Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:55, курсовая работа
Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого является Конституция, требует наличия конституционного контроля.
Конституционный Суд Республики Беларусь - государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.
Введение
1. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь
2.Структура и организация работы Конституционного Суда Республики Беларусь
3. Порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь
2.Структура и организация работы Конституционного Суда Республики Беларусь
3. Порядок возбуждения и рассмотрения дел в Конституционном Суде
Заключение
Список литературы
Введение
Институт конституционного
правосудия существует в абсолютном
большинстве современных
Конституционный Суд Республики Беларусь - государственный орган, призванный осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов, обеспечивать соответствие законодательства Конституции, её верховенство на всей территории государства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, а также его цели, задачи и функции определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и другими актами законодательства.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон.
«Конституционный Суд
занимает особое место в системе
органов судебной власти и в государственном
механизме в целом. Этот конституционный
орган - одного уровня с высшими органами
законодательной и
Конституционный Суд играет важную роль в защите прав и свобод человека, социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан.
Хотя Конституционный Суд Республики Беларусь, как и аналогичные суды других стран, выносит меньше решений, чем иные (общие и хозяйственные) суды, но принимаемые им заключения затрагивают интересы тысяч и тысяч людей, часто имеют судьбоносное значение для страны и её национальной правовой системы. Поэтому решения Конституционного Суда должны быть юридически аргументированы, объективными и политически нейтральными.
1. Тиковенко А. Г. Конституционная природа судебной власти \\ Право и демократия. Мн., 1999. с.149
1. Порядок формирования и состав Конституционного Суда Республики Беларусь
Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей.
Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда (в дальнейшем - судья).
Шесть судей Конституционного
Суда назначаются Президентом
В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда и его заместителя или невозможности исполнения этими лицами своих обязанностей старший по возрасту судья Конституционного Суда пользуется их полномочиями.
Судья Конституционного Суда. Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. После назначения, избрания на должность судье Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь в установленном порядке присваивается квалификационный класс судьи.
Предельный возраст членов Конституционного Суда -- 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.
Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Председателя Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Заместитель Председателя Конституционного Суда избирается судьями Конституционного Суда по представлению Председателя Конституционного Суда.
Судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги.
К присяге членов Конституционного Суда, как назначенных Президентом Республики Беларусь, так и избранных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Досрочное прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.
Полномочия судьи
1) по его просьбе об отставке;
2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Беларусь;
3) в связи с достижением
предельного возраста
4) в связи с продолжением судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, деятельности, не совместимой с должностью судьи;
5) в связи с совершением
судьей поступка, порочащего честь
и достоинство судьи, либо
6) в связи с вступившим в отношении судьи в законную силу обвинительным приговором;
7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
8) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, вступившим в законную силу;
9) в связи с признанием
судьи в установленном порядке
нетрудоспособным либо
10) в случае смерти судьи.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой настоящей статьи, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного
состава судей.
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда
Полномочия судьи
1) дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
2) судья Конституционного
Суда зарегистрирован в
Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.
Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.
Восстановление полномочий
судьи Конституционного Суда допускается
после отпадения оснований к
их приостановлению и
Отставка судьи Конституционного Суда.
Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 части первой статьи 18 Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь
Стаж работы судьи Конституционного
Суда, дающий право на отставку и
выплату ежемесячного пожизненного
содержания, определяется в соответствии
с законодательством Республики
Беларусь. При этом в стаж работы
в должности судьи
Порядок назначения и выплаты
ежемесячного пожизненного содержания
устанавливается Президентом
Председатель Конституционного Суда:
руководит работой Конституционного Суда, распределяет между его членами обязанности;
созывает Конституционный Суд и председательствует на его заседаниях;
принимает меры поощрения и налагает взыскания на судей Конституционного Суда в соответствии с регламентом;
осуществляет общее
вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности.
Председатель Конституционного Суда издает распоряжения по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда осуществляет другие
полномочия в соответствии
с настоящим Законом и
Заместитель Председателя Конституционного Суда
Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда, исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.
Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности.
Неприкосновенность судьи Конституционного Суда
Судья Конституционного Суда неприкосновенен. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.
Лица, назначенные, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.
Уголовное дело в отношении члена Конституционного Суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.
2. Структура и
организация работы
Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.
Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.
При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.
В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь, статьей 5 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" Конституционный Суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:
о соответствии законов, декретов,
указов Президента, международных договорных
и иных обязательств Республики Беларусь
Конституции и международно-
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;