Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:27, курсовая работа
Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки.
Введение......................................................................................................................3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ....................................5
1.1. Понятие, сущность и функции Центрального банка РФ....................... 5
1.2. Понятие, сущность и функции Министерства финансов РФ................8
1.3. Понятие денежно-кредитной..................................................................11
1.4. Понятие фискальной политики...............................................................16
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ............................................................................ ........................................21
2.1. Оценка денежно-кредитной политики РФ на текущем этапе..............21
2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28
2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка
РФ и фискальной политики Министерства финансов России..............37
3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................................................41
Заключение………………………………………………………………...............52
Глоссарий..................................................................................................................54
Список литературы.................................................................................................58
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический
Университет
Кафедра
финансов, денежного обращения и
кредита
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по курсу
«Деньги, кредит, банки»
на тему: «Взаимосвязь
денежно-кредитной политики
Центрального банка
с фискальной политикой,
проводимой Министерством
финансов России»
к. э. н. доц.
Сиколенко Т. Д.
Содержание
Введение......................
1.
СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ........................
1.1. Понятие,
сущность и функции
1.2. Понятие,
сущность и функции
1.3. Понятие
денежно-кредитной.............
1.4. Понятие фискальной политики...
2.
АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА
ФИНАНСОВ РОССИИ........................
2.1. Оценка
денежно-кредитной политики РФ
на текущем этапе..............
2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28
2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка
РФ и фискальной политики
3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ......................
Заключение……………………………………………………
Глоссарий.....................
Список
литературы....................
Введение
В Российской Федерации проводится ряд политик обеспечивающих стабильность экономики страны. Одними из самых важных являются денежно-кредитная и фискальная политики.
Под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. Данная политика проводится Центральным банком (Банком России) – единственный на территории страны орган денежно-кредитного и валютного регулирования экономики, главной целью которого является обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля. Действующее законодательство относит Центральный банк РФ к государственным органам, наделяя его в этой связи государственно-властными полномочиями. Центральный банк входит в единую банковскую систему РФ, в которую входят также Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, осуществляющие банковские операции на основе лицензии.
Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.
При проведении политики денежно-кредитного регулирования основное внимание уделяется экономическим методам, к числу которых относятся: изменение ставки рефинансирования; операции на открытом рынке; изменение обязательных резервных требований; валютные интервенции.
Что касается фискальной политики, то под ней понимается регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП. Фискальную политику проводит Министерство финансов РФ при помощи налогообложения.
Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Взаимосвязь денежно-кредитной и фискальной политики проходит в основном через инструменты денежно-кредитной политики и их налогообложении, а также через доходы банков от банковских операций.
Целью
работы является изучение современных
денежно-кредитной и фискальной политик,
их непосредственная взаимосвязь, а также
выявление проблем в осуществлении данных
политик. Объектом данной курсовой работы
является Министерство финансов и Центральный
банк РФ, предметом денежно – кредитной
и фискальной политик.
Задачи.
1. Изучить сущность и функции Центрального банка и Министерства финансов;
2. Определить что же такое денежно-кредитная и фискальная политики;
3. Рассмотреть основные составляющие денежно-кредитной и фискальной политик;
4. Выявить взаимосвязь денежно-кредитной и фискальной политик;
рассмотреть проблемы в осуществлении денежно-кредитной и фискальной политик;
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, глоссария и списка используемой литературы.
Первая часть посвящена теоретическим основам денежно-кредитной и фискальной политик, а также теоретическим основам устройства Центрального банка и Министерства финансов. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятия денежно-кредитной политики, фискальной политики, Центрального банка, Министерства финансов и их функции, раскрыты основные составляющие денежно-кредитной и фискальной политик, а также внутреннее устройство Центрального банка и Министерства финансов.
Вторая глава посвящена организации денежно-кредитной и фискальной политики на 2008-2009 года и их взаимосвязи. Детально рассмотрены основные инструменты денежно-кредитной политики и основные налоги взимаемые на территории РФ. А также по средствам чего проходит взаимосвязь денежно-кредитной и фискальной политик.
В
третьей главе рассмотрены проблемы
и недостатки в осуществлении денежно-кредитной
и фискальной политик.
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ
1.1.
Понятие, сущность
и функции Центрального
банка РФ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (БАНК РОССИИ) – главный банк РФ, наделенный широкими властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Уставный капитал и иное имущество Центрального банка РФ являются федеральной собственностью. Основными задачами Центрального банка РФ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Современная банковская система России имеет двухуровневую структуру. Она включает Банк России, который образует верхний уровень банковской системы, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.
Главный банк Российской Федерации – Центральный банк РФ (Банк России). Банк России создан и действует на основании Федерального закона от 2 декабря 1990г. №394-1 «О Центральном банке российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которым уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Высший орган Банка России – Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управлении банка России. В совет директоров входят председатель Банка России и 12 членов.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность Центрального банка РФ Государственной Думе выражается в том, что Дума назначает на должность Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В силу подотчетности Государственной Думе Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет ей готовый отчет, утвержденный советом директоров.
Банк России образует единую центральную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения, учебные учреждения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки
республик считаются
Расчетно-кассовые центры – это структурные подразделения территориальных учреждений Банка России, созданные для проведения расчетных и других операций Банка России.
Полевые учреждения Банка России – воинские учреждения (руководствуются в своей деятельности воинскими уставами), предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность России. Они осуществляют также банковское обслуживание физических лиц, проживающих на территории обслуживаемых ими объектов, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
При Банке России
создан Национальный банковский совет
численностью 15 человек, состоящий из
представителей палат Федерального Собрания
РФ (по 2 человека), Президента РФ, Правительства
РФ, Банка России, кредитных организаций,
а также экспертов. Этот Совет рассматривает
концепцию совершенствования банковской
системы РФ, проекты основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
и валютной политики, наиболее важные
вопросы регулирования деятельности кредитных
организаций, осуществляет экспертизу
проектов законодательных и иных нормативных
актов в области банковского дела, участвует
в разработке принципов организации системы
расчетов в РФ.