Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение спроса, его функции, а также самого закона спроса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
классификация видов спроса;
изучение функций спроса;
изучение закона спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 Экономическая сущность спроса и его роль в организации деятельности предприятия
Виды и классификация спроса ………………………………………….5
Основные детерминанты спроса………………………………………..8
Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия………….11
2 СПРОС И ЕГО ФУНКЦИЯ. ЗАКОН СПРОСА
2.1. Спрос и его функция……………………………………………………..16
2.2. Закон спроса………………………………………………………………19
3 СПРОС КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЙ РЫНКА
3.1.Спрос в условия рыночной экономики………………………………...27
3.2. Рыночное равновесие, его виды…………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 152.86 Кб (Скачать)

Цена служит самой важной детерминантом, или главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупки.

Их называют неценовыми детерминантами, или факторами изменения спроса:

1) Потребительские  вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

2) Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение – сокращение спроса.

3) Доходы  потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стереоустановок, виски). И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает.

Товары, спрос  на которые изменяется в прямой связи  с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4) Сопряженные  товары. Когда два продукта взаимозаменяемы (товары-субституты), между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т. д. (увеличивается цена на чай, следовательно, увеличивается спрос на кофе). Когда два товара являются взаимодополняющими (комплементарные товары), между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. (увеличивается цена на фотоаппараты, падает спрос на фотопленки). Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, или самостоятельные, товары.

5) Ожидания  потребителей относительно будущих  цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен. И, наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.    

Фактор спроса - это повышение  уровня совокупного спроса, обусловливающее  экономический рост в масштабе всего хозяйства страны. Факторы спроса имеют свою классификацию:    

- Производственные – это объем,  структура и ассортимент производства  товаров, качество и уровень  конкурентоспособности товара, проявление  НТП, политика импортирования, доля нетоварного потребления;    

- Социально – экономические –  уровень инфляции, уровень и соотношение  цен, уровень и структура денежных  доходов, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы,  пенсионное и социальное обеспечение;    

- Социальные – распределение населения  по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ  жизни, уровень образования и  культуры, вероисповедание, эстетические  взгляды и вкусы, система социальных  и моральных ценностей, потребительская культура;    

- Психологические – тип личности, степень рекламной внушаемости,  потребительская психология, престижность, отношение к моде;    

- Демографические – численность  и половозрастная структура населения,  размер, состав и жизненный цикл  семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений, обеспеченность населения жильем, структура и планировка жилищ, антропологические признаки (рост, размер и т.д.);    

- Торгово – экономические – емкость и насыщенность рынка, система защиты прав потребителей, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость, процесс морального старения товаров, мода, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама;    

- Инфраструктурные – развитие  сети торговых предприятий и  предприятий услуг, обеспеченность  ими населения, организация торговли, время, затрачиваемое на покупки,  качества обслуживания;     

- Физиологические – естественные (физические) свойства человека, определяющие естественные границы потребления, потребительские привычки;    

- Национально - климатические –  национальные традиции потребления,  особенности климата.     

Для управления спросом предприятию, производителю  новой продукции, необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса и называемые детерминантами спроса. Заметим, что детерминанты, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.     

Все факторы спроса на новую продукцию  можно разделить на внутренние, относящиеся  к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с особенностями функционирования внешней среды (табл. 2). 

 

Влияние факторов на изменение  спроса на новую продукцию. 

Таблица 2

 

№ п/п

Детерминанты  спроса

Тенденции изменения  спроса

I

Внутренние

 

1

Соответствие  отраслевым стандартам

Прямая

2

Соответствие  тенденциям моды

Прямая

3

Высокое качество новой продукции

Прямая

4

Обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции

Прямая

5

Величина расходов на научные исследования

Прямая

6

Технический уровень  предприятия-изготовителя новой продукции

Прямая

7

Скорость освоения

Прямая

8

Транснациональный уровень отрасли

Прямая

9

Цена

Обратная

10

Авторитет покупателя

Прямая

11

Сегмент рынка

Специфическая

12

Коммуникация

Прямая

13

Затраты на рекламу

Прямая

14

Уровень профессиональной подготовки кадров

Прямая

II

Внешние

 

1

Состояние экономики

Прямая

2

Политическая  обстановка

Специфическая

3

Правовая база

Прямая

4

Экологическая обстановка

Обратная

5

Технический прогресс

Прямая

6

Соотношение на рынке старой и новой продукции

Специфическая

7

Повышение эффективности  работы потребителя

Прямая

8

Действенность рекламы

Прямая

9

Доходы потребителей

Прямая

10

Наличие заменителей

Обратная

11

Неопределенность

Обратная


 

    Изучив  все факторы влияющие на спрос  предприятие может получить максимальную прибыль с меньшими затратами, а  так же быть конкурентоспособным  предприятием.  

Следует различать  изменение в спросе под влиянием неценовых факторов и изменение величины спроса под влиянием цены.

 

Рисунок 2

 

При увеличении спроса под воздействием неценовых  факторов кривая спроса смещается вправо D1D1, а при уменьшении спроса – влево D2D2.

Таким образом, изменение спроса может быть как  результатом изменения цены, так  и результатом неценовых факторов. Изменение спроса в результате изменения  цены графически объясняется как  движение по кривой спроса. Изменение  спроса при неизмененных ценах выглядит как сдвиг самого спроса. Для различения этих ситуаций в первом случае говорят  об изменении «величины спроса», а во втором случае – об изменении  «спроса».

 

Изменение в  спросе означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Причиной изменения спроса является изменение одной или более детерминант спроса.

В противоположность  этому изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации.

Причиной  изменения величины спроса является изменение цены данного продукта.

 

 

 

       1.3Влияние спроса на экономическую стратегию предприятия

 

 

 

Первым  направлением применения теории спроса является ее использование для разработки стратегии предприятия-производителя  на рынке готовой продукции. Для  определения объема производства необходимо оценить ситуацию на рынке, т.е. провести анализ спроса, анализ предложения  и оценить уровень конкурентоспособности  продукции, производимой данным предприятием.

Размер  реального спроса зависит от реальной покупательной способности (спрос  всегда есть платежеспособный спрос), а также цены на товар.

Произвести  анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует  больших затрат времени и денег. В данном случае эффективно применить  пробные продажи, но это не всегда реально осуществить.

Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары (например, хлеб) практически постоянен, а при выпуске принципиально  новых товаров спрос только зарождается  и может опережать предложение, то есть объем производства данного  товара. Но наступает момент, когда  спрос на товар насыщается, потребности  покупателей удовлетворяются, объем  производства начинает превышать спрос.

Прогнозирование спроса для различных товаров  различно по сложности. Например, для  автомобильных коробок передач  или химического сырья размеры  спроса достаточно очевидны. А спрос  на товары, имеющие многофункциональное  назначение, не так очевиден. Еще  сложнее прогнозировать спрос на потребительские товары, где наряду с факторами, которые могут быть весьма точно определены на будущее, например, изменение душевого дохода, действуют факторы, не поддающиеся  строгому анализу и измерению, например, вкусы и предпочтения потребителей, мода демонстрационный эффект и т.д. Ни статистический учет, ни экономико-математическое моделирование рыночной ситуации не в состоянии достоверно определить тенденции изменения спроса на конкретный товар.

Прогнозирование можно осуществлять различными способами: можно переносить выявленные тенденции  прошлого на будущее. Можно учесть возможность  изменения тенденций в связи  с изменением какого-либо фактора, в  частности, дохода на душу населения.

Краткосрочные прогнозы спроса делать труднее, чем  долгосрочные. Спрос с трудом поддается  прогнозу, и еще труднее целенаправленному  воздействию.

При определении  объемов производства нельзя не учитывать  производство этого же товара другими  производителями — конкурентами. При решении этого вопроса  важно определить меру насыщенности рынка, а также насыщенность хозяйственной  сферы предпринимательской инициативой  и деятельностью. Если эти показатели невысоки, то можно надеяться на успешный поиск производственной ниши. Методы определения этих мер различны: изучение справочных рекламных изданий, статистики, конкретный анализ. Определив  ожидаемый уровень спроса, необходимое  и возможное предложение со стороны  фирмы можно определит возможный  объем производства. Определение  цены продукции нужно производить  с учетом ряда факторов:

— цена должна покрывать затраты на производство единицы продукции и приносить  предприятию прибыль;

— цена должна ориентироваться на цены конкурентов, то есть не превышать их при соответствии функциональных характеристик и  качества товара, и при возможности  быть ниже цен конкурентов, чтобы  стимулировать спрос на продукцию  данной фирмы;

Информация о работе Спрос и предложение