Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является уяснение конституционных основ экологической политики как в белорусском политико-конституциональном контексте, так и международном; рассмотрение теоретических положений о понятии и содержании конституционных основ экологического права, в том числе отдельных прав и обязанностей граждан. А также выявления тенденций и перспектив их развития, роли, места и характера конституционного института основ экологической политики и его компонентов.
Введение..............................................................................................................2
Глава 1. Понятие конституционных основ экологического права…...…….4
Глава 2. Этапы развития конституционных основ экологического права..................................................................................................................13
Глава 3. Экологические права и обязанности граждан................................17
Заключение........................................................................................................25
Список использованных источников....................................................................27
В Конституции Республики Беларусь существует много иных норм общего характера, которые имеют отношение к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Например, положения о том, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния [8, ст. 9]; о защите прав и свобод человека и гражданина [8, ст. 10, 11]. Принципиальное значение имеют также положения ст. 137, закрепляющие реальное верховенство Конституции Республики Беларусь над иными нормативно-правовыми актами. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.
Кроме того, в первую группу включаются следующие права и свободы, закреплённые в Разделе II Конституции: право на жизнь [8, ч. 1 ст. 24];право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации [8, ч. 1 ст. 34]; свобода мнений и убеждений и их свободное выражение [8, ч. 1 ст. 33]; право на свободу объединений [8, ч. 1 ст. 36]; право на участие в управлении делами государства [8, ч. 1 ст. 37]; право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [8, ч. 1 ст. 40]; право на охрану здоровья и медицинскую помощь [8, ч. 1 ст. 45].
Каждая из этих норм по-своему позволяет гражданам реализовывать себя, участвуя в экономической и политической жизни общества, а тем более и в социальной, которая, как известно, просто немыслима без всеобщего благополучия. Однако, благосостояние общества не исчерпывается уровнем доходов и количеством прав и свобод. Необходимо учитывать и ряд других факторов, в том числе и состояние окружающей среды. Поэтому, при характеристике Конституции Республики Беларусь, как основополагающего источника экологического права, следует обратить особое внимание на специальные экологические нормы. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Они в свою очередь объединяются в четыре подгруппы:
– право граждан на благоприятную окружающую среду
– право собственности на природные объекты
– основы природопользования
– основы ответственности за нарушение экологического законодательства
К первой можно отнести право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды [8, ч. 1 ст. 34]; право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения [8, ч. 1 ст. 45] и непосредственно ст. 46, закрепляющую право каждого на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причинённого нарушением этого права.
Право собственности па природные объекты определяется через благосостояние и суверенитет Республики Беларусь [8, ст. 9]. В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь, всем предоставляются равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещённой законом, и гарантируется равная защита и равные условия. Недра, леса, воды составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства [8, ст. 13]. Государство гарантирует гражданам право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни, а также право собственности, содействуя её приобретению.
Основы природопользования закрепляются статьёй, определяющей контроль государства за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановлении окружающей среды [8, ст. 46].
С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждан Конституция Республики Беларусь предусматривает, как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда, заложенные в основах ответственности за нарушение экологического законодательства [8, ст. 60].
В конституциях большинства европейских государств экологическая концепция сформулирована в самостоятельных главах или статьях. И это несмотря на то, что они принимались 20-25 лет назад. Стержнем экологической концепции в конституциях этих стран является закрепление права человека на благоприятную, экологически безопасную окружающую среду. Особенно ярко это выражено в Конституции Португалии и Федеральной Конституции Швейцарии. Пожалуй, единым требованием экологической концепции всех конституций является положение об общегосударственном характере природоохранительных мер. Так, Конституция Португалии обязывает государство предупреждать и вести борьбу с загрязнением, его последствиями и вредными формами эрозии; обустраивать территорию по подобию экологически сбалансированных зон; создавать и развивать заповедники, природные парки; рационально использовать природные ресурсы, защищая их способность к самообновлению и экологической стабильности. В федеральной Конституции Швейцарии больше внимания обращается на обязанности государства по рациональному использованию и защите водных ресурсов. В Конституции Греции регламентируются формы защиты лесов и лесных массивов. Конституция Франции установила, что государство должно обеспечить гармоничный баланс населения в городской и сельской местностях [2, c. 28].
Из выше сказанного можно сделать вывод, что конституционные права и свободы в области экологии составляют основу конституционно-правового статуса личности. Именно свободы, так как этот термин позволяет подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, призван оградить личность от вмешательства государства в её внутренний мир, а «право» предполагает участие личности в делах общества и государства.
Конституционные права и свободы в области экологии перед другими заметно отличаются, в виду их некоторых специфических особенностей:
– имеют повышенную значимость для общества;
– составляют ядро других прав;
– обеспечиваются повышенной правовой охраной [3, с. 277].
Их суть и позволяет провести грань между естественными правами (право на жизнь, на неприкосновенность жилища), которые принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государством, и позитивными (право на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья), предоставляемые государством, в силу чего и могут быть ограничены. Хотя экологические права напрямую не относятся к негативным, это не означает их умаления. Их достойная реализация и совершенствование возможны только на таких категориях как свобода и справедливость, а юридическая защита – после закрепления в актах законодательства. Поэтому, когда приходится говорить о праве на жизнь, неспроста затрагивается тема благоприятной окружающей среды. Это право, которое можно отнести к правам третьего поколения, стоящее наряду с такими как право на существование, на самоопределение, право на самобытность.
Приступая к рассмотрению вопроса о становлении и развитии конституционных основ экологического права, необходимо учитывать, прежде всего, что речь пойдет об истории конституционного регулирования экологических отношений.
Возникновение конституционного регулирования данных отношений связано с появлением в Беларуси актов конституционного характера: как по форме (единый письменный акт, именуемый «конституцией»), например, Декларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г., получившая 25 августа 1991 г. статус конституционного закона [11]; так и по содержанию, то есть актов регулирующих отдельные основные вопросы устройства общества и государства, но не являющихся в собственном смысле конституционными законами и не представляющих в совокупности единого письменного акта – конституции государства. Однако конституционное развитие в нашей стране не сводиться лишь к появлению актов, формально именуемых конституциями. Следует учитывать совокупности актов конституционного уровня и значения, действовавших до образования независимого белорусского государства. Все вместе они представляли образ конституции для своего этапа.
На наш взгляд, можно говорить о существовании конституционных начал в Беларуси, во все периоды отечественной истории – монархический, принимая во внимание её нахождение в составе Российской империи; социалистический – в составе СССР и современный, как этап самостоятельного и независимого существования Республики Беларусь. Однако следует подчеркнуть, что в монархический период истории законодательства не осуществлялось конституционное урегулирование отношений по охране природы и рациональному использованию и охране природных ресурсов, поскольку, во-первых, не существовало таких актов как конституция, а, во-вторых, в актах конституционного значения данного периода отсутствовали нормы, регламентировавшие указанные отношения. Следовательно, регулирование отношений по охране природы и природопользованию впервые стало осуществляться в актах конституционного значения только в социалистический период отечественной истории.
Периодизацию развития конституционных основ экологического права можно провести, по следующим критериям. Во-первых, в зависимости от формы государственного строя история конституционного регулирования экологических отношений включает два периода: социалистический – с 1917 г. по 1991 г. и современный – с 1991 г. по настоящее время.
За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций: в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг. При этом, практически все из них, кроме Конституции 1978 г., носили порой явно классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все было подчинено интересам коммунистического строительства [4, c. 6].
В свою очередь, социалистический период включает в себя определенные этапы, связанные с фактом принятия актов конституционного значения и конституций в государстве. Так, включает в себя следующие этапы: 1) 1919-1927 гг.; 2) 1927-1937 гг.; 3) 1937-1978 гг.; 4) 1978-1991 гг. [1, c. 38].
Особый интерес представляет первый этап. История конституционного регулирования экологических отношений, формально началась не с принятия первого основного закона на территории Беларуси – Конституции ССРБ 1919 года, а немного ранее, с принятия 26 октября 1917 года декрета «О земле» II Всероссийским съездом Советов.
Данный декрет, наряду с другими первыми декретами советской власти являлся своего рода актом конституционного характера и значения, оформляющим основы земельных отношений ССРБ [2, с. 121].
В первые месяцы советской власти все декреты в совокупности составляли неписаную конституцию ССРБ в составе Российского государства – до появления единого официального текста.
Несомненно, декрет “О земле” представлял собой основополагающий законодательный акт в области регулирования природопользования и закрепил коренные изменения в отношении собственности на землю и иные природные ресурсы. “В декрете была заложена существенная часть предпосылок нового конституционного строя” [1, c. 47].
В декрете отменялось право частной собственности на землю, земля объявлялась всенародным достоянием и устанавливалось, что земля переходит в пользование всех трудящихся на ней. Все сделки с землей запрещаются: “земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким другим способом отчуждаема”. Таким образом, осуществлялась национализация земли. Также устанавливался принцип уравнительного землепользования – земля распределялась между трудящимися с учетом местных условий по трудовой или потребительной норме. Декретом «О земле» предусматривалась национализация не только земли, но и других природных ресурсов: недр, лесов, вод.
Очевидно, что декрет «О земле» имел огромный социально-экономический смысл, поскольку заложил основы не только земельного строя, но и рационального природопользования, а провозглашенная им национализация земли и других природных ресурсов являлась важнейшей предпосылкой проведения государственных мероприятий по охране природы.
В дальнейшем идеи национализации находят развитие в декретах «О лесах» (1918 г.), «О недрах земли» (1920 г.) и «О социализации земли» (1918 г.).
В декрете «О социализации земли» закреплялось всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, утверждалось равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного назначения. В Конституции ССРБ 1919 г. в отличие от декрета «О земле» использовала наряду с понятием «общенародное достояние» и термин «национальное достояние». Понятие «общенародное достояние» использовалось по отношению к земле (земельному фонду), термин “национальное достояние” – к другим природным ресурсам (недрам, лесам, водам), причем только общегосударственного значения [15, с. 20]. При этом, конституция ССРБ вслед за декретом «О земле», используя понятия «общенародное достояние», ничего не говорит о государственной собственности, в частности, о праве собственности государства на природные ресурсы. Таким образом, конституционно был закреплен переход от концепции собственности (права собственности) государства на природные ресурсы к концепции «общенародного (национального) достояния», отвечающий тогдашним теоретическим положениям марксизма о социалистическом строе.
В зависимости от степени преобладания конституционного регулирования, направленного на природопользование или охрану окружающей среды можно выделить также два периода. Первый – экономический, характеризующийся преимущественно конституционным регулированием использования природных ресурсов (с 1919 г по 1978 г.), и экологический, характеризующийся конституционным регулированием наряду с природопользованием, также охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности (с 1978 г. по наше время).
Информация о работе Конституционные основы экологического права Республики Беларусь