Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:43, курсовая работа
Основными понятиями, характеризующими поведение на рынке продавцов и покупателей, являются спрос, предложение, цена. Их анализ позволяет понять функционирование всего рыночного механизма. Экономика - наука о жизни людей, неудивительно поэтому, что большинство людей обладают глубоким интуитивным знанием тех истин, которые сегодня подразумевают, когда говорят о теории потребительского спроса и предложения. Теория спроса и предложения являются одними из центральных понятий микроэкономического анализа поведения покупателей и продавцов на рынке какого либо товара или услуги.
Введение…………………………………………………………………………………..……………..3
Спрос……………………………………………………………………………………………………4
1.1Закон спроса………………………………………………………………….……………...4
1.2 Спрос и закономерности его изменения…………………………………...7
1.3 Факторы спроса……………………………………………………………………….….8
1.4Ценовая эластичность спроса…………………………………………………....16
Предложение……………………………………………………………………………………..19
2.1 Закон предложения…………………………………………………………………....19
2.2 Факторы приводящие к изменению предложения…………………..25
2.3 Эластичность предложения……………………………………………………….26
3. Основы теории спроса и предложения……………………………………………..33
Заключение…………………………………………………………………………………………….37
Библиографический список…………………………………………………………………..38
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Филиал
ГОУ ВПО «Южно-Уральский
в г. Сатке
Кафедра
«Гуманитарные и социально-
Курсовая работа
«Спрос
и предложение»
Группы Ст-ЭД 261
Сатка 2010
г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1Закон спроса………………………………………………………………
1.2 Спрос и закономерности его изменения…………………………………...7
1.3 Факторы спроса………………………………………………………………
1.4Ценовая эластичность спроса…………………………………………………....
2.1 Закон предложения…………………………………………………
2.2 Факторы приводящие к изменению предложения…………………..25
2.3 Эластичность предложения…………………………………………………
3. Основы теории спроса
и предложения……………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………………
Введение
Основными
понятиями, характеризующими поведение
на рынке продавцов и покупателей,
являются спрос, предложение, цена. Их
анализ позволяет понять функционирование
всего рыночного механизма. Экономика
- наука о жизни людей, неудивительно поэтому,
что большинство людей обладают глубоким
интуитивным знанием тех истин, которые
сегодня подразумевают, когда говорят
о теории потребительского спроса и предложения.
Теория спроса и предложения являются
одними из центральных понятий микроэкономического
анализа поведения покупателей и продавцов
на рынке какого либо товара или услуги.
Для совершения акта купли-продажи наличие
одного только желания приобрести товар
и денег для его покупки недостаточно.
Необходимо, чтобы товары и услуги в нужном
количестве и ассортименте были произведены
и доставлены на рынок. Процесс товарообмена
необходимо рассматривать не только с
позиции покупателей, но и с позиции продавцов,
т.е. людей предлагающих товар, или, как
принято говорить, с позиции предложения.
Продавец всегда будет выбирать такое
количество товара для предложения на
рынке, которое обеспечит ему наибольшую
прибыль. Реакция предложения на изменение
цены есть эластичность предложения по
цене. Но в отличие от спроса предложение
изменяется в том же направлении, что и
цены. В исключительных случаях эластичность
предложения равна нулю. Примером совершенно
неэластичного предложения может быть
предложение картин Рафаэля, Пикассо и
других признанных мастеров живописи.
Целью данной курсовой работы является
всестороннее освещение вопросов теории
спроса и предложения.
1 СПРОС
1.1 Закон спроса
Спрос — магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине “душа” экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, по и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.
Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают “потребность” и “спрос”. Между этими понятиями складывается непростое количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная сила цены, ибо при ее отсутствии па прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о “плюсах” и “минусах” ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу. В экстремальных экономических ситуациях спрос может превышать потребность, поскольку отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.).
Итак, спрос — это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная купля, но сосгоится она
или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как возможной купли — благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука (“маркетинг”) озабочена одним — как помочь “спросу” превратиться в реальную “куплю”.
Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет охарактеризовать данное устойчивое соответствие как закон спроса: между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd ) существует обратная зависимость. Qd = f(l/P), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.
Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение, представлен на рисунке 1.1:
Цена (Р)
величина спроса (Qd)
Рисунок 1.1 – Закон спроса
Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?
1. Самое очевидное заключается в том, что удешевление товара делает его доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был “не по карману”. А рост числа покупателей означает рост спроса на данный товар.
2. Сложнее объяснить поведение прежних покупателей данного товара, которые увеличивают объем его купли именно при снижении цены.
Проще всего предположить, что часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность, и вот теперь, благодаря снижению цены, доводит размер спроса до реальной потребности. Приведенные выше два объяснения справедливы, но выходят за рамки закона спроса, поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности, т. е. не соответствует требованию “прочих равных условий”. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех “эффектов”, возникающих при снижении цены на товар.
А. “Эффект роста выгоды”. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т. е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов (а это при снижении цены увеличивает спрос на товар), покупатель получает больше выгоды (полезности), чем раньше.
В. “Эффект дохода”. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Поэтому, чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует эту открывшуюся возможность увеличения своего дохода. Иными словами, каждый участник рыночной экономики стремится увеличить свой доход; снижение цены на данный товар позволяет ему реализовывать эту заветную цель, — но только покупкой этого подешевевшего товара!
С. “Эффект замещения”. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая “другие” товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Таким образом, снижение цены на отдельный товар вызывает многочисленные последствия, — как и рост цены. Закон спроса - ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ибо он придает поведению покупателей и продавцов ОБЪЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос может “благодарно” увеличиваться при снижении цены или “возмущенно” уменьшаться при росте цены только при отсутствии дефицита; там же, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок — это равноправие спроса и предложения[1].
1.2 Спрос и закономерности его изменения.
Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. Бесполезно пытаться определитьспрос без цены, так как он изменяется именно в зависимости от нее. Действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).
Закон спроса не действует в трех случаях:
1. при ажиотажном
спросе, вызванном ожидаемым
2. для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;
3. при переключении
спроса на более качественные
и дорогостоящие товары (например,
переключение спроса с
На изменение спроса влияют и неценовые факторы:
а) изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них;
б) изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание;
в) изменения цен на другие товары, особенно на товары-заменители (субституты). Так, рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин;
г) экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения;
д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-х гг. было связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день.
Эффект замещения — изменение структуры потребления (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Эффект дохода — изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.