Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
классификация видов спроса;
изучение функций спроса;
изучение закона спроса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
Виды и классификация спроса ………………………………………….5
Основные детерминанты спроса………………………………………..8
Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….11
2 СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..16
2.2. Закон спроса………………………………………………………………19
3 СПРОС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЙ РЫНКА
3.1.Спрос в условия рыночной экономики………………………………...27
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
2 СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос
и его функция……………………………………………………..
2.2. Закон
спроса………………………………………………………………
3 СПРОС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЙ РЫНКА
3.1.Спрос в условия рыночной экономики………………………………...27
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.
Изучение процессов спроса как фактора,
влияющего на экономическое равновесие,
является важнейшей задачей для
Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.
Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Спрос - это количество
продуктов, которые потребители готовы
и в состоянии купить по определенным ценам за
его единицу в течение
Функция спроса – это функция, отражающая
зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (
Закон спроса – это экономический закон, предложенный британским экономистом А.Маршаллом (1842-1924), согласно которому величина спроса на товар или услуги в течение определенного периода времени обратно пропорциональна величине его цены.
При написании курсовой работы использовались
различные источники информации. Основой
написания курсовой работы в основном
явились: Абдразаков Т.А. «Основы экономической
теории (учебное пособие)», Казаков А.П.
и Минаева Н.В. «Экономика. Учебный курс
по основам экономической теории», «Общая
экономическая теория (политэкономия)»
под общей редакцией В.И.Видяпина и Г.П.Журавлевой,
а так же Эдвин Дж. Долан. «Микроэкономика»,
Николаева И. П. «Экономическая теория»,
Борисов Е. Ф. «Экономическая теория».
1 Экономическая
сущность спроса и его роль
в организации деятельности
Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих — экономическую логику поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.
Спрос на рынке – это общий объем продаж применительно к рынку товара (или к отрасли) в данном месте и в данный период для совокупности марок или конкурирующих фирм.
Спрос на продукцию фирмы (спрос на марку) – это часть спроса на рынке, соответствующий доли рынка, удерживаемая фирмой или маркой на базовом рынке товара.
Рыночный спрос – это не фиксированная величина, а функция ряда переменных, называемых детерминантами спроса. Различают две группы детерминант спроса1:
-контролируемые факторы;
-неконтролируемые факторы (ограничения, с которыми фирма сталкивается на рынке).
Контролируемые факторы спроса это:
-Товар или «решение» проблемы
-Цена, совокупность издержек, которые несет покупатель, чтобы воспользоваться благами выбираемого решения;
-Место или предоставление товаров с наибольшим удобством для
-Продвижение или коммуникации, информирующие о достоинстве предлагаемого товара.
Неконтролируемые факторы спроса это:
-Ограничения со стороны покупателей;
-Ограничения со стороны
-Ограничения со стороны сбытовых сетей;
-Ресурсы, сильные и слабые стороны
-Ситуационные ограничения (факторы внешней среды).
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.
Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в виде таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Цена спроса — это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
Деятелю рынка необходимо знать, на сколько чувствителен спрос к изменению цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он не эластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен. Что определят эластичность спроса по ценам?
Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичным
при следующих обстоятельствах:
1) товару нет или почти нет замены или отсутствуют
2) покупатели не сразу замечают повышение цен,
3) покупатели медленно меняют
4)покупатели считают, что
Существую следующие виды спроса на рынке:
Классификация спроса
Признак классификации |
Вид спроса |
По числу объектов спроса |
- макроспрос – спрос всего населения на
товарную группу или - микроспрос – спрос целевого рынка на
отдельный товар или его |
По состоянию рынка |
- негативный спрос -отсутствующий спрос - скрытый спрос -чрезмерный спрос -полноценный спрос |
По формам образования |
- потенциальный (закрытый) - формирующийся - сложившийся -нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой -отложенный (накапливаемый) - панический (ажиотажный) |
По тенденциям |
- растущий (интенсивный) - стабилизировавшийся - угасающий (сокращающийся, спад спроса) |
По покупательским намерениям |
- твердо сформулированный (жесткий) - альтернативный (мягкий, компромиссный) - спонтанный (импульсный) |
По социально – демографическим группам потребителей |
- спрос лиц (семей) - спрос половозрастных групп населения |
По месту покупки |
- глобальный -региональный - городской - сельский - базовый - мобильный |
По степени удовлетворения |
- удовлетворенный спрос - условно удовлетворенный спрос - неудовлетворенный спрос |
По времени формирования и предъявления на рынке |
- прошлый - настоящий - будущий |
1.2 Основные детерминанты спроса
Детерминанты спроса
– это причины изменения величины спроса.