Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа
Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время предприятиям
торговли/сферы услуг
- стандартная оплата
по картам – применяется в
случае приобретения клиентом
товара/услуги и ее
- бронирование номеров
в гостинице и оплата
- бронирование автотранспорта
и оплата за услуги аренды
транспорта – применяется в
случае бронирования
- оплата товаров и
услуг, заказанных по почте
или факсу (разовые платежи) - применяется
торгово-сервисными
- оплата товаров и
услуг на постоянной основе (рекурентные
платежи) – применяется
В рамках зарплатных проектов банки заключает договора с организациями на перечисление заработной платы сотрудников на счета банковских карт международных платежных систем Visa International и MasterCard International в рублях, долларах США или евро. Схема взаимоотношений банка и корпоративного клиента по организации деятельности в рамках зарплатного проекта представлена в Приложении 9.
Основные выгоды и преимущества зарплатных проектов:
- для организации: сокращение
временных затрат на выдачу
заработной платы; снижение
- для сотрудников организации:
оплата товаров и услуг по
всему миру; услуга SMS-информирования;
получение наличных денежных
средств без взимания
Ряд коммерческих банков для корпоративных клиентов выпускают Таможенную карту, которая является инструментом доступа к счету юридического лица - плательщика таможенных платежей и средством для составления расчетных документов, подлежащих оплате за счет плательщика. Клиенту может быть также предложена Акцизная таможенная карта, которая дополнительно позволит осуществлять оплату акцизных таможенных платежей. Карточный счет ведется в рублях РФ и проведение операций с использованием таможенных карт возможно только в валюте карточного счета.
Держатели таможенных карт могут осуществлять с их использованием:
- безналичные операции
в терминалах таможен,
- безналичные операции
в терминалах уполномоченного
таможенного органа, принимающего
в качестве оплаты акцизных
таможенных платежей документы,
Потребности корпоративных
клиентов в расчетном обслуживании,
обусловленные их экономическим
развитием, провоцируют банки на
создание нового вида банковского сервиса.
Об одной из таких новинок - организации
расчетно-информационного
Развитие торговых сетей - увеличение магазинов и рост региональных филиалов - обусловливает повышенный спрос на банковские продукты, которые обеспечивают корпорациям автоматический контроль над финансовыми процессами без привлечения человеческого фактора. Одним из таких перспективных инструментов является cash management - эффективное управление оборотным капиталом на уровне корпорации [40].
Cash management - достаточно сложный
банковский инструмент как с
организационной, так и с
Так, например, Альфа-Банк первым из российских банков начал предоставление корпоративным клиентам услуг, позволяющих оптимизировать использование оборотных активов. Такая оптимизация возможна за счет: организации более эффективного оборота денежных средств группы; консолидации средств группы; формирования низкозатратных источников обеспечения платежеспособности группы (в том числе самофинансирование).
Для каждой группы задач Альфа-Банк предлагает современные высокотехнологичные решения, во многом уникальные для российского рынка банковских услуг [31, с.22]:
1) Повышение эффективности оборота денежных средств:
- проведение операций в режиме on-line;
- контроль расходных
операций филиалов, предприятий
холдинга: получение информации
о ликвидной позиции всей
- идентификация входящих
платежей: распознавание дебиторов
и назначения платежей в
2) Оптимизация общего
остатка денежных средств
- «овердрафт с компенсацией
процентных расходов» - минимизация
процентных расходов при
- «овердрафт с общим
лимитом»- экономия средств по
уплате комиссии за
- «единый остаток» - возможность
концентрации всех денежных
Для всех перечисленных инструментов характерны единообразие (единые ставки, подходы к предоставлению услуги, решения для разных регионов и т.п.), высокая степень автоматизации процессов, унификация форматов документации, использование единых каналов передачи информации, а также специальных технических решений для обмена информацией между банком и корпоративными системами.
Одной из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности банков является депозитарное обслуживание. Приоритетными задачами депозитария при работе с клиентами являются: обеспечение высокого уровня безопасности при хранении ценных бумаг; предоставление максимально возможного спектра услуг; высокий профессионализм; гибкая тарифная политика; индивидуальный подход к клиентам.
Депозитарии, как правило, оказывают следующие услуги [45, с.215]:
- открытие и ведение счетов депо клиентов;
- хранение и учет
всех видов ценных бумаг,
- консультирование и
проведение комплексных
- перерегистрация прав
собственности на ценные
- оформление и учет залоговых операций с ценными бумагами депонентов;
- предоставление информации об эмитенте;
- помощь депонентам в реализации прав, закрепленных за ними как за владельцами ценных бумаг;
- консультационная поддержка при проведении операций по счетам депо;
- выполнение функций платежного агента;
- хранение ценных бумаг
на основании договоров
- проведение экспертизы ценных бумаг.
Для удобства работы клиентам доступны следующие способы обмена документов с депозитариями: в бумажном виде с оригинальными подписями и печатями; по факсу (поручения на зачисление ценных бумаг и предоставление выписок) с последующим предоставлением оригинала; по системам S.W.I.F.T. и TELEX.
Среди приоритетных направлений развития современных способов и технологий банковского облуживания можно назвать также:
- доверительное управление активами;
- организация выпуска корпоративных облигаций;
- брокерское обслуживание;
- лизинговые операции;
- факторинговое обслуживание.
В рамках своей деятельности в условиях жесткой конкуренции, каждый банк стремится предложить своим клиентам возможно больший спектр банковских операций. На наш взгляд, отличительным моментом современных реалий, является не только стремление банка задекларировать весь возможный перечень существующих банковских услуг, но и предоставить их качественное исполнение, что объясняется свободой и широкими возможностями выбора и банков и услуг у современных корпоративных клиентов.
С каждым годом растут объемы внешнеторговых операций российских предприятия и фирм, с одной стороны, и ширится, модернизируется и приобретает всё большую практическую значимость, спектр операций банков по обслуживанию внешнеэкономической деятельности таких предприятий и фирм.
Рассмотрим основные банковские операции, оказываемые корпоративным клиентам в рамках торгового финансирования и обслуживания внешнеэкономической деятельности.
Традиционно банки выполняют конверсионные операции к которым относятся: покупка и продажа иностранной валюты за рубли; покупка одного вида иностранной валюты за иностранную валюту другого вида.
Банки могут проводить
операции покупки и продажи валюты
по следующим курсам: курсу Банка;
текущему курсу ЕТС ММВБ (со сроком
расчета «сегодня» или «завтра)
Также существует возможность:
приобрести/продать любую
К документарным операциям банков относятся операции с аккредитивами и гарантиями.
Гарантия представляет
собой обязательство банка, выдаваемое
по просьбе клиента его
Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов