Конституционные основы права на жизнь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира

Содержание

Введение 3
Глава I. Общая характеристика конституционного права на жизнь 5
1.1. Содержание права на жизнь: некоторые вопросы теории и законодательной формации 5
1.2. Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека 9
1.3. Обеспечение права на жизнь 12
Глава II. Проблема права на жизнь и смертной казни 16
2.1. Общие сведения о смертной казни 16
2.2. Право на жизнь и конституционно-правовые аспекты применения смертной казни 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

Конституционные основы права на жизнь.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Рег. №___________

_________________

        (дата) 
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УО  «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П. М. МАШЕРОВА» 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА И УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  курсу: «Конституционное право» 
 

ТЕМА: Конституционные основы права на жизнь 

Выполнила
студентка 23-3 группы
заочной формы обучения
Рабковская  Рената Геннадьевна
 
 
Работа  допущена

С оценкой «_____»

«___»_______________20__г.

Члены комиссии:

________________________

________________________

________________________

Научный руководитель:

______________________

Допущена  к защите:

                                  зав. кафедрой

«___» __________20__г.

 

Витебск, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

Глава I. Общая характеристика конституционного права на  жизнь 5

1.1. Содержание права на жизнь: некоторые вопросы теории и законодательной формации  5

1.2. Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека 9

1.3. Обеспечение права на жизнь 12

Глава II. Проблема права на жизнь и смертной казни 16

2.1. Общие сведения о смертной казни  16

2.2. Право на жизнь и конституционно-правовые аспекты применения смертной казни 19

Заключение 25

Список использованных источников и литературы 27

 

Введение 

     В контексте данной работы представляется необходимым выявить основные свойства конституционных прав вообще, и права на жизнь – в частности.

     Право на жизнь традиционно считается  «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.

     Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека, равно как  и право на жизнь ребенка (право  на сохранение жизни и право распоряжаться жизнью). Это право относится к категории неотчуждаемых прав. Важнейшие международноправовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права. Статья 24 Конституции Республики Беларусь гласит «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до её отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».  Аналогична по своему содержанию и статья 4 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка» 1993 года: «Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство защищает жизнь ребёнка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении детей не допускается».

       Право на жизнь не следует  понимать в узком смысле этого  слова – лишь как недопустимость  посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и ёмкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологических катастроф и принимать меры по устранению или смягчению их последствий.

     Проблема  соотношения права на жизнь и  некоторых так называемых «соматических» прав приобрела актуальность буквально в последние годы, что вызвано, в первую очередь, значительным прорывом в биотехнологиях. Действительно, буквально из ничего возникли такие острые вопросы как искусственное прерывание беременности, эвтаназия, право на жизнь эмбриона, трансплантация органов, и даже клонирование. С этой проблемой тесно связана проблема абортов.

     Последние события в нашей стране и в  мире показали актуальность такого вопроса как пределы ограничения основных прав и свобод человека в условиях действия различных «чрезвычайных» правовых режимов, сопряженных с особыми полномочиями спецслужб и иных чрезвычайных подразделений. Практика показывает, что в подобных ситуациях далеко не всегда право на жизнь бывает защищено, нередки случаи произвола.

     Основной  задачей социального государства, находящегося в центре гражданского общества, является служение личности и обществу. Социальным является такое государство, которое поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев и групп. При этом нарушение или преимущественная защита интересов какой-либо социальной группы может привести к дестабилизации или социальному конфликту. Для гармонизации отношений в обществе социальное государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества. Конституция не констатирует, что условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, созданы. Она закрепляет, что на это направлена политика государства, или социальная политика.

     Целью данной работы является изучение, и раскрытие вопроса о конституционных основах права на жизнь, обоснование теоретической и практической значимости данной темы.

     Основные  задачи работы:

  1. Раскрытие содержания права на жизнь и его свойств
  2. Рассмотрение нормативно-правовых актов, регулирующих данное право
  3. Рассмотрение вопроса о смертной казни и ее конституционно-нормативном регулировании в нашей стране

     Методами  исследования в данной работе выступают: общенаучные методы; отраслевые методы исследований.

     Объект  работы – конституционные основы права на жизнь – достаточно подробно описан и рассмотрен в современной юридической литературе.

 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ

    1. Содержание  права на жизнь: некоторые  вопросы теории и  законодательной  формализации
 

      Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В Республики Беларусь существование права на жизнь признаётся Конституцией Республики Беларусь.

     Сегодня в рамках цивилизованного общества жизнь рассматривается в качестве абсолютной социальной ценности высшего  приоритета, которая должна гарантироваться  и охраняться правом. В связи с этим в последнее десятилетие категория "право на жизнь" стала объектом пристального внимания различных отраслей знания. В соответствии с этой общей посылкой право на жизнь должно рассматриваться как особое субъективное право, согласуясь с общей логикой исследования любого субъективного права, так как является в определенном смысле частным проявлением более общего явления[6].

     Исходя  из вышеизложенного, следует, что право  на жизнь имеет сложную структуру  и содержание, детерминированные  сущностью самой охраняемой ценности, т.е. человеческой жизни. Субъективное право на жизнь имеет свою логику причинно-следственных зависимостей между правами и обязанностями сторон. Эти связи способствуют выявлению отдельных закономерностей. С их помощью достигается объективация содержания права на жизнь, раскрываются общественные и индивидуальные условия и факторы системной устойчивости, содержательно последовательных связей, пронизанных единой общей целью - защиты и неприкосновенности жизни, свободы распоряжения ею, а также правомочия на определенный уровень жизни. Поэтому объединение повторяющихся связей в явлении ведет к структурированию его содержания, что особенно важно на начальном этапе познания права на жизнь.

     Традиционно структура субъективного права  выстраивается из четырех элементов: право-поведение, право-требование, право-пользование, право-притязание. Содержание права на жизнь складывается из правомочия на сохранение жизни (индивидуальности) и правомочия на распоряжение жизнью.

     Правомочия  на сохранение жизни (индивидуальности) проявляются в возможности самостоятельно решать вопросы (давать или не давать согласие) об изменении пола, пересадки органов и тканей животных. Правомочие на сохранение жизни таких субъектов, как слабоумные и душевнобольные, лица, находящиеся в летаргическом сне, дети, воспитанные животными в природной среде, должно обеспечиваться дополнительными мерами со стороны обязанных лиц (специальное обучение, медицинское обслуживание, уход и пр.).

     Правомочие  по распоряжению жизнью состоит в возможности подвергать себя значительному риску (например, проведение опасного опыта на здоровом человеке-добровольце) и возможности решать вопрос о прекращении жизни (в частности, отказ от ампутации конечности при гангрене приводит к смертельному исходу).

     Для защиты права на жизнь характерны превентивные способы защиты, гражданин  вправе требовать пресечения действий, создающих угрозу нарушения этого  права. Если возникновение неизлечимой  болезни произошло по вине других лиц (например, неосторожное заражение вирусом иммунодефицита человека при переливании крови), то потерпевший может взыскать компенсацию морального вреда.

     Нарушение права на неприкосновенность жизни может быть рассмотрено в двух аспектах: во-первых, как непосредственная угроза жизни, создаваемая путем совершения посягательства на жизнь (войны, акты террористической направленности, убийства и т.п.); во-вторых, как совершение правонарушений и преступлений, целью которых не является причинение смерти человеку, но создающих опасность для жизни человека и приводящих или могущих привести к смерти (экологические преступления, преступное нарушение безопасных условий труда и т.п.)[2].

     Правомочие  по распоряжению жизнью означает добровольное поставление своей жизни в  опасное положение при отсутствии намерения привести к смерти. К великому сожалению, никто из людей не застрахован от трагических ситуаций, когда тяжелая болезнь, несчастный случай или преступное посягательство становятся причиной угрозы его жизни. Если устранить эту угрозу собственными силами не представляется возможным, то за каждым законодательно закреплено право обращения за помощью к лицам, которых государство уполномочило на подобного рода деятельность, обеспечив их профессиональную подготовку (медицинские работники, спасатели, пожарные, сотрудники органов прокуратуры, милиции и т.п.). Поэтому третьим элементом права на жизнь можно считать правомочие по спасению жизни.

     Интерпретируемое  в широком смысле право на жизнь  включает в себя все общественные отношения, позволяющие человеку не только существовать в качестве биологической особи, но и социализироваться. Однако право охраняет жизнь прежде всего как форму биологического существования человека.

     Сторонники  узкого толкования права на жизнь  грешат искусственным ограничением его толкования. Они видят содержание права на жизнь в первую очередь в недопустимости произвольного лишения жизни. В этом случае жизнь человека понимается как биологическое и психическое функционирование организма как единого целого.

     Сторонники  широкого понимания человеческой жизни не ограничиваются биологическим и психическим функционированием организма, а трактуют ее как социальное явление, внутри которого человек находится в многочисленных связях и отношениях. И в этом плане право на жизнь, помимо запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь.

Информация о работе Конституционные основы права на жизнь