Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является уяснение конституционных основ экологической политики как в белорусском политико-конституциональном контексте, так и международном; рассмотрение теоретических положений о понятии и содержании конституционных основ экологического права, в том числе отдельных прав и обязанностей граждан. А также выявления тенденций и перспектив их развития, роли, места и характера конституционного института основ экологической политики и его компонентов.
Введение..............................................................................................................2
Глава 1. Понятие конституционных основ экологического права…...…….4
Глава 2. Этапы развития конституционных основ экологического права..................................................................................................................13
Глава 3. Экологические права и обязанности граждан................................17
Заключение........................................................................................................25
Список использованных источников....................................................................27
0
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра экологического и аграрного права
Курсовая работа
Конституционные основы экологического права
Республики Беларусь
Выполнил:
студент 1 курса, 11 группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Экономическое право»
очной формы обучения
Сидоревич Андрей Владимирович
_________________
Научный руководитель:
Мороз Олег Васильевич
Минск
2008
28
Введение......................
Глава 1. Понятие конституционных основ экологического права…...…….4
Глава 2. Этапы развития конституционных основ экологического права.........................
Глава 3. Экологические права и обязанности граждан.......................
Заключение....................
Список использованных источников....................
В становлении и укреплении белорусской государственности существенное значение имеет экологическая составляющая политики государства. Высокоразвитые государства, истощив собственные природные ресурсы, либо законсервировав их, проявляют интерес к странам с переходной экономикой. В связи с этим возрастает напряжённость экологической обстановки, обусловленная стремлением экономически сильных стран замедлить развитие слабых, получить за бесценок их сырьевые ресурсы, использовать их территории для хранения токсичных отходов.
В настоящее время благоприятное состояние окружающей среды всё очевиднее становится новым ориентиром политики. Поэтому ряд таких вопросов, как взаимоотношения между человеком и природой, интеграция экологических, экономических и общественных проблем, развитие конституционных положений об экологических правах граждан и основах рационального природопользования заслуживают пристального внимания, как со стороны государства, так и общества. В силу их особой важности, на наш взгляд, представляется возможным выделить такой политико-правовой институт как конституционные основы экологической политики. Такой институт экологического права, который более полно и ясно даст представление о природоресурсной и природоохранной его составляющей.
Особый интерес представляет анализ задач, перспектив развития и значения экологической политики для государства и общества с точки зрения юридической науки, через призму конституции унитарного, демократического, социального, правового государства, которое осознало необходимость и неизбежность учёта требований экологии для достижения целей экономического и социального развития.
Предмет конституционно-правового регулирования поглощает предмет всех иных отраслей национального права, но к ним не сводится. Он, безусловно, шире. Поэтому, предмет исследования данной работы составляют, в первую очередь, нормы Конституции Республики, регулирующих всевозможные экологические отношения, а также норм, получивших дальнейшее развитие в экологическом законодательстве, касающихся использования и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, всевозможных уровней государственного управления в реализации конституционных основ экологической политики, проблем законотворчества в изучаемой сфере.
Целью работы является уяснение конституционных основ экологической политики как в белорусском политико-конституциональном контексте, так и международном; рассмотрение теоретических положений о понятии и содержании конституционных основ экологического права, в том числе отдельных прав и обязанностей граждан. А также выявления тенденций и перспектив их развития, роли, места и характера конституционного института основ экологической политики и его компонентов.
Для достижения цели ставились такие задачи, как рассмотрение положений Конституции Республики Беларусь, норм действующего законодательства, специфики деятельности органов государственной власти в аспекте данной проблемы, определения связей и отношений между конституционными нормами и другими нормами действующего законодательства.
Ведущая роль в исследовании проблем конституционных основ экологической политики Республики Беларусь, несомненно, принадлежит конституционному праву. Науке, изучающей вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, основами их существования и развития, устанавливающей главные тенденции развития конституционно-правовых институтов, определяющей развитие государства и общества. Несомненно, научный анализ конституционных основ экологической политики, как сложного политико-правового института, возможен только с позиций конституционного права, что является условием глубокого и всестороннего познания данного феномена.
Конституция как основной закон государства выполняет фундаментальную, основополагающую роль в регулировании экологических отношений, являясь юридической базой становления, развития и совершенствования экологического законодательства. Кроме того, конституционные положения способствуют формированию её институтов, очерчивают, как правило, круг общественных отношений входящих в предмет отрасли, и, естественно, закрепляют и регулируют основы этих отношений. Поэтому, можно говорить об определяющей роли конституционных норм, имеющих учредительный и организационный характер, в процессе определения предметной области, регулируемой экологическим правом.
Конституционные экологические положения являются фундаментальными в развития отрасли экологического права, направлены на регулирование экологических отношений. Кроме того, конституционные основы должны стать базой для формирования современного экологического законодательства. Конституционные основы экологического права имеют особый характер в ряду конституционных основ других отраслей права, поскольку экологическое право – отрасль права, имеющая специфику, обусловленную сущностью регулируемых ей экологических отношений. Они являются не только базой развития экологических отношений, отражающей особенности последних, но сами находятся в зависимости от естественных законов развития природы, и, следовательно, должны их выражать и быть ими связаны.
Экологическая основа конституционного строя Республики Беларусь на данном этапе представлена системой конституционных положений Основного закона Республики Беларусь [4, c. 5]. Исходя из общего духа Конституции, меры по охране окружающей среды носят общегосударственный характер. В ней особенно отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка, а также его урегулирования. При этом, экологическая основа не стоит отдельно, а в ряду с экономической, политической, социальной и другими основами конституционного строя Республики Беларусь и, по сути, должна отражать экологические цели, принципы, функцию и обязанности государства, формирующиеся в процессе исторического развития.
Характеризуя Конституцию Республики Беларусь, предполагается исходить из следующего понимания современных конституционных основ экологического права:
● Республика Беларусь – государство, целью которого является достижение и поддержание благоприятного качества окружающей среды, способствующего устойчивому развитию общества, балансу экономических и экологических интересов нынешнего и будущего поколений граждан;
● государство обязано осуществлять деятельность по охране окружающей среды, обеспечению рационального использования и охране природных ресурсов, экологической безопасности человека, общества, государства в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду;
● в Республике Беларусь охраняется окружающая среда, отдельные природные компоненты – земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат природные комплексы (природные территории), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, а также места их обитания.
В ныне действующей Конституции Республики Беларусь основы экологического права, представленные нормами как общего, так и специального характера, находят своё отражение, как правило, в двух первых разделах, а сам термин «экология» в тексте Конституции выступает наряду с «охраной окружающей среды», «использованием природных ресурсов» и «обеспечением экологической безопасности» и используется как охватывающее их, включающее в своё содержание. Так, Правительство Республики Беларусь обеспечивает в Беларуси проведение единой государственной политики в области экологии. Это является своего рода подтверждением существования экологической политики государства, проводником которой выступает Правительство Республики Беларусь [8, ст. 107].
Конституционные основы экологического права – самостоятельный межотраслевой правовой институт, который понимается в узком и широком значениях.
В узком понимании – это совокупность норм Конституции Республики Беларусь, регулирующих экологические отношения, включающих в себя отношения по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию и охране природных ресурсов.
В широком значении под конституционными основами экологического права понимается совокупность конституционно-правовых норм, содержащихся в Конституции Республики Беларусь, ратифицированных международных договорах, законах, декретах и указах Президента, решениях Конституционного Суда Республики Беларусь,
Нормы, составляющие правовой институт конституционных основ экологического права, понимаемого в узком значении, представляют собой:
● нормы, устанавливающие экологическую основу конституционного строя;
● нормы, регулирующие экологические права и обязанности;
● нормы, закрепляющие право собственности на природные ресурсы;
● нормы, предусматривающие полномочия высших органов государственной власти в области регулирования экологических отношений.
Нормы, составляющие правовой институт конституционных основ экологического права, понимаемого в широком значении, подразделяются по источникам на:
● нормы Конституции Республики Беларусь;
● нормы конституционных законов;
● нормы международного права;
● нормы обычных законов;
● правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь.
В зависимости от того, на какой именно объект направлена та или иная норма, при рассмотрении конституционных основ экологического права, принято выделять две группы норм Конституции: общие и чисто экологические. Первая группа – опосредованно регулирующая экологические отношения, так называемые нормы общего характера; вторая – непосредственно регулирующая основы общественных экологических отношений, которые важны с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В группу общих норм в первую очередь входят положения Раздела I «Основы конституционного строя» о форме правления, форме государственного устройства, государственном режиме: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство» [8, ст. 1].
Характеристика Республики Беларусь как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, преобладают принципы права, а не мотивы политической или иной целесообразности.
Одна из наиболее существенных новаций основ Конституционного строя Республики Беларусь, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения власти в государстве на законодательную, исполнительную и судебную [8, ст. 6]. Конституция закрепила не что иное, как разделение труда уполномоченных государственных органов. Применительно к рассматриваемой сфере – это деятельность по формированию современного экологического законодательства, обеспечению его реализации. Цель разделения властей – создание гарантий от произвола, обеспечение законности.
Характеристика государства как правового и социального [8, ст. 1 и ст. 7]: политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение к праву окружающей среды, прежде всего в части соблюдения и защиты экологических прав граждан. Достойная жизнь человека, которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы общества, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств права окружающей среды является инструментом создания в Беларуси социального государства.
Информация о работе Конституционные основы экологического права Республики Беларусь