Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
классификация видов спроса;
изучение функций спроса;
изучение закона спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
Виды и классификация спроса ………………………………………….5
Основные детерминанты спроса………………………………………..8
Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….11
2 СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..16
2.2. Закон спроса………………………………………………………………19
3 СПРОС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЙ РЫНКА
3.1.Спрос в условия рыночной экономики………………………………...27
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 152.86 Кб (Скачать)

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной  оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная.

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Вместе  с тем следует обратить внимание на тот факт, что в некоторых  случаях закон спроса не действует. Такие ситуации принято называть парадоксами закона спроса.  Свое конкретное выражение они находят в четырех случаях. Рассмотрим каждый из них.

1. Товары, рассчитанные на богатых покупателей или предметы роскоши, привлекательность которых заключается именно в их цене. Эти товары являются престижными, именно они служат для так называемого «демонстративного потребления» богатых покупателей, которое иллюстрируется эффектом Веблена: товары покупаются для того, чтобы произвести впечатление. Поэтому снижение цен на них снижает их привлекательность и приводит, как правило, к сокращению объема их продаж. (Вместе с тем, очевидно, что такое сокращение может частично или даже полностью компенсироваться за счет того, что эти товары становятся доступными для менее обеспеченных покупателей).

2. Товары, о качестве которых покупатели судят по цене. В случае, когда покупатели плохо осведомлены о товаре (асимметрия информации), они, как правило, судят о нем, ориентируясь на цену. Невысокая цена такого товара, сигнализируя покупателю о соответствующем качестве, вызывает эффект, противоположный действию закона спроса.

3. Товары Гиффена. Английский статистик и экономист Р.Гиффен, наблюдения которого впоследствии получили название «парадокса Гиффена», заметил, что в Англии XIX века «чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали». «Парадокс Гиффена» объясняется тем, что хлеб был основным продуктом питания для основной массы населения Англии, имевшей очень низкий уровень доходов. При росте цены на хлеб, он становился для них практически единственным доступным продуктом питания, поскольку другие продукты (мясо, овощи, фрукты) оказывались относительно еще более дорогими. По этой причине объем спроса на хлеб возрастал. «Парадокс Гиффена» возникает в отношении товаров первой необходимости при условии очень низкого дохода потребителей и объясняется тем, что эффект дохода оказывает большее влияние на спрос, чем эффект замещения. Таким образом, он не противоречит действию закона спроса, так как происходит рост спроса на относительно подешевевший товар, даже при том, что его цена в абсолютном значении возрастает.

4. Инфляционные ожидания – повышение цен в период инфляции может привести к увеличению спроса, поскольку потребители ожидают в будущем  еще большего роста цен.

Следует различать понятия индивидуальный спрос (спрос со стороны одного потребителя) и рыночный (отраслевой) спрос (спрос со стороны всех потребителей на данном рынке (отрасли)).

На любом рынке выступает много покупателей, поэтому целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Идет совмещение кривых индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминантов изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

Мера  реакции одной величины на изменение  другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов  измениться одна переменная величина под влиянием другой. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);
  • Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).

В зависимости  от этих показателей различают:

  • Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
  • Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
  • Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
  1. Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
  • Консерватизм во вкусах.

Измерив, эластичность спроса по доходу, можно  определить относится ли данный товар  к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа).

Перекрестная  эластичность – это отношение  процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению  цены на какой-либо другой товар. Положительное  значение величины означает, что эти  товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).

Экономисты используют концепцию  ценовой  эластичности  для  определения  чувствительности потребителей к изменению  цены  продукции.  Если  небольшие  изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве  покупаемой продукции, то  такой  спрос  называют  относительно  эластичным  или  просто эластичным.

Таким образом, можно сказать, что согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество  продукции.  Однако  степень  реакции  потребителей на изменение цены может значительно  варьироваться от продукта к продукту.

 

 

 

                    2 Спрос как основной элемент развитий рынка

 

 

                           3.1 Спрос в условиях рыночной экономики

 

 

А теперь подробно рассмотрим наиболее важный элемент  рынка-спрос. Спрос — это то, что хотят люди: продовольствие, одежда, жилье или что-то отвлеченное, например книга, которая позволит обогатить знания о каком-либо предмете. Все представленные на рынке продукты — это ответ на ожидаемый спрос. Английский экономист лорд Джон Мейнард Кейнс в 30-х гг. описал понятие «спрос» в двух ипостасях, и первая из них — это простой спрос, т.е. то, чего хотят люди, а вторая — эффективный спрос, т.е. то, что люди хотят и на приобретение чего они имеют средства. Иными словами, кто-либо может иметь желание получить большое количество различных продуктов, однако если он не располагает достаточными средствами для их приобретения, то не сможет создать эффективный спрос путем размещения заказов на продукты и приобретения их.

 

Рис.1.

График спроса 
(зависимость количества  купленного товара от цены) 

 

Рассмотрим график, представленный на рис.1. По вертикальной оси отложена цена (Р) по горизонтальной – количество закупленного продукта (Q). Кривая спроса сдвигается вправо вниз. Это означает, что по мере снижения цены увеличивается количество продукта, которое потребитель может позволить потреблено меньшее количество продукта зависимость количества (точка Q1), но если мы снизим цену до уровня Р2, будет закуплено большее количество продукта, что соответствует точкеQ2

Однако, как  мы увидим далее, при дальнейшем снижении цены у производителя возникают  проблемы,

Количество  продукта, на которое имеется спрос  при данном уровне цены, зависит  от следующих факторов: 
1. Количества средств, имеющихся в распоряжении потребителя. 
2. Интенсивности желания (или потребности) потребителя в данном продукте (если это основной продукт питания, то потребитель хочет получить достаточное его количество для поддержания жизни и даже может отдать за него весь свой доход). 
3. Альтернативных продуктов, которые могут дать аналогичную полезность.

Классический  пример третьего фактора — различие между маслом и маргарином. Хотя за прошедшие годы вкусы изменились, и многие люди предпочитают маргарин маслу, исторически принято считать, что оно более лучший продукт. Но цена на масло всегда выше, чем на маргарин, вследствие чего для удовлетворения основной потребности (в масле) по более низкой цене и был создан маргарин. Предположим, что кривая спроса на графике (см. рис. 1) представляет собой цену на масло. Если цена на масло повышается, может случиться так, что потребитель остановит свой выбор на маргарине, чтобы удовлетворить эту основную потребность. В экономике масло считается основным (первичным) продуктом, а маргарин называется продуктом-заменителем. И практически всегда выбирается последний из-за разницы в цене.

Однако на уровень спроса может быть оказано  влияние со стороны отдельной  личности или всего общества в  целом. Обратимся к графику, представленному на рис. 2. Здесь имеются две кривые спроса: PAQA аналогичная представленной на рис. 1. и РвQв, отражающая изменения реального дохода или другие факторы, приведшие к увеличению доходов потребителя, используемых для закупки товаров, которые ему нужны или нравятся. Общее смещение кривой спроса вправо называется изменением спроса, которое может происходить по различным причинам, но нам важен его общий результат — то, что увеличивается размер дохода, имеющегося в распоряжении потребителей для удовлетворения спроса.

 

Рис.2. График изменения спроса

Если мы вернемся к графику на рис.1, то увидим, что кривые P1Q1  и P2Q2 пересекаются с кривой спроса в точках А и В. Это называется движением на кривой спроса. На рис. 2. сдвиг кривой вправо означает, что реальный доход потребителя, направленный на приобретение продуктов, увеличился. Как уже было сказано выше, такой сдвиг называется изменением спроса. Для специалиста по маркетингу оба эти понятия очень важны, как и различия между ними. Движение на кривой спроса от точки А в точку В дает основания для поставки дополнительного количества продукта на рынок. В данном случае цена снизилась, но тогда возникает вопрос, сможет ли предприятие поддерживать производство при таком низком уровне цен. Решение производителя снизить цену будет зависеть от крутизны кривой спроса: чем она круче, тем меньше вероятность того, что производитель сможет снизить цену. Необходимо выяснить, является ли P1Q1 больше Р2Q2, поскольку в основе решения производителя о цене лежит наклон кривой спроса. Если при снижении цены возникнут убытки, то тогда производителю целесообразнее воздержаться от снижения цены и попытаться другим способом продать свой продукт по более высокой цене. Однако существуют ситуации, когда он предпочитает продать запасы продукта по более низкой цене, а не потерять их.

Таким образом, мы пришли к императиву, гласящему, что отдел маркетинга не должен снижать цену на продукт без досконального изучения ситуации в компании, особенно в производственных подразделениях. Все решения по маркетингу должны обязательно координироваться и контролироваться руководством.

Специалист  по маркетингу сталкивается с необходимостью снизить цену с P1 до Р2, когда требуется выдержать конкуренцию, однако, как я уже говорила, при излишнем снижении могут возникнуть убытки. Между тем потребитель постоянно стремится увеличить количество закупаемого продукта, что достигается только при более низкой цене. Но в краткосрочном плане структура его дохода весьма неэластична, т.е. в ближайшем будущем он не в состоянии значительно увеличить свой доход, поскольку это происходит обычно за более длительный период.

Информация о работе Спрос и предложение