Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:27, курсовая работа
Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки.
Введение......................................................................................................................3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ....................................5
1.1. Понятие, сущность и функции Центрального банка РФ....................... 5
1.2. Понятие, сущность и функции Министерства финансов РФ................8
1.3. Понятие денежно-кредитной..................................................................11
1.4. Понятие фискальной политики...............................................................16
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ............................................................................ ........................................21
2.1. Оценка денежно-кредитной политики РФ на текущем этапе..............21
2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28
2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка
РФ и фискальной политики Министерства финансов России..............37
3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................................................41
Заключение………………………………………………………………...............52
Глоссарий..................................................................................................................54
Список литературы.................................................................................................58
В частности, до сих пор не принята последняя (если исходить из положений статей 13-15 части первой НК РФ) глава Кодекса, посвященная налогу на имущество физических лиц. И связано это не с какими то техническими проблемами. Сложность состоит в том, что до сих пор отсутствует четкое понимание того, каким образом определять рыночную стоимость имущества физических лиц. Но после принятия этой последней главы предстоит вносить изменения в налоговую систему страны в связи с необходимостью замены трех налогов (земельного, на имущество физических и юридических лиц) единым налогом на недвижимость.
Но не это самое главное. До настоящего времени, несмотря на то, что с момента начала формирования российской налоговой системы прошло более 16 лет, не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. В данном случае речь идет о «наполнении» российской налоговой системы. К настоящему времени нет полной ясности о том, что же должно входить в российскую налоговую систему. Мало того, в экономической науке и практике не сложилось четкого понимания того, что же можно считать налогом. между тем, экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» соответствует обоснованному и единообразному применению норм законодательства, определяющих права частной собственности налогоплательщика. Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания как налоговых, так и не налоговых платежей. Четкое понимание термина «налог» позволяет праводопустимо ограничить объем полномочий и компетенцию, как налогоплательщиков, так и контролирующих органов.
Приводимое
во многих учебниках по финансам и
налогообложению определение
Наиболее полное определение налога дано в первой части НК РФ, хотя в этом определение есть достаточно спорные моменты. Статья 8 НК определяет налог как «обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Исходя
из этих двух определений можно
Наряду с налогами в российскую налоговую систему включены также и сборы, на которые, также как и на налоги, распространяется установленный НК РФ порядок исчисления, уплаты в бюджет, администрирования и налоговой ответственности за налоговые правонарушения и практически все другие условия.
В различных странах, в том числе и в России, существует великое множество платежей, взносов или сборов, уплачиваемых субъектами правоотношений. Но не все из них, а только отдельные, установлены НК и введены в налоговую систему.
Согласно НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, но не предусмотренных кодексом. Поэтому весьма важно четко сформулировать в Кодексе само определение сбора. В это случае введение решение органов или законодательной или исполнительной власти какого-либо обязательного платежа или взноса, по своим признакам подпадающим под установленное Кодексом определение «сбор», но не включенного в перечень налогов и сборов НК, будет являться незаконным.
Проанализируем то определение, которое в настоящее время имеется в НК в части сборов. Под сбором НК понимает обязательный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц, уплата которого является одним из условия совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Как видно из данной формулировки, двумя характерными признаками сбора являются его обязательность и совершение соответствующими органами в отношении плательщика юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий.
Сбор
в данном случае, хотя фактически и
приравнен к налогу, но не обладает
большинством присущих налогу признаков.
В отличии от налога, он, в частности,
не носит индивидуально-
Таким
образом, под данное определение
может попасть любой
Не случайно, поэтому
Высший арбитражный суд РФ, Верховный
Суд РФ и даже Конституционный
Суд РФ вынуждены регулярно
При этом фактически
все установленные и
Например, такой вид
обязательного платежа
Еще меньше логики, на наш взгляд, в части обоснования законности установленных страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Как известно, указанные страховые взносы, в отличие от других социальных взносов, не включены законодателем в состав единого социального налога. Они устанавливаются соответствующими федеральными законами об этом виде социального страхования и уплачиваются в Фонд социального страхования РФ. Между тем, Конституционный Суд РФ в своем определении еще в июле 2003г. установил, что по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе указанные страховые взносы идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом. В частности, они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности. Несмотря на это, указанные страховые взносы продолжают взыскиваться с плательщиков.
Можно привести еще множеств примеров существования в нашей стране всевозможных взносов, сборов и платежей, ничем не отличающихся от сборов, включенных в налоговую систему, не являющихся налоговыми платежами, но продолжающих взиматься на основании других законодательных или нормативных актов. Исходя из данного в Кодексе определения сбора, являются незаконными взимаемые сегодня государственными уполномоченными органами многочисленные установленные законом лицензионные сборы, сборы за уборку территорий (как плата за коммунальные услуги) и т.д.
Ситуация с
Нельзя не вспомнить и несколько местных налогов, таких, в частности, как сбор за парковку автотранспортных средств, сбор за выдачу ордеров на квартиры, сбор за уборку территории. Эти платежи достаточно длительное время были включены в налоговую систему страны. Затем в ходе налоговой реформы они были совершенно справедливо выведены из налоговой системы. Действительно данные платежи никак нельзя квалифицировать как налог. Но как сбор в его современном понимании Налоговым Кодексом их вполне можно квалифицировать.
Между тем, потребность в установлении различного рода сборов, взносов платежей весьма велика. В частности, назрела необходимость (особенно в крупных городах) введения сбора за парковку автотранспорта. Все существеннее встает вопрос о строительстве платных автомобильных дорог. При условии, если платежи и сборы за оказание данных услуг будет взиматься государственными или муниципальными органами, то они вполне могут быть признаны незаконными, так как отсутствуют в Налоговом кодексе. Если же они будут взиматься частными компаниями, то делаться это будет на вполне законном основании.
Поэтому не совсем ясно, почему из многочисленных видов сборов, попадающих под данное в Налоговом кодексе определение, и действующих в Российской Федерации в налоговую систему включены только государственная пошлина и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов?
На наш взгляд, настало время упорядочить всю систему взимаемых в стране различного рода платежей, сборов и прочих взносов. Думается, что Налоговый кодекс при этом должен регулировать правоотношения, возникшие исключительно при уплате налогов. И понятие «сбор» вообще следует исключить из Налогового кодекса. В отношении их следовало бы принять специальный рамочный федеральный закон, определяющий порядок их установления и взимания. В данном законе должны быть прописаны права законодательных и исполнительных органов власти в этой области, в том числе федеральных, региональных и муниципальных. Законопроект должен также содержать порядок и основные принципы установления и функционирования сборов, условия их введения и направления использования соответствующими органами полученных финансовых ресурсов. Вопрос о статусе сборов и иных платежей, не входящих в налоговую систему страны, следует решить раз и навсегда. Иначе любое принятое исполнительной и законодательной властью решение о введении даже экономически обоснованного и социально оправданного платежа всегда может быть опротестовано в судебном порядке, и судебные инстанции вынуждены будут продолжать искать хоть какие-нибудь аргументы для обоснования существования данного сбора или платежа.
Кроме того, несмотря на кажущуюся завершенность формирования российской налоговой системы, к ней имеется еще один весьма серьезный вопрос – это вопрос о статусе таможенной пошлины.
Данная проблема возникла не сегодня, и законодатель достаточно длительное время не мог определиться с местом таможенной пошлины в системе государственных доходов.
Как известно, в принятой и вступившей в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса (ст.13) таможенная пошлина была включена в число федеральных налогов. Но до полной отмены закона «Об основах налоговой системы Российской Федерации» данная статья не действовала. Одновременно с этим в утвержденных соответствующими федеральными законами и вступившими в действие Бюджетным кодексом и Бюджетной классификацией таможенная пошлина также была определена в качестве налогового дохода.
После принятия Федерального
закона об отмене закона «Об основах
налоговой системы РФ» и