Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- группа глобальных
рынков и инвестиционного
- группа корпоративных клиентов;
- группа инвестиционных менеджеров.
Группа глобальных рынков и инвестиционного банковского бизнеса проводит брокерское обслуживание клиентов на рынках акций, долговых инструментов, деривативов, валютных рынках, предоставляет услуги на рынке капиталов, проводит инвестиционные банковские операции. Группы корпоративных клиентов и инвестиционных менеджеров отделены от функциональной группы и выполняют скорее маркетинговые функции.
В банке «Бэнк оф Нью-Йорк» инвестиционные услуги осуществляются по четырем направлениям: индивидуальным, институциональным, инвестиционного менеджмента, кредитного обслуживания [25, с.60].
Распределение услуг на отдельные отделы по работе с физическими лицами (населением) и работе с корпоративными клиентами является обычной практикой организации деятельности для американских банков, поскольку именно таким образом там организовано предоставление банковских услуг.
В обобщенном виде система предоставления инвестиционных услуг в зарубежных банках (на основе практики пяти наибольших инвестиционных банков США) включает такие направления [25, с.62]:
1. Услуги инвестиционного
банкинга: услуги андеррайтинга
для органов государственной
власти, органов местной власти,
корпораций; обслуживание соглашений
по слиянию и поглощению
2. Брокерские услуги: рынок
акций; рынок ценных бумаг с
фиксированным процентом;
3. Услуги инвестиционного
менеджмента: создание и
4. Сервисные (обслуживающие,
сопутствующие) услуги: кредитная
поддержка инвесторов; кредитная
поддержка эмитентов;
Таким образом, анализируя
современное состояние
Открытие банковских счетов корпоративным клиентам производится банками при условии наличия у клиента правоспособности, предоставлении им пакета необходимых документов, проведения надлежащей идентификации клиента. Заключение договора банковского счета является основанием для открытия банковского счета, внесения его в Книгу регистрации открытых (закрытых) счетов и начале совершения операций по нему. Закрытие счета клиента возможно: по его заявлению в любое время; при отсутствии операций по счету в течение двух лет или по решению суда. Банк извещает от открытии или закрытии счета налоговые органы в течение пяти рабочих дней с момента его регистрации в Книге регистрации. Расчетное обслуживание корпоративных клиентов осуществляется в рамках действующего банковского законодательства и в соответствии с условиями, обозначенными в Договоре банковского счета.
Традиционными и основными
кассовыми операциями банка являются
услуги приема от клиентов и выдачи
им наличных денег. К кассовым относят
также операции обмена и размена
наличных денежных знаков, определение
подлинности банкнот. Для осуществления
кассового обслуживания юридических
лиц коммерческие банки создают
кассовый узел с необходимыми внутренними
подразделениями (хранилищем, кладовой,
операционными кассами, кассовым залом,
кассами пересчета, вечерней кассой
и т.д.). Непосредственное выполнение
операций с наличными деньгами осуществляют
кассовые и инкассаторские работники.
Прием денежной наличности в приходную
кассу банка производится по объявлениям
на взнос наличными. Все поступившие
в течение операционного дня
наличные деньги должны быть оприходованы
в операционную кассу и зачислены
на соответствующие счета клиентов
в тот же рабочий день. Выдача
наличных денег организациям происходит
по денежным чекам. Инкассацию и доставку
денежных средств и ценностей
банки осуществляют собственными силами
либо посредством специальных
Банковские услуги совершенствуются
и модернизируются в
Основными валютными операциями в рамках обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятия являются: конверсионные операции; документарные операции (выдача гарантий, аккредитивная форма расчетов). С помощью разнообразных модификаций данных операций банки предлагают своим клиентам различные продукты и услуги в области финансирования торговли и проведения международных расчетов.
В результате изучения зарубежного опыта выявлена необходимость: внедрения современных технологий в отечественных банках; реорганизации каналов сбыта; создания новых консультационных структур, минирасчетных центров; диверсификации деятельности банка за счет предоставления внебалансовых услуг; вывода на рынок новых банковских продуктов; расширения проектов расчетно-информационного обслуживания корпоративных клиентов; развития инвестиционных банковских услуг.
Банк УРАЛСИБ (ОАО "УРАЛСИБ") образован 20 сентября 2005 г. в результате интеграции бизнеса 5 банков: ОАО "УралСиб", ОАО АКБ "АВТОБАНК-НИКОЙЛ", КБ "Брянский народный банк" (ОАО), АБ "ИБГ НИКойл" (ОАО), ОАО АКБ "Кузбассугольбанк". Визитная карточка банка представлена в Приложении 10.
Банк УРАЛСИБ (далее – Банк) является главной управляющей компанией Финансовой корпорации "УРАЛСИБ". Одним из ключевых элементов стратегии деятельности Финансовой корпорации "УРАЛСИБ" является создание в наиболее экономически активных регионах страны сети "финансовых супермаркетов" и "центров финансовых решений", предоставляющих своим клиентам широкий спектр высококачественных, стандартизированных финансовых услуг. В настоящее время во всех филиалах и отделениях ОАО "УРАЛСИБ" унифицирован продуктовый банковский ряд и введены единые конкурентоспособные тарифы.
На сегодняшний день Банк входит в "пятерку" лидеров отечественного банковского сектора по основным финансовым показателям. Интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг ФК "УРАЛСИБ" насчитывает 1087 офисов в 81 регионе Российской Федерации [32].
В своей деятельности Банк
реализует принципы политики Правительства
Российской Федерации и Банка
России, направленной на укрепление, укрупнение
и развитие российского финансового
сектора, повышение
По данным «РБК. Рейтинг» [32], на конец 2005 года Банк «УРАЛСИБ» занимал 10-е место по объему привлеченных средств. Устойчивая положительная динамика в этой сфере сохранилась в 2006 и 2007 годах (Рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Привлеченные средства банка «УРАЛСИБ» за 2005, 2006, 2007 г.г., млрд. руб.
Очевидно, что экстенсивный
характер роста привлеченных средств,
как и других важнейших показателей,
сменился на интенсивный. Тем не менее
как по абсолютным объемам привлечения,
так и по динамике Банк «УРАЛСИБ»
остается в числе лидеров и
по итогам 2007 года переместился на 6-е
место (по данным «РБК Рейтинг»). В структуре
привлеченных средств прослеживается
постепенное замещение дорогих
депозитов физических лиц более
дешевыми и долгосрочными
Таким образом, очевиден вывод о наибольших темпах прироста средств корпоративных клиентов в общей структуре привлеченных средств Банка.
Корпоративный банковский
бизнес Банка «УРАЛСИБ»
Корпоративный банковский бизнес отвечает высоким стандартам банковской деятельности, использует самые современные технологии на российском банковском рынке.
Стратегическим приоритетом
клиентской политики Банка является
построение долгосрочных партнерских
взаимоотношений с
Как и предыдущие годы,
2007 год показал эффективность
проводимой клиентской политики. Несмотря
на ужесточение конкуренции на банковском
рынке, Банк «УРАЛСИБ» сохранил высокие
темпы роста клиентской базы. В
настоящее время в Банке
Банк «УРАЛСИБ» является
одним из активных игроков на рынке
привлечения средств
Рисунок 3.2 - Объем привлеченных средств корпоративных клиентов за 2005 – 2007 г.г., млрд. руб.
Объем привлеченных средств корпоративных клиентов за 2007 год вырос на 44% до 120,4 млрд руб., в том числе:
- объем средств на
расчетных счетах
- объем срочных депозитов вырос на 97% - до 62 млрд руб.
Доля срочных депозитов в общем объеме привлечения средств юридических лиц увеличилась за 2006–2007 годы с 38% до 52%.
В 2007 году Банк последовательно
проводил мероприятия, целью которых
было приближение мест предоставления
услуг к местам базирования клиента
за счет расширения сети отделений. В
каждом филиале создана и успешно
работает служба продаж, в задачи которой
входит осуществление всех бизнес-процессов,
связанных с обслуживанием
В результате клиентская база корпоративного бизнеса распределена в целом равномерно по Региональным дирекциям, осуществляющим управление сбытовой сетью по соответствующим федеральным округам, что является дополнительным фактором устойчивости корпоративного банковского бизнеса (Рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 - Региональное
распределение корпоративных
Для более качественного
и оперативного обслуживания клиентов
в 2007 году в Банке была осуществлена
детальная сегментация
К сегменту «Малый бизнес» отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, годовая бухгалтерская выручка которых не превышает 3 млн долл. США. По итогам работы в 2007 году количество клиентов данного сегмента увеличилось до 134,3 тыс. и составило более 95% всех корпоративных клиентов Банка [47].
К сегменту «Средний бизнес» отнесены юридические лица, годовая бухгалтерская выручка которых не превышает 100 млн долл. США. Количество клиентов сегмента «Средний бизнес» за 2007 год увеличилось до 6,1 тыс.
К сегменту «Крупные корпоративные клиенты» отнесены юридические лица, включая холдинговые структуры, с совокупной выручкой более 100 млн долл. США, а также их дочерние компании.
Сегментация клиентской базы стала основой разработки подходов к работе с корпоративными клиентами Банка:
- технологии клиентского менеджмента. С клиентами сегмента «Малый бизнес» работает финансовый консультант; за клиентом сегмента «Средний бизнес» закрепляется персональный менеджер; с клиентом сегмента «Крупные корпоративные клиенты» также работает персональный менеджер, сопровождающий все финансовые операции;
- продуктово-сервисное предложение. Для клиентов сегмента «Малый бизнес» существует перечень стандартных продуктов; для клиентов сегмента «Средний бизнес» разработан широкий ряд продуктов с возможностью индивидуального сотрудничества с Банком и учетом бизнес-планов клиента; для сегмента «Крупные корпоративные клиенты» предлагаются индивидуальные финансовые решения;
- продуктовые технологии. Для клиентов сегмента «Малый бизнес» реализован и запущен «кредитный конвейер», позволяющий применить поточные технологии и минимизировать срок рассмотрения кредитной заявки; клиентам сегмента «Средний бизнес» предлагаются отраслевые кредитные решения и пакетные предложения; для сегмента «Крупные корпоративные клиенты» предлагаются также индивидуальные процедуры рассмотрения кредитных заявок;
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов