Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой, проводимой Министерством финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ....................................5
1.1. Понятие, сущность и функции Центрального банка РФ....................... 5
1.2. Понятие, сущность и функции Министерства финансов РФ................8
1.3. Понятие денежно-кредитной..................................................................11
1.4. Понятие фискальной политики...............................................................16
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ............................................................................ ........................................21
2.1. Оценка денежно-кредитной политики РФ на текущем этапе..............21
2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28
2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка
РФ и фискальной политики Министерства финансов России..............37
3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................................................41
Заключение………………………………………………………………...............52
Глоссарий..................................................................................................................54
Список литературы.................................................................................................58

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

       Министерство  образования и науки Российской Федерации

       Уральский государственный экономический

       Университет 

Кафедра финансов, денежного обращения и  кредита 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по курсу «Деньги, кредит, банки» 

на тему: «Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой, проводимой Министерством финансов России» 
 
 
 
 
 
 

                                                          Исполнитель:

Воробьева Т. В.

                                                                                                                          ФК – 07 – 1

                                                                                                                              

                                                                          Научный руководитель:

к. э. н. доц. Сиколенко Т. Д. 
 
 
 
 

Екатеринбург 2009

 

Содержание 

Введение......................................................................................................................3 

     1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ....................................5

    1.1. Понятие,  сущность и функции Центрального  банка РФ....................... 5

    1.2. Понятие,  сущность и функции Министерства  финансов РФ................8

    1.3. Понятие  денежно-кредитной..................................................................11

         1.4. Понятие фискальной политики...............................................................16 

     2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ............................................................................ ........................................21

    2.1. Оценка  денежно-кредитной политики РФ  на текущем этапе..............21

    2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28

         2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной  политики Центрального банка

               РФ и фискальной политики Министерства  финансов России..............37 

       3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................................................41 

Заключение………………………………………………………………...............52

Глоссарий..................................................................................................................54

Список  литературы.................................................................................................58

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

           В Российской Федерации  проводится ряд политик обеспечивающих стабильность экономики страны. Одними из самых важных являются денежно-кредитная и фискальная политики.

           Под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. Данная политика проводится Центральным банком (Банком России) – единственный на территории страны орган денежно-кредитного и валютного регулирования экономики, главной целью которого является обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля. Действующее законодательство относит Центральный банк РФ к государственным органам, наделяя его в этой связи государственно-властными полномочиями. Центральный банк входит в единую банковскую систему РФ, в которую входят также Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, осуществляющие банковские операции на основе лицензии.

           Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.

           При проведении политики денежно-кредитного регулирования  основное внимание уделяется экономическим методам, к числу которых относятся: изменение ставки рефинансирования; операции на открытом рынке; изменение обязательных резервных требований; валютные интервенции.

           Что касается фискальной политики, то  под ней понимается регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП. Фискальную политику проводит Министерство финансов РФ при помощи налогообложения.

           Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.

           Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

           Взаимосвязь денежно-кредитной и фискальной политики проходит в основном через инструменты денежно-кредитной политики и их налогообложении, а также через доходы банков от банковских операций.

           Целью работы является изучение современных денежно-кредитной и фискальной политик, их непосредственная взаимосвязь, а также выявление проблем в осуществлении данных политик. Объектом данной курсовой работы является Министерство финансов и Центральный банк РФ, предметом денежно – кредитной и фискальной политик. 

Задачи.

     1. Изучить сущность и функции Центрального банка и Министерства  финансов;

     2. Определить что же такое денежно-кредитная и фискальная политики;

     3. Рассмотреть основные составляющие денежно-кредитной и фискальной политик;

     4. Выявить взаимосвязь денежно-кредитной и фискальной политик;

рассмотреть проблемы в осуществлении  денежно-кредитной  и фискальной политик;

           Работа  состоит из введения, 3 глав, заключения, глоссария  и списка используемой литературы.

           Первая  часть посвящена теоретическим основам денежно-кредитной и фискальной политик, а также теоретическим основам устройства Центрального банка и Министерства финансов. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятия денежно-кредитной политики, фискальной политики, Центрального банка, Министерства финансов и их функции, раскрыты основные составляющие денежно-кредитной и фискальной политик, а также внутреннее устройство Центрального банка и Министерства финансов.

           Вторая  глава посвящена организации денежно-кредитной и фискальной политики на 2008-2009 года и их взаимосвязи. Детально рассмотрены основные инструменты денежно-кредитной политики и основные налоги взимаемые на территории РФ. А также по средствам чего проходит взаимосвязь  денежно-кредитной и фискальной политик.

           В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки в осуществлении денежно-кредитной и фискальной политик. 

     1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ

     1.1. Понятие, сущность  и функции Центрального  банка РФ 

     ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (БАНК РОССИИ) – главный банк РФ, наделенный широкими властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Уставный капитал и иное имущество Центрального банка РФ являются федеральной собственностью. Основными задачами Центрального банка РФ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

     Современная банковская система России имеет  двухуровневую структуру. Она включает Банк России, который образует верхний уровень банковской системы, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

     Главный банк Российской Федерации  – Центральный  банк РФ (Банк России). Банк России создан и действует на основании Федерального закона от 2 декабря 1990г. №394-1 «О Центральном банке российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которым уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Высший орган Банка России – Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управлении банка России. В совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов.

     Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность Центрального банка РФ Государственной Думе выражается в том, что Дума назначает на должность Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В силу  подотчетности Государственной Думе Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет ей готовый отчет, утвержденный советом директоров. 

     Банк  России образует единую центральную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения, учебные учреждения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

           Национальные банки  республик считаются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать  решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

     Расчетно-кассовые центры – это структурные подразделения территориальных учреждений Банка России, созданные для проведения расчетных и других операций Банка России.

           Полевые учреждения Банка России – воинские учреждения (руководствуются в своей деятельности воинскими уставами), предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность России. Они осуществляют также банковское обслуживание физических лиц, проживающих на территории обслуживаемых ими объектов, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.

           При Банке России создан Национальный банковский совет численностью 15 человек, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ (по 2 человека), Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Этот Совет рассматривает концепцию совершенствования банковской системы РФ, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной и валютной политики, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела, участвует в разработке принципов организации системы расчетов в РФ. 

Информация о работе Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой, проводимой Министерством финансов России