Налоговое право Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне рассмотреть характеристику и основные черты налогового права Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в том, чтобы:
· Дать характеристику основным понятиям налогового права;

· Раскрыть сущность и особенности налоговых правоотношений;

· Рассмотреть виды налогово-правовых норм;

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 41.79 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговое право является достаточно молодой  отраслью национального права, что  связано с «молодостью» самой  налоговой системы Республики Беларусь. Совокупность налоговых платежей, организация  налогового контроля, ответственность  за нарушение налогового законодательства начали свое формирование в начале 90-хх гг. XX века, когда Республика была провозглашена самостоятельным  государством. В современном цивилизованном мире налоги - основная форма доходов  государства. За счет налоговых поступлений  формируется около 90 процентов всех доходов консолидированного бюджета  Республики Беларусь.

Налоги  составляют основу жизни любого государства. Без налогов немыслимо существование  самого института государства. Кроме  того, в рыночной экономике налоги являются одним из важнейших рычагов  государственного влияния на экономические  процессы. Они служат теми "кровеносными артериями", по которым происходит финансовое наполнение бюджета разных уровней для реализации жизнеобеспечивающих  функций государства. Успешность поступления  налогов, понимание налогоплательщиками  объективной необходимости их уплаты во многом определяются уровнем налоговой  культуры общества, которая может  быть сформирована в процессе обучения подрастающих поколений. Можно и  даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию , формировать у всего населения, а в частности у белорусов осознанное представление, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов - одно из самых тяжких преступлений.

Налоговое право является необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Помимо сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для воздействия государства на сферу экономики, политики и социальной защиты граждан. И поэтому изучение теоретических и практических основ налогового права необходимо не только студентам экономических и юридических специальностей вузов, специалистам предприятий, руководителям фирм и предпринимателям, но и гражданам, желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.

Цель  исследования состоит в том, чтобы на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне рассмотреть характеристику и основные черты налогового права Республики Беларусь.

Задачи  исследования состоят в том, чтобы:

·  Дать характеристику основным понятиям налогового права;

 

·  Раскрыть сущность и особенности налоговых правоотношений;

 

· Рассмотреть виды налогово-правовых норм;

Структура работы представлена:

Введением,3главами, заключением, списком использованных источников.

Глава 1- Понятие и сущность налогового права.

Глава 2- Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых отношений в Республике Беларусь.

Глава 3 – Налогово-правовые нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА

1.1.Понятие и предмет налогового  права

 

Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения, возникшие  в процессе движения денежных средств  от плательщиков налогов в бюджет и во внебюджетные фонды.

Возникновение налогового права связано с необходимостью урегулировать общественные отношения  по учету, исчислению и уплате в бюджет установленных законом налоговых  платежей между государством в лице его органов и плательщиками. В качестве которых выступают  юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную  деятельность и получающие от нее  доход, а также физические лица, имеющие  в собственности определяемый в  налоговых нормах объект налогообложения.

Налоговое право состоит из двух частей:

  • общая - включает общие принципы построения налоговой системы, принципы налоговых отношений, понятие налога, права и обязанности налогоплательщиков и т.д.
  • особенная - включает в себя конкретные налоги с определением их плательщиков, объектов, ставок, льгот и порядка уплаты.

 Налоговому праву, как и любой другой отрасли права, присущ самостоятельный предмет правового регулирования, выступающий в виде сложных и многоступенчатых общественных отношений.

Маньковский И.А. полагает, что предмет налогового права - урегулированные нормами  налогового права общественные отношения, возникающие между государством в лице органов и плательщиками  по поводу перераспределения в установленном  порядке собственности последних  в пользу государства.

Можно сказать, что предмет налогового права  составляют налоговые правоотношения между:

  1. государственными органами и налоговыми органами на разных уровнях (например, органами УДФР КГК РБ, судом, прокуратурой и налоговыми органами);
  2. налоговыми органами и плательщиками по исполнению налогового обязательства, по реализации прав и обязанностей, по осуществлению контроля и др.;
  3. должностными лицами налоговых органов и плательщиками.

Вместе  с тем характеристика налогового права с точки зрения его предмета не раскрывает в полном объеме понятие  налогового права. Необходимо еще и  наличие метода налогово-правового  регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание средств, приемов и способов воздействия  норм налогового права на участников общественных отношений по отчуждению частей собственности юридических  и физических лиц (в том числе  индивидуальных предпринимателей) в  государственный бюджет

 

1.2. Источники налогового права

 

Источниками права в юридической литературе признаются нормативные правовые акты, которые являются внешней формой выражения, обязательной для исполнения воли компетентного государственного органа. Обязательные для исполнения требования, закрепленные в нормативных  правовых актах, обеспечиваются принудительной силой государства. Источники же налогового права - официально определенные внешние формы его выражения, то есть нормативные правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов; конкретные формы выражения налоговых норм.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь источники налогового права  могут выступать в форме следующих  нормативных правовых актов:

1. Конституция  Республики Беларусь - основной Закон  государства, нормативный документ, обладающий наивысшей юридической  силой и закрепляющий основные  принципы правового регулирования  общественных отношений в налоговой  сфере. 

2. Кодекс - кодифицированный нормативный  правовой акт, состоящий из  расположенных в определенной  логической последовательности  правовых норм, системно регулирующих  какую либо отрасль права. Яркий  пример Кодекса в налоговом  праве - это, несомненно, Общая  часть Налогового Кодекса республики  Беларусь.

3. Закон  - нормативный правовой акт, в  котором закреплены принципы  регулирования наиболее важных  общественных отношений (например, Закон Республики Беларусь «О  подоходном налоге с физических  лиц).

4. Декрет  Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт главы  государства, имеющий силу закона (например, Декрет Президента Республики  Беларусь № 28 от 17.12.2002г. «О  государственном регулировании  производства, оборота, рекламы и  потребления табачного сырья  и табачных изделий»).

5. Указ  Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт, издаваемый  главой государства в целях  реализации полномочий, предоставленных  Конституцией Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь  №419 от 30.06.2006г. «О дополнительных  мерах по регулированию налоговых  отношений»).

6. Постановления  Палат Парламента.

7. Постановление  Совета Министров Республики  Беларусь издаются в случаях,  прямо предусмотренных налоговым  законодательством применительно  к отдельным элемента налога.

8. Акты  Конституционного Суда Республики  Беларусь (решения, заключения, регламент), Постановления Пленума Верховного  Суда Республики Беларусь, Постановления  Пленума Высшего Хозяйственного  Суда Республики Беларусь, акты  Генерального прокурора Республики  Беларусь - нормативные правовые  акты, регулирующие общественные  отношения в пределах компетенции  указанных органов, предоставленной  Конституцией Республики Беларусь  и принятыми в соответствии  с ней законодательными актами  Республики Беларусь (например, Постановление  Пленума ВХС РБ «О практике  рассмотрения заявлений в порядке  приказного производства»).

9. Постановления  республиканских органов государственного  управления (министерства) и Национального  банка Республики Беларусь - нормативные  акты, регулирующие общественные  отношения в сфере налогообложения,  принимаются в пределах компетенции  соответствующего государственного  органа и во исполнение нормативных  правовых актов большей юридической  силы (Постановление Министерства  по налогам и сборам Республики  Беларусь №124 от 29.12.2003г. «Об утверждении  инструкции о порядке организации  и проведения проверок налоговыми  органами Республики Беларусь»).

10. Решения  органов местного управления  и самоуправления - нормативные правовые  акты, принимаемые местными Советами  депутатов в пределах предоставленной  им компетенции, регулируют вопросы  местного значения, имеют обязательную  силу на территории, подчиненной  принявшему их органу местного  управления и самоуправления (например, Решение Витебского областного  Совета депутатов от 29 ноября 2006 г. №221 «Об утверждении инструкций  о местных налогах и сборах»).

11. Общепринятые  принципы международного права  - принципы, обладающие высшей степенью  нормативной обобщенности: налогового  суверенитета, налоговой недискриминации,  налогообложения на основе гражданства, резидентства, территориальности и др. Закреплены в Европейской социальной хартии.

12. Международные  договоры - например, Соглашение между  Правительством Республики Беларусь  и Правительством Российской  Федерации о принципах взимания  косвенных налогов при экспорте  и импорте товаров (работ, услуг).

Нормативные акты можно классифицировать следующим  образом:

  • законодательные ( Конституция Республики Беларусь, Законы, Декреты, Указы); акты законодательства (постановления, инструкции, распоряжения).
  • общие нефинансовые законы (это законы, относящиеся к другим отраслям права, но содержащие налоговые нормы (например, Уголовный Кодекс РБ))
  • общие финансовые законы (Закон РБ «О бюджете РБ на 2007 год»)
  • общие налоговые законы (Закон РБ «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ)
  • специальные законы (Закон РБ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РБ «О подоходном налоге с физических лиц»)

С вступлением  в силу НК РБ появился термин налоговое  законодательство, под которым понимается система принятых на основании и  в соответствии с Конституцией РБ нормативных правовых актов, которая  включает НК РБ и законы, регулирующие вопросы налогообложения; Декреты, Указы, распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения; Постановления  Правительства РБ, регулирующие вопросы  налогообложения и принятые на основании  и во исполнение НК РБ, законов, актов  Президента РБ; нормативные правовые акты республиканских органов управления, органов местного управления и местного самоуправления, регулирующие вопросы  налогообложения. Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено НК РБ или Президентом РБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1.Понятие и виды налоговых правоотношений

Налоговое правоотношение - вид финансового  правоотношения; урегулированное нормами  налогового права общественное отношение, возникающее в процессе осуществления  налоговых изъятий принадлежащих  организациям и физическим лицам  денежных средств, с целью обеспечения государства финансовыми ресурсами. Налоговые правоотношения - отношения, возникающие в связи с налоговыми нормами и фактами, регулирующие установление, изменение и отмену налогов, сборов (пошлин), участники которых наделены субъективными правами, связанные с уплатой налогов, сборов (пошлин) в бюджет и внебюджетные фонды.

Виды  налоговых правоотношений:

  • Исходя из функций, выполняемых нормами права:

Информация о работе Налоговое право Республики Беларусь