Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
классификация видов спроса;
изучение функций спроса;
изучение закона спроса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
Виды и классификация спроса ………………………………………….5
Основные детерминанты спроса………………………………………..8
Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….11
2 СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..16
2.2. Закон спроса………………………………………………………………19
3 СПРОС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЙ РЫНКА
3.1.Спрос в условия рыночной экономики………………………………...27
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37
Цена служит самой важной детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.
Их называют неценовыми детерминантами, или факторами изменения спроса:
1) Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.
2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение – сокращение спроса.
3) Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.
4) Сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (товары-субституты), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. (увеличивается цена на чай, следовательно, увеличивается спрос на кофе). Когда два товара являются взаимодополняющими (комплементарные товары), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. (увеличивается цена на фотоаппараты, падает спрос на фотопленки). Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.
5) Ожидания
потребителей относительно
Фактор спроса - это повышение уровня совокупного спроса, обусловливающее экономический рост в масштабе всего хозяйства страны. Факторы спроса имеют свою классификацию:
- Производственные – это объем, структура и ассортимент
- Социально – экономические – уровень инфляции,
уровень и соотношение цен, уровень и структура
- Социальные – распределение
- Психологические – тип
- Демографические – численность и половозрастная структура
- Торгово – экономические – емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость, процесс морального старения товаров, мода, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама;
- Инфраструктурные – развитие сети торговых предприятий и
предприятий услуг,
- Физиологические – естественные (физические) свойства человека, определяющие естественные границы потребления, потребительские привычки;
- Национально - климатические – национальные традиции
Для управления спросом предприятию, производителю новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Заметим, что детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
Все факторы спроса на новую продукцию
можно разделить на внутренние, относящиеся
к деятельности объекта анализа,
и внешние, связанные, в основном,
с особенностями
Влияние факторов на изменение спроса на новую продукцию.
Таблица 2
№ п/п |
Детерминанты спроса |
Тенденции изменения спроса |
I |
Внутренние |
|
1 |
Соответствие отраслевым стандартам |
Прямая |
2 |
Соответствие тенденциям моды |
Прямая |
3 |
Высокое качество новой продукции |
Прямая |
4 |
Обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции |
Прямая |
5 |
Величина расходов на научные исследования |
Прямая |
6 |
Технический уровень предприятия-изготовителя новой продукции |
Прямая |
7 |
Скорость освоения |
Прямая |
8 |
Транснациональный уровень отрасли |
Прямая |
9 |
Цена |
Обратная |
10 |
Авторитет покупателя |
Прямая |
11 |
Сегмент рынка |
Специфическая |
12 |
Коммуникация |
Прямая |
13 |
Затраты на рекламу |
Прямая |
14 |
Уровень профессиональной подготовки кадров |
Прямая |
II |
Внешние |
|
1 |
Состояние экономики |
Прямая |
2 |
Политическая обстановка |
Специфическая |
3 |
Правовая база |
Прямая |
4 |
Экологическая обстановка |
Обратная |
5 |
Технический прогресс |
Прямая |
6 |
Соотношение на рынке старой и новой продукции |
Специфическая |
7 |
Повышение эффективности работы потребителя |
Прямая |
8 |
Действенность рекламы |
Прямая |
9 |
Доходы потребителей |
Прямая |
10 |
Наличие заменителей |
Обратная |
11 |
Неопределенность |
Обратная |
Изучив все факторы влияющие на спрос предприятие может получить максимальную прибыль с меньшими затратами, а так же быть конкурентоспособным предприятием.
Следует различать изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.
Рисунок 2
При увеличении спроса под воздействием неценовых факторов кривая спроса смещается вправо D1D1, а при уменьшении спроса – влево D2D2.
Таким образом,
изменение спроса может быть как
результатом изменения цены, так
и результатом неценовых
Изменение в спросе означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.
В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации.
Причиной изменения величины спроса является изменение цены данного продукта.
1.3Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия
Первым
направлением применения теории спроса
является ее использование для разработки
стратегии предприятия-
Размер реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.
Произвести
анализ спроса теоретически очень сложно,
так как любое изучение статистики,
привлечение социологических
Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос.
Прогнозирование спроса для различных товаров различно по сложности. Например, для автомобильных коробок передач или химического сырья размеры спроса достаточно очевидны. А спрос на товары, имеющие многофункциональное назначение, не так очевиден. Еще сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.
Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции прошлого на будущее. Можно учесть возможность изменения тенденций в связи с изменением какого-либо фактора, в частности, дохода на душу населения.
Краткосрочные
прогнозы спроса делать труднее, чем
долгосрочные. Спрос с трудом поддается
прогнозу, и еще труднее
При определении
объемов производства нельзя не учитывать
производство этого же товара другими
производителями —
— цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить предприятию прибыль;
— цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и качества товара, и при возможности быть ниже цен конкурентов, чтобы стимулировать спрос на продукцию данной фирмы;