Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
классификация видов спроса;
изучение функций спроса;
изучение закона спроса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
Виды и классификация спроса ………………………………………….5
Основные детерминанты спроса………………………………………..8
Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….11
2 СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..16
2.2. Закон спроса………………………………………………………………19
3 СПРОС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЙ РЫНКА
3.1.Спрос в условия рыночной экономики………………………………...27
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37
где АД – совокупный спрос.
Р
У
На совокупный
спрос оказывают влияние
1). «Эффект
процентной ставки» - процентная
ставка – это плата за
2). «Эффект
кассовых остатков или эффект
богатства» - рост цен снижает
реальную покупательную
3). «Эффект импортных товаров» - рост цены внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывается часть спроса с внутренних товаров на импортные, что снижает совокупный спрос в экономике.
Функции спроса строятся также для анализа соотношения спроса и цен. Для большинства благ действует зависимость: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот (ср., однако, Веблена эффект, Гиффина товары). Здесь также возможны разные типы зависимости и, следовательно, разные формы кривых. Важно различать действительное увеличение спроса на данный товар, когда кривая сдвигается вверх и вправо, и увеличение покупок в результате снижения цен (при неизменности суммы затрат), что означает движение вверх, напр. от A к B или от A′ к B′ по той же кривой.
Рисунок 4
Приведенные примеры относятся к функциям индивидуального рыночного спроса на отдельные группы товаров и услуг. От них следует отличать макроэкономическую функцию совокупного (агрегатного) спроса, показывающую планируемый уровень расходов населения (домашних хозяйств) и фирм на товары и услуги при каждом уровне совокупных доходов, а также предельную склонность к потреблению, показывающую долю прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление.
Из этой части главы можно сделать вывод, что спрос – это фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары. Различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары.
Спрос (ёмкость рынка в экономике) — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.
Максимальное
количество товара, которое согласно
купить отдельное лицо, группа людей
в единицу времени при
Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.
Какие еще факторы, кроме полезности товара и его цены, влияют на формирование спроса? Таких факторов пять: доходы покупателей; цены на дополняющие или заменяющие товары; ожидания относительно динамики цен в будущем; численность и возраст покупателей; привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие факторы (сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и др.).
Действие закона спроса объясняется тремя факторами:
1. психологией покупателя – в основном покупатели предпочитают приобретение большего количества товара по низкой цене, чем по высокой;
2. законом убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы товара обладают для потребителя меньшей полезностью (удовлетворяют менее настоятельную потребность), а значит, будут приобретаться при условии снижения на них цены;
3. эффектом дохода и эффектом замещения. Суть эффекта дохода заключается в том, что при условии постоянного дохода потребителя снижение цены товара повышает его покупательную способность, и, следовательно, он может приобрести большее количество товара и наоборот. Эффект замещения состоит в том, что повышение цены товара делает его относительно более дорогим и побуждает покупателя предпочесть относительно более дешевые товары-заменители и наоборот. Более подробно действие эффектов дохода и замещения будет рассмотрено в одной из последующих тем.
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:
А) здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.
Б) В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения , или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
В) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Кривая спроса (рис.5) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Рисунок 5
Свойства
кривой D:
1)убывающая 2)тангенс угла наклона отрицательный;
3) отражает обратную зависимость между
P и Q.
Цена служит самой важной детерминантом количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
К неценовым факторам, оказывающим влияние на спрос относятся:
- Потребительские
вкусы. Благоприятное для
- Число
покупателей. Увеличение на
- Доход.
Воздействие спрос изменения
денежного дохода более сложно.
В отношении большинства
- Цены
на сопряженные товары. Приведет
ли изменение цены на
- Ожидание.
Потребительские ожидания
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Спрос испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы
где Pa – цена данного товара;
Pn – цена товаров-заменителей;
Pm – цена на дополняющие товары;
I – доход покупателя;
M – вкусы и предпочтения покупателя.
Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину спроса (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что графически выражается в движении вдоль кривой спроса. В результате снижения цены от P1 до P2 происходит увеличение QD от Q1 до Q2 (от т.1 до т.2 по кривой D) (рис. 6).
Рисунок 6
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “распродажи “, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой
данный период времени каждый
покупатель продукта получает
меньше удовлетворения, или выгоды,
или полезности от каждой
3. На
несколько более высоком