Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Повышается необходимость
текущего пересмотра каналов реализации
банковских услуг в целом, а не
только системы филиалов. Такие факторы,
влияющие на эффективность обслуживающей
сети, как развитие информационных
технологий, стандартизация банковских
услуг и улучшение их качества,
усиление интеграционных процессов
в финансовой сфере, ведут к новым
принципам сегментирования
1) стандартизированные
базовые услуги без
2) оказание услуги с активными консультациями;
3) решение финансовых
проблем с
Задача состоит в
том, чтобы обеспечить сегментированные
группы клиентов стандартизированными
банковскими услугами, основанными
на самообслуживании, за счет использования
информационных технологий с вариантом
получения консультаций. В идеале
сочетание стандартизированной
и сегментированной услуг становится
продуктом индивидуального
В целом, перспективы развития
банковских услуг корпоративным
клиентам в западноевропейских и
американских банках на ближайшие годы
основаны на следующих трех факторах
структурных изменений в
1) вхождение в отрасль;
2) диверсификация деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг;
3) развитие услуг на рынке ссудных капиталов.
Понятие «вхождение в отрасль» подразумевает создание транснациональными корпорациями «внутренних банков». Примерами таких банков являются «Вольвобанк», «Бритиш Петролиум», «Рено», которые полностью обслуживают финансовые потребности своих учредителей.
Диверсификация банковской
деятельности за счет предоставления
внебалансовых услуг
Увеличение внебалансовых
услуг также связано с ростом
информационных услуг. В условиях современной
МФС информационные ресурсы трансформируются
в реальные экономические ресурсы,
информационные услуги превратились в
объект потребления и производства,
в результате чего банк выполняет
функции информационного и
Важное место в развитии
банковских услуг занимают услуги на
рынке ссудных капиталов, поскольку
для банка их предоставление ведет
к увеличению доли процентных доходов
и ликвидности. В условиях МФС
значительно увеличилась доля новых
банковских услуг по кредитованию транснациональных
корпораций. Так, крупные банки с
разветвленной международной
В современной мировой банковской системе одним из динамично развивающихся участков работы коммерческих банков являются расчеты. Причинами этого послужили конкуренция на рынке банковских услуг, необходимость обслуживания крупных холдинговых структур, развитие в этих структурах новых современных технологий управленческого учета и бюджетирования.
Потребности таких холдингов
в расчетном обслуживании эволюционируют
вместе с технологиями управления и
уже в настоящее время
Как следствие, у коммерческих банков появляется возможность вывода на рынок нового продукта, призванного удовлетворить эти растущие потребности. В практике крупных зарубежных банков набор таких услуг, предлагаемых клиентам, обобщенно называют Cash Management Service. Для обозначения услуг Cash Management Service мы будем использовать термины «расчетно-информационное обслуживание корпоративных клиентов» или просто «расчетно-информационное обслуживание» [30, с.23].
Суть расчетно-информационных услуг хорошо раскрывает описание потребителей (и их целей), которых можно разделить на две основные категории.
Первая категория - крупные
холдинговые компании с разветвленной
региональной организационно-финансовой
структурой. Основными целями таких
компаний при покупке расчетно-
Вторая категория - компании
с большим количеством
Попытаемся провести классификацию расчетно-информационных услуг, предлагаемых зарубежными банками, разделив их на три группы.
Первая группа - услуги финансового контроля - включает следующие основные сервисы:
1) финансовый мониторинг
(или финансовое агрегирование)
2) прямое управление
денежными средствами из
3) предварительный контроль
(акцепт) расходных операций дочерних
предприятий со стороны
4) контроль исполнения
бюджета является естественным
развитием услуги
Во вторую группу расчетно-информационных
услуг можно выделить услуги, предназначенные
для снижения операционных затрат клиентов
с большим количеством
Пример 1. Сбор и предоставление клиенту дополнительной по сравнению со стандартными банковскими выписками информации о входящих платежах на счета клиента. В рамках такой услуги может быть осуществлена интеграция банковских приложений, выполняющих формирование расширенных отчетов о движении средств по счетам, с внутрикорпоративными программными приложениями клиента. Основная задача такого сервиса - сокращение трудозатрат на сверку поступлений на банковские счета с внутренними документами клиента (выставленными к оплате счетами, договорами и т.п.). Одним из примеров такого сервиса может быть услуга по сбору платежей от физических лиц в пользу сервисных компаний (операторов сотовой связи, спутникового телевидения и т.п.). Указанный пример помимо централизованного формирования соответствующей отчетности предполагает организацию в банке специальных фронт-офисных процедур, предусматривающих указание в платежных документах, принимаемых от плательщиков - физических лиц, дополнительных уникальных для каждого получателя средств (продавца услуг), реквизитов.
Пример 2.Платежи в пользу физических лиц на основании реестров платежей - исполнение большого количества платежей клиента в пользу физических лиц на основании реестров и сводных платежных поручений к ним.
В третью группу, самую
перспективную с точки зрения
будущего развития, входят услуги, направленные
на обеспечение управляющей
Ключевой из этого набора является услуга, именуемая в зарубежных источниках Cash Pooling [30, с.28]. Название этой услуги можно перевести как «слияние денежных средств» или «денежный пул», но поскольку в российской банковской практике аналогичной услуги в настоящее время не существует, в рамках данной работы будем называть эту услугу «кэш-пулинг».
Кэш-пул можно определить
как структуру, включающую несколько
счетов, открытых в банке, остатки
на которых рассматриваются
Различают два основных вида кэш-пулинга:
1) с реальным перечислением
средств на один счет (zero-balancing).
Счет, на который перечисляются
средства с других счетов пула,
имеющих положительный остаток,
2) без перечисления
средств (notional pooling). В этом случае
никакого реального движения
средств между счетами пула
не происходит, но при расчете
процентов и(или) при
И для первого, и для
второго вида кэш-пулинга возможны
различные параметры
- различные периоды
перевода средств на мастер-
- собранные на мастер-счете
остатки могут возвращаться
средства со счетов участников могут списываться не полностью, а согласно предустановленным целевым остаткам (target balancing) и т.п. [ ].
Как уже упоминалось выше, среди услуг, предлагаемых российскими банками в настоящее время, кэш-пулинг отсутствует. Учитывая, что эта услуга является достаточно сложной как с технологической, так и с юридической точки зрения, а также тот факт, что спрос на кэш-пулинг со стороны клиентов растет, коммерческим банкам, принявшим решение о разработке расчетно-информационных услуг, следует, на наш взгляд, в первую очередь сосредоточиться на реализации именно этого сервиса.
В практике отечественного
финансового сектора не получили
надлежащего развития инвестиционные
банковские услуги для корпоративных
клиентов. Важность и необходимость
их существования предопределяется
тем, что это направление финансовых
услуг является не только источником
доходов для банков, а и оказывает
содействие взаимопроникновению
Учитывая необходимость
активизации движения инвестиционных
ресурсов в России, рассмотрим опыт
американских банков с развитой системой
услуг инвестиционного
Структуризация
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов