изменения.

Раздел 1Х.  Заключительные и переходные положения.

В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В ней предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики  Беларусь.

Основная часть Конституции  состоит из 8 разделов. Третий, четвертый  и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).

В первом разделе раскрываются основы Конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенство воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех норм собственности и др.

Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Раздел четвертый, посвященный  статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях  Главы государства, парламента, правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. В нем излагаются наиболее важные аспекты организации  и деятельности, полномочий местных  Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы, регулирующие деятельность прокуратуры  и Комитета государственного контроля. Органы прокуратуры, имеющие строгую  централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов, подведомственные правительству и некоторыми др. органами.

На Комитет государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности  и др.

Раздел  УП содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики  Беларусь.

Важнейшее значение для определения места  и роли Конституции, формировании всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, имеет раздел УШ. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изложения.

Заключительные  и переходные положения помещаются в разделе 1Х Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить «переход» к реализации тех норм, которые не могут быть использованы сразу с введением  в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь  текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо изучать и трактовать в системной взаимосвязи.   

 

 

                                                              

             

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конституционное устройство Республики Беларусь