Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)

Современными банками  предоставляются следующие виды гарантий [36, с.22]:

- тендерная гарантия  – выдается по просьбе участника  торгов стороне, объявившей торги,  и обеспечивает исполнение участником  торгов своих обязательств, вытекающих  из представленного им тендерного  предложения; 

- гарантия исполнения  обязательств – выдается по  просьбе поставщика товаров или  услуг (подрядчика или иного  лица) покупателю (заказчику), в качестве  обеспечения надлежащего исполнения  поставщиком условий контракта  (договора), заключенного между поставщиком  и покупателем; 

- гарантия возврата  авансового платежа - выдается  по просьбе поставщика товаров  или услуг (подрядчика или иного  лица) покупателю (заказчику), как правило,  в размере получаемого поставщиком  аванса по контракту (договору), заключенному между поставщиком  и покупателем, и обеспечивает  возврат суммы уплаченного аванса;

- гарантия платежа - выдается по просьбе покупателя (заказчика) в пользу продавца (поставщика товаров или услуг,  подрядчика) и обеспечивает исполнение  покупателем своих обязательств  по оплате поставленных товаров  (услуг), в соответствии с контрактом (договором), заключенным между продавцом  и покупателем; 

- гарантия возврата  кредита – выдается по просьбе  заемщика организации, предоставившей  кредит, и обеспечивает выполнение  заемщиком своих обязательств  перед кредитором по возврату  суммы основного долга и/или  процентов по кредиту в оговоренные  сроки; 

- таможенная гарантия  – выдается в пользу таможенных  органов РФ; за клиентов, ответственных  за уплату таможенных платежей, с целью обеспечения уплаты  клиентами таможенных платежей  в установленных размерах и  в сроки, а также рассрочки/отсрочки  уплаты таможенных платежей, в  соответствии с ТК РФ и НК  РФ;

- гарантии, поручительства  в пользу МНС – выдаются  в пользу налоговых органов  РФ за клиентов, ответственных  за уплату акцизных сборов;

- гарантии в пользу  международной авиатранспортной  организации IATA;

- гарантии в пользу  Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП).

С развитием международных  банковских связей, аккредитив стал одной  из наиболее популярных составных частей схем финансирования. Благодаря накопленному опыту, высокому международному рейтингу и широкой корреспондентской  сети современные коммерческие банки  могут предложить широкий спектр услуг по финансированию сделок клиентов, проводимых с расчетами по аккредитиву, например [36, с.32]:

Документарный аккредитив это обязательство банка оплатить стоимость товара (услуг) бенефициару (продавцу) при условии представления продавцом в банк документов, оформленных в полном соответствии с условиями аккредитива.

Безотзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком–эмитентом (банком, открывшим аккредитив) по указанию приказодателя аккредитива только после получение согласия бенефициара (компании, в пользу которой открыт аккредитив) на изменение или аннуляцию аккредитива.

Отзывный аккредитив может быть в любое время изменен или аннулирован банком–эмитентом по указанию приказодателя аккредитива без предварительного уведомления бенефициара.

Однако, если надлежащим образом  оформленные документы представлены в банк до момента отзыва аккредитива, то банк–эмитент обязан заплатить  по аккредитиву.

В международной практике используются только безотзывные аккредитивы

Неподтвержденный  и подтвержденный аккредитивы. Неподтвержденный аккредитив предполагает обязательство оплаты со стороны банка–эмитента. Подтверждение аккредитива третьим банком означает, бенефициар наряду с обязательством банка, открывшего аккредитив, получает равноценное и самостоятельное обязательство подтверждающего банка произвести платеж.

Трансферабельный (переводный) аккредитив. Переводным является аккредитив, по которому бенефициар имеет право уполномочить исполняющий банк перевести весь аккредитив или его часть другому или нескольким другим лицам (вторым бенефициарам).

Аккредитивы «с красной оговоркой» позволяют экспортеру получить часть средств по аккредитиву до представления всех товарораспорядительных документов в качестве авансового платежа. Последний, в принципе предназначен для того, чтобы финансировать производство и потребление товара, поставляемого по аккредитиву, а также, возможно, для закупки и оплаты предназначенного для экспорта товара (перед отгрузкой его покупателю).

Аккредитив  с платежом по предъявлении. Платеж по аккредитиву осуществляется сразу после того, как банку были предоставлены документы, оформленные в полном соответствии с условиями аккредитива, и банк осуществил их проверку.

Аккредитив  с отсрочкой платежа. Платеж производится не сразу после представления и проверки банком документов, а через определенный промежуток времени, указанный в аккредитиве. Такой аккредитив допускает для покупателя отсрочку платежа, а продавцу гарантирует получение денег в определенный момент.

Револьверные (возобновляемые) аккредитивы открываются на часть стоимости контракта с условием восстановления первоначальной суммы аккредитива или другой оговоренной суммы через определенный срок либо после каждого использования аккредитива. Среди револьверных аккредитивов различают кумулятивные и некумулятивные. Кумулятивные - предусматривают прибавление неиспользованного остатка к возобновляемой сумме, некумулятивные возобновляются только до первоначальной суммы.

Револьверные аккредитивы  применяют при расчетах по контрактам на крупные суммы с регулярной отгрузкой определенной партии товара (например, при отгрузке нефти танкерами) для минимизации издержек.

Резервный аккредитив (STAND-BY). Аккредитивы типа «Stand–by» (резервный аккредитив) используются для гарантирования выполнения контрагентами взятых на себя обязательств по контракту (договору). Т.е. данный вид аккредитива используется не как расчетный инструмент, а как инструмент обеспечения обязательств принципала (заявителя). Платеж по резервному аккредитиву всегда производится против представления документов, указанных в аккредитиве (обычно это документы, подтверждающие неисполнение контрагентом обязательства по контакту). При этом бенефициар может воспользоваться аккредитивом при нарушении принципалом своих обязательств по контракту. В США такие аккредитивы находят широкое применение и заменяют принятые у нас гарантии, которые в соответствии с юрисдикцией большинства штатов США не могут быть выданы банками. Канадским законодательством также запрещено применение гарантий при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Банки предлагают реальную помощь по контролю за выполнением  контрагентами клиентов банка условий  договоров (контрактов) и предлагают любые операции по документарным  аккредитивам в рублях и иностранной  валюте: авизование предстоящего открытия аккредитива; авизование условий аккредитив; открытие аккредитива; платежи, проверка, прием, отсылка аккредитива; увеличение суммы аккредитива; изменение условий  аккредитива; авизование об изменениях условий аккредитива; аннуляция  аккредитива; негоциация, авизование условий  аккредитива с добавлением подтверждения; трансферация аккредитива.

Также банки осуществляют инкассовые операции (документарное  инкассо):

- выдача документов  против акцепта или платежа;

- выдача документов  без акцепта или платежа;

- прием, проверка и  отсылка документов на инкассо;

- изменение инструкций  на инкассо.

Использование инструментов финансирования торговли коммерческих банков позволяет клиентам добиваться значительного снижения коммерческих и финансовых рисков при осуществлении  экспортно-импортных операций, сократить  расходы, а также оптимизировать финансовые потоки.

Банки предлагает своим  клиентам следующие продукты и услуги в области финансирования торговли и проведения международных расчетов [20, с.478]:

- финансирование импорта  - финансирование клиентов в форме  открытия аккредитива и/или выставления  банковских гарантий (при необходимости  подтвержденных первоклассными  международными банками), организация  расчетов и финансирование импортных  сделок с привлечением банков  и международных финансовых организаций,  агентств экспортного страхования; 

- индивидуальное консультирование  по оптимизации расчетов: помощь  в организации расчетов с учетом  специфики страны-контрагента, разработка  платежных статей контрактов  и договоров, полный спектр  услуг по обслуживанию импортных/экспортных  аккредитивов, в том числе при  расчетах в рублях со странами  СНГ – открытие, авизование, подтверждение,  перевод (трансферация), осуществление  платежа, организация негоциации (в том числе дисконтирования)  документов по экспортным аккредитивам;

- предоставление всех  видов гарантий, а также резервных  (stand-by) аккредитивов, в т.ч.: разработка  текстов гарантий, максимально защищающих  интересы клиентов, авизование и  подтверждение подлинности гарантий, выпущенных иностранными банками  в пользу клиентов, чистое и  документарное инкассо. 

Использование данных продуктов  и услуг при импортных (закупочных) операциях обеспечивает клиентам - импортерам следующие преимущества:

- снижение кредитных  рисков за счет отказа от  авансовых платежей,

- снижение страновых  и юридических рисков во внешнеторговых  контрактах,

- обеспечение гарантии  оплаты поставщику только при  условии поставки товара в  строгом соответствии с номенклатурой,  качеством и в оговоренные  сроки отгрузки,

- существенное снижение  стоимости финансирования импорта  (закупок) по сравнению с простым  кредитованием, 

- возможность получения  рассрочки оплаты за поставляемый  товар, 

- возможность продемонстрировать  партнерам свою компетентность  в области организации расчетов  по торговым сделкам, а также  подтвердить свою платежеспособность.

С другой стороны, преимущества от работы с инструментами финансирования торговли банка получают и клиенты, выступающие в сделке в роли продавца:

- гарантия получения  оплаты со стороны банка за  поставленный товар, при выполнении  условий контракта по отгрузке  товара,

- четко регламентированная  и быстрая процедура получения  оплаты за поставленный товар  после отгрузки,

- повышение конкурентоспособности  предлагаемого товара за счет  предложения различных форм оплаты  за товар без повышения риска  неоплаты,

- возможность получения  финансирования для закупок товара  при осуществлении посреднических  операций за счет структурирования  финансовых потоков с использованием  трансферабельных (переводных) или  компенсационных (back-to-back) аккредитивов.

 

2.5 Зарубежный опыт обслуживания  банками корпоративных клиентов

 

Актуальность изучения банковских услуг ведущих иностранных  банков, таких как «Чейз Манхэттен  бэнк», «Ситибэнк», «Бэнк оф Нью-Йорк» (США), «Дойче банк», «Дрезднер банк», «Ферайнц банк» (Германия), «АБН АМРО Банк», «ИНГ-Бэрингз», «Рабо-банк» (Голландия), «Сосьете Женераль», «Банк Насиональ  де Пари» (Франция), обусловлена необходимостью адаптации российских банков, интегрирующихся  в мировую финансовую систему (МФС), к условиям предоставления и стандартам качества международных банковских услуг.

Увеличение возможностей банка предоставлять банковские услуги при помощи современных технологий обозначило такую тенденцию, как  реорганизацию каналов сбыта  банковских услуг. Реализация банковских услуг традиционным способом теряет свою актуальность, на первый план выходят  реализация при помощи электронных  систем связи: телефона, факса, компьютера. Большое внимание уделяется созданию новых консультационных структур и  мини расчетных центров для клиентов. Все большую актуальность приобретает  стратегия перевода большей части  клиентов на самообслуживание с сохранением  института персональных менеджеров для крупных корпоративных клиентов. По мнению западных экономистов, в настоящее  время более 50 функций можно выполнять  на основе самообслуживания [41, с.255].

В свою очередь, целесообразность и эффективность систем филиалов и отделений является первостепенной проблемой современных транснациональных  банков. С одной стороны, такие  банки, как «Чейз Манхеттен бэнк», «Ситибэнк», «АНБ АРМО Банк», «Дойче банк», благодаря развитым филиальной и  корреспондентской сетям (около 2 тыс. отделений и 4 тыс. банков-корреспондентов), предоставляют комплексные портфели банковских услуг независимо от географического  положения клиента [48, с.73] . С другой стороны, одной из проблем ведущих банков является реструктуризация филиальной сети, поскольку современные системы управления многофилиальных банков ведут к удорожанию стоимости банковских услуг и дополнительным издержкам. Таким образом, каналы реализации банковских услуг должны, с одной стороны, обеспечивать оптимальный уровень продаж, а с другой, – снижение затрат. Современные банки решают эту проблему с помощью использования новейших информационных технологий с использованием Интернета. При переводе банковского обслуживания в режим «он-лайн» существенно уменьшается количество посетителей филиалов и, соответственно, объем филиальных операций с 44 % до 28 %. В результате чего снижение расходов банков составит от 8 % до 20 % [48, с.115].

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов