Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой, проводимой Министерством финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ....................................5
1.1. Понятие, сущность и функции Центрального банка РФ....................... 5
1.2. Понятие, сущность и функции Министерства финансов РФ................8
1.3. Понятие денежно-кредитной..................................................................11
1.4. Понятие фискальной политики...............................................................16
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ............................................................................ ........................................21
2.1. Оценка денежно-кредитной политики РФ на текущем этапе..............21
2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28
2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка
РФ и фискальной политики Министерства финансов России..............37
3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................................................41
Заключение………………………………………………………………...............52
Глоссарий..................................................................................................................54
Список литературы.................................................................................................58

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 456.00 Кб (Скачать)
er">2.1. Оценка денежно-кредитной  политики РФ на  текущем этапе  

     В соответствии со сценарными условиями  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году - до 5,5-6,5%, в 2010 году - до 5-6% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 5-6% в 2008 году, 4,5-5,5% - в 2009 году и 4-5% - в 2010 году.     

     Согласно  прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год темпы  роста внутреннего спроса могут быть несколько ниже, чем в 2007 году, укрепление рубля будет не столь интенсивным, как в предыдущие годы, что обусловливает некоторое снижение темпов роста спроса на деньги по сравнению с 2007 годом. В связи с этим Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличение денежного агрегата М2 на 24-30% за год.     

     В 2009-2010 годах темпы прироста спроса на деньги будут замедляться. При этом темпы прироста денежной массы М2 могут составить 20-24% в 2009 году и 16-20% в 2010 году.     

     Денежная  программа на 2008-2010 годы представлена в трех вариантах, соответствующих сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы.     

     В зависимости от сценарных вариантов  темп прироста денежной базы в 2008 году может составить 18-24%, в 2009 году -15-20%, в 2010 году - 12-17%.     

     Основным  источником роста  денежной базы в 2008-2009 годах, как и в предшествующий период, будет увеличение чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. Однако если в 2008 году по всем трем вариантам прогнозируемый прирост ЧМР будет превышать прирост денежной базы, допустимый с точки зрения достижения цели по инфляции, что потребует от органов денежно-кредитного регулирования реализации комплекса мер по абсорбированию избыточной ликвидности в банковском секторе, то начиная с 2009 года (по третьему варианту - с 2010 года) ожидается увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования, в том числе - за счет наращивания валового кредита банкам. При этом в 2010 году по всем рассматриваемым вариантам кредит банкам может стать основным источником прироста денежного предложения, поскольку прогнозируется заметное повышение спроса со стороны кредитных организаций на инструменты рефинансирования Банка России. 
 

Таблица 2 - Оценка показателей  денежной программы  на 2008 – 2010  год (млрд руб)

  1.01.

2008

(оценка)

1.01.2009 1.01.2010 1.01.2011
Iвариант II III I II III I II III
Денежная  база (узкое определение) 4087 4852 4696 5022 5609 5840 5945 6315 6627 6858
- наличные  деньги в обращении

(вне  Банка России)

3896 4611 4722 4769 5315 5534 5625 5970 6261 6468
- обязательные  резервы 191 241 247 254 294 306 321 345 366 391
Чистые  международные резервы 11009 12007 12312 12810 12233 12944 14029 12115 13092 14577
- в  млрд долларов США 418 456 468 486 465 492 533 450 497 554
Чистые  внутренние активы -6922 -7155 -7343 -7788 -6625 -7104 -8083 -5800 -6464 -7718
Чистый кредит расширенному правительству -4951 -5171 -5321 -5721 -5291 -5591 -6291 -5311 -5761 -6661
- чистый  кредит федеральному правительству -4551 -4801 -4951 -5351 -4951 -5251 -5951 -5001 -5451 -6351
- остатки  средств консолидированных бюджетов  субъектов РФ и гос. внебюджетных фондов на счетах в Банке России -400 -370 -370 -370 -340 -340 -340 -310 -310 -310
Чистый  кредит банкам -1542 -1410 -1437 -1457 -617 -774 -978 374 181 -55
- валовой  кредит банкам 5 5 5 5 202 61 5 1014 861 670
- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности -1542 -1415 -1442 -1462 -818 -835 -983 -640 -680 -725
Прочие  чистые не классифицированные активы -429 -574 -584 -609 -716 -739 -814 -862 -884 -1002
  

 Проект основных характеристик федерального бюджета  на 2008 год и на период до 2010 года предусматривает  смягчение бюджетной политики и  уменьшение объема абсорбирования ликвидности  в условиях существенного замедления роста остатков средств федерального правительства на счетах в Банке России.      

     По  первому варианту денежной программы  прирост ЧМР в 2008 году может сократиться  до 37,9 млрд. долларов США (или около 1 трлн. рублей по фиксированному курсу  доллара США к рублю на 1.01.2007) - почти в 3 раза по сравнению с ожидаемым в текущем году. В рамках данного сценария увеличение денежной базы, по оценке, не превысит 765 млрд. рублей, поэтому требуемое снижение объема ЧВА составит около 233 млрд. рублей - в основном вследствие прогнозируемого сокращения чистого кредита расширенному правительству на 220 млрд. рублей (за счет роста остатков средств на счетах в Банке России).     

     В соответствии со сценарными характеристиками первого варианта при прогнозируемом существенном замедлении прироста ЧМР в 2009 году (до 226 млрд. рублей) и их абсолютном снижении в 2010 году на 118 млрд. рублей для удовлетворения спроса на деньги потребуется увеличение объема чистых внутренних активов. При условии замедления в 2009-2010 годах темпов прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России потребность в увеличении чистого кредита банкам, по оценке, возрастет с 793 млрд. рублей в 2009 году до 991 млрд. рублей в 2010 году. При этом, если в 2009 году указанная потребность почти полностью будет обеспечена за счет снижения объема ликвидности, абсорбированной Банком России в предшествующий период, то в 2010 году более чем на 80% - за счет использования инструментов Банка Росси по предоставлению денежных средств кредитным организациям.     

     В рамках второго варианта денежной программы, в котором прирост чистых международных  резервов в 2008 году может составить 1,3 трлн. рублей, предусмотрено уменьшение ЧВА на 421 млрд. рублей. Макроэкономические характеристики, соответствующие данному  сценарию (в том числе более высокие мировые цены на энергоносители), предопределяют более значительное, чем по первому варианту, увеличение суммарных остатков средств на счетах федерального правительства в Банке России. Общее снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту программы может составить 370 млрд. рублей.     

     Второй  вариант программы предусматривает, что в 2009-2010 годах прироста ЧМР (на 632 и 148 млрд. рублей соответственно) будет  недостаточно для обеспечения запланированных темпов роста денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Поэтому прогнозируется увеличение чистых внутренних активов на 239 и 640 млрд. рублей соответственно. Для этого в 2009 году Банку России потребуется обеспечить рост чистого кредита банкам на 663 млрд. рублей, а в 2010 году - на 955 млрд. рублей (из них около 84% - за счет увеличения объема валового кредита).      

     По  третьему варианту денежной программы  прогнозируемый прирост ЧМР в 2008 году (1,8 трлн. рублей) будет почти в 2 раза больше прироста денежной базы, допустимого с точки зрения достижения цели по инфляции. Необходимое снижение ЧВА по данному варианту программы может составить в 2008 году 866 млрд. рублей. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и ускорение темпов экономического роста станут факторами сохранения значительных налоговых поступлений в бюджет. С учетом прогнозируемой динамики остатков средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России снижение чистого кредита расширенному правительству по этому варианту прогнозируется в размере 770 млрд. рублей. Оставшийся прирост чистых внутренних активов будет обеспечен за счет динамики прочих чистых неклассифицированных активов.     

     По  данному варианту денежной программы  предусматривается, что и в 2009 году увеличение ЧМР будет превышать  допустимый прирост денежной базы - необходимое сокращение чистых внутренних активов оценивается на уровне 295 млрд. рублей. Прогнозируемое уменьшение чистого кредита расширенному правительству в 2009 году составит 570 млрд. рублей, что существенно превысит снижение ЧВА. В этих условиях Банку России потребуется обеспечить увеличение чистого кредита банкам на 479 млрд. рублей.     

     Ожидается, что в 2010 году прирост ЧМР по третьему варианту будет недостаточен для обеспечения необходимого увеличения денежной базы и потребуется повысить объем чистых внутренних активов на 365 млрд. рублей. В условиях прогнозируемого снижения чистого кредита расширенному правительству на 370 млрд. рублей главным источником прироста ЧВА станет повышение чистого кредита банкам на 923 млрд. рублей.     

     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски в целях адекватного реагирования с применением инструментов, имеющихся в его распоряжении. 

Политика  валютного курса     

     В 2008 году Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет  направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов, и будет проводиться с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и поддержания ценовой конкурентоспособности отечественного производства.     

     В среднесрочной перспективе Банк России перейдет к более гибкому формированию валютного курса, что будет способствовать выполнению количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике, преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.     

     В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса  рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2008 году продолжит использовать в качестве операционного ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину, состоящую из евро и доллара США. Это позволит Банку России оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля.     

     Повышение в 2008 году реального эффективного курса  рубля будет зависеть от внешних  и внутренних экономических условий  и может составить от 0 до 10%. В  условиях, близких ко второму варианту макроэкономического прогноза, реальный эффективный курс рубля повысится примерно на 3%. При реализации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году прирост реального эффективного курса рубля останется умеренным и не подорвет конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будет способствовать модернизации экономики. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверх уровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к верхней границе указанного диапазона. При значительном падении мировых цен на экспортируемые Россией товары, существенном снижении притока частного капитала реальный эффективный курс рубля в 2008 году может остаться на уровне, сложившемся к концу 2007 года. 

Инструменты денежно-кредитной  политики и их использование     

     В 2008 году Банк России продолжит работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики и их оперативное использование для  обеспечения устойчивого состояния  денежно-кредитной сферы при различных  сценариях социально-экономического развития страны.     

     Приоритет будет иметь последовательная активизация  процентной политики и повышение  значимости канала процентных ставок в трансмиссионном механизме  денежно-кредитной политики по мере формирования необходимых экономических  предпосылок. К ключевым факторам относятся: прогнозируемое в среднесрочной перспективе значительное уменьшение положительного сальдо платежного баланса, соответствующее уменьшение участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке. Следствием этого должно стать замедление динамики денежного предложения. В этих условиях можно ожидать усиления влияния ставок по операциям Банка России на процентные ставки в российской экономике.     

Информация о работе Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой, проводимой Министерством финансов России