Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой, проводимой Министерством финансов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Цели денежно-кредитного регулирования можно разделить на три: конечные, промежуточные и тактические. К конечным (стратегическим) целям денежно-кредитного регулирования относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса или достижение определенного уровня ВВП. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ....................................5
1.1. Понятие, сущность и функции Центрального банка РФ....................... 5
1.2. Понятие, сущность и функции Министерства финансов РФ................8
1.3. Понятие денежно-кредитной..................................................................11
1.4. Понятие фискальной политики...............................................................16
2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ............................................................................ ........................................21
2.1. Оценка денежно-кредитной политики РФ на текущем этапе..............21
2.2. Характеристика фискальной политики 2008-2009гг. ..........................28
2.3. Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка
РФ и фискальной политики Министерства финансов России..............37
3. ПРОБЛЕМЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ..................................................................................41
Заключение………………………………………………………………...............52
Глоссарий..................................................................................................................54
Список литературы.................................................................................................58

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 456.00 Кб (Скачать)

     3. установление фиксированного соотношения процентных ставок коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценами приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита, или разницы между средними процентными ставками по активным  и пассивным операциям банков).

           Принятие текущих  решений в области денежно-кредитной  политики о величине резервных требований, изменении процентных ставок Банка  России, определение лимитов операций на открытом рынке, условий и порядка предоставления кредитов и др. входят в компетенцию Совета директоров Банка России.  
 
 
 
 
 
 

     1.4. Понятие фискальной  политики

      
 Фискальная политика – это регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

           Дискреционная фискальная политика – осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объема правительственных расходов с целью:

     - обеспечения производства не  инфляционного ВВП при полной занятости;

     - стимулирования экономического  роста.  
Дискреционная политика связана с программами общественных работ, проектами общественной занятости, трансфертными программами и ставками налогов.  
 Автоматическая фискальная политика – и зменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.  
 В период экономического подъема автоматическая фискальная политика предполагает сокращение трансфертных выплат и увеличение налоговых ставок для снижения инфляции.  
 В период экономического спада автоматическая фискальная политика предполагает увеличение трансфертных выплат и уменьшение налоговых ставок для оживления деловой активности.

           Фискальная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и  опирается на способность правительственных  закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

     Так же бывает:

           Экспансионистская фискальная политика – мероприятия правительства, направленные на повышение совокупного спроса и выхода из экономического спада посредством:

     - увеличения правительственных расходов на товары и услуги; и/или

     - уменьшения чистого объема налоговых  поступлений. 

           Рестрикционная  фискальная политика – мероприятия правительства, направленные на сокращение совокупного спроса и снижение инфляции в период экономического подъема посредством:

     - уменьшения правительственных расходов на товары и услуги;

     - увеличения чистого объема налоговых  поступлений.

     Экономическая сущность налогов проявляется через  их функции, которые реализуются  в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. 

     В настоящее время в экономической  науке нет единой, устоявшейся  точки зрения на количество выполняемых  налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции  – фискальную и экономическую1, полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние на экономику в целом, так и на отдельные хозяйствующие субъекты. По мнению других ученых, кроме фискальной функции, налоги выполняют, по меньшей мере, еще три функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.

     Фискальная  функция (лат. fiscus – государственная казна) является основной функцией налога. Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги.

     Фискальная  функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. И это естественно ведь главное предназначение налога – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач. Так, по определению К. Маркса, экономическим воплощением существования государства являются налоги. Часто считается, что все остальные функции налогов в какой-то мере являются производными фискальной функции, поскольку фискальная направленность налога хотя и не является исключительной, но всегда остается основообразующей. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. в процессе перераспределения части стоимости ВВП. Ведь, в конечном счете, с помощью фискальной функции налогов происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП. При этом с развитием рыночных отношений и повышением экономического состояния общества значение фискальной функции возрастает, что является ответной реакцией на международное обобществление капитала в условиях глобализации, расширение деятельности государства, усложнение процесса современного производства, возникновение новых социальных проблем. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

     Основы  ныне действующей налоговой системы  Российской Федерации заложены в 1992г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов.

     Первые  попытки перейти к налоговой  системе, отказавшись от порочной 
практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992г. более стройной структурой российского налогового законодательства. 
          Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

     Для того чтобы вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: 
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей 
налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности). 
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило 
однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала 
недопустимо.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять 
сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип 
обязательности). 
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и 
удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, 
собирающих налоги (принцип подвижности). 
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся 
общественно-политическим потребностям (принцип эффективности). 
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической 
политики. 
          Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на 
добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они 
приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и 
налоговой базой государства. 
         По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и 
косвенные.
 
         Прямые налоги – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд 
заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, 
социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на 
собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод 
прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного 
физического или юридического лица.

          Косвенные налоги – налоги на товары и услуги: налог на добавленную 
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); 
на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

В России существует трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

     Первый  уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на 
территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, 
формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это 
наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая 
стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В 
Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники 
сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О 
налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие 
федеральные налоги:

- налог  на прибыль, 
- акцизы на группы и виды товаров, 
- налог на добавленную стоимость, 
- сбор за пользование водными объектами, 
- подоходный налог с физических лиц, 
- платежи за пользование недрами, 
- государственная пошлина, 
          Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся: 
- налог на имущество предприятий;

     Третий  уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, 
поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и 
Санкт - Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся: 
- налог на имущество физических лиц; 
- земельный налог; 
          Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских 
стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь 
добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их 
формировании — это отчислением от федеральных налогов. 
          Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

     По  объектам налогообложения налоги делятся  на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с  оборота относятся налог на пользователей  автодорог, 
налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на 
добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль 
предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на  нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.

     Также существуют раскладочные и количественные налоги.

     Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть 
конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, 
благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, 
квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика 
заплатить налог. 
          В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

     Выделяют  также целевые и общие налоги.

     Целевые налоги могут вводиться  по ряду причин. 
Во-первых
, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей 
готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. 
Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные 
органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы. 
Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному 
государственному органу. 
В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что 
необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИИ

Информация о работе Взаимосвязь денежно-кредитной политики Центрального банка с фискальной политикой, проводимой Министерством финансов России