Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)

Если необходимо по принятым документам осуществить перевод  денежных средств с корреспондентских  счетов, открытых в подразделениях расчетной сети Банка России или  в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Оплата расчетных и  кассовых документов производится в  пределах наличия средств на счете  плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления  средств текущим днем или в  пределах суммы "овердрафта", определенной договором.

Таким образом, основные банковские операции, так или иначе, осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в  операционных подразделениях коммерческих банков.

Банковские операции в  рамках расчетно-кассового обслуживания осуществляются в наличной и безналичной  формах.

Все банковские операции условно  можно поделить на три блока: вспомогательный - виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного  характера, обеспечивающие начало, ведение  и прекращение собственно платежных  операций; основной – собственно платежные  операции; дополнительный - сопутствующие  собственно платежным операциям  дополнительные услуги банка.

Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в организации  работы по обслуживанию счетов клиентов; организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения  по расчетным, текущим, по счетам предприятий  и организаций различных форм собственности; оказании консультативной  помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию  отдела.

Нормативно-правовой базой  для осуществления расчетно-кассового  обслуживания являются следующие документы: Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный  закон № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и  банковской деятельности», Положение  Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. № 2-П; Положение Банка России от 01 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке  осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»; «Правила ведения бухгалтерских  операций в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденные Положением Банка России 26 марта 2007 г. № 302-П; Положение  Банка России № 199-П от 9 октября 2002 г. «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»; Положение Банка  России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле»; Инструкция Банка  России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об  открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»; Федеральный  закон РФ № 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем  и финансированию терроризма».

Организация платежной системы  базируется на трех составляющих: совокупности принципов организации безналичных  расчетов; системе счетов для осуществления платежей; системе платежных форм, документов и правил.

Организация и бесперебойность  расчетов обеспечивается своевременным  выставлением требования платежа; акцепта  платежей клиентами; свободного выбора форм, видов и схем расчетов.

Среди ключевых принципов  безналичных расчетов можно выделить: принцип срочности; принцип безусловного выполнения обязательств; принцип обеспеченности, принцип имущественной ответственности; принцип многообразия форм расчетов.

Осуществление безналичных  расчетов по счетам клиентов происходит следующих формах, установленных  законодательством: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо.

В соответствии с данными  формами расчетов, платежные операции могут осуществляться с применением: платежных поручений; аккредитивов; чеков; платежных требований; инкассовых поручений.

Оплата расчетных и  кассовых документов производится в  рамках операционного дня, установленного банком и в пределах наличия средств  на счете плательщика на начало дня (по возможности с учетом поступления  средств текущим днем) или в  пределах суммы "овердрафта", определенной договором.

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ

2.1 Открытие и ведение счетов  юридических лиц

 

Для ведения полноценной  деятельности любой фирме необходимо иметь банковский счет. Наличие счета  позволяет осуществлять безналичные  переводы в рублях и иностранной  валюте, проводить платежи под  будущие поступления средств (овердрафт), зачислять торговую выручку на счет, получать наличные денежные средства, арендовать индивидуальный сейф для  хранения ценностей. Практически любой  банк может открыть как расчетный  счет в рублях, так и текущий, транзитный, специальный транзитный счет клиентам в иностранной валюте. Существуют также накопительные счета, которые  открываются для вновь создаваемых  предприятий для внесения уставного  капитала в случае, предусмотренном  законодательством РФ (например, в  соответствии с Федеральным законом  «Об обществах с ограниченной ответственностью» на момент государственной  регистрации учредители ООО должны оплатить 50% уставного капитала) [29, с.191].

Открытие юридическим  лицам банковских счетов производится банками при условии наличия  у клиента правоспособности. Основанием открытия банковского счета является заключение договора банковского счета  и представление пакета необходимых  документов.

Открытие клиенту банковского  счета производится только в том  случае, если банком получены все предусмотренные  законодательством документы, а  также проведена идентификация  клиента.

Клиенту может быть отказано в открытии банковского счета  если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации  клиента, либо представлены недостоверные  сведения [9.

Открытие банковского  счета завершается, а банковский счет является открытым с внесением  записи об его в Книгу регистрации  открытых счетов. Такая запись должна быть внесена в Книгу регистрации  открытых счетов не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.

Условия закрытия банковского  счета следующие [1].

Договор банковского счета  расторгается по заявлению клиента  в любое время.

Если иное не предусмотрено  договором, при отсутствии в течение  двух лет денежных средств на счете  клиента и операций по этому счету  банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив  в письменной форме об этом клиента. Договор банковского счета считается  расторгнутым по истечении двух месяцев  со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента  в течение этого срока не поступили  денежные средства.

По требованию банка договор  банковского счета может быть расторгнут судом в следующих  случаях:

- когда сумма денежных  средств, хранящихся на счете  клиента, окажется ниже минимального  размера, предусмотренного банковскими  правилами или договором, если  такая сумма не будет восстановлена  в течение месяца со дня  предупреждения банка об этом;

- при отсутствии операций  по этому счету в течение  года, если иное не предусмотрено  договором.

Расторжение договора банковского  счета является основание для  закрытия соответствующего банковского  счета.

Закрытие банковского  счета осуществляется внесением  записи в Книгу регистрации открытых счетов, которая должна быть совершена  не позднее рабочего дня, следующего за днем прекращения соответствующего договора.

В целях организации работы по открытию и закрытию банковского  счета, кредитная организация принимает  внутренние банковские правила, основанные и не противоречащие действующему банковскому законодательству.

Из числа работников банка  исполнительный орган банка в  распорядительном акте определяет должностных  лиц, ответственных за работу с клиентами  по открытию и закрытию счетов клиентам, установив им соответствующие должностные  права и обязанности, с которыми они должны быть ознакомлены под  роспись.

Должностные лица банка осуществляют прием документов, необходимых для  открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и  их достоверности. В указанных целях  должностные лица банка непосредственно  взаимодействуют с клиентами  и их представителями, запрашивают  и получают необходимую информацию, проводят оценку полученных сведений.

Банк обязан располагать  копиями документов, удостоверяющих личность лица, идентифицируемого банком, или личность которого необходимо установить при открытии банковского счета. При изготовлении копии документа, удостоверяющего личность, допускается  копирование отдельных страниц, содержащих сведения, необходимые для  идентификации клиента. Банк обязан систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях, подлежащую установлению при открытии банковского счета.

Для открытия банковского  счета в банк представляются оригиналы  документов или их копии, заверенные нотариально. В банк могут быть представлены копии документов, заверенные клиентом - юридическим лицом, при условии  установления банком их соответствия оригиналам документов. Должностное  лицо банка также может изготовить и заверить копии с документов, представленных клиентом для открытия банковского счета в помещении  банка. Все документы или их копии, собранные банком при открытии банковского  счета помещаются в юридическое  дело клиента.

Банки открывают счета  в валюте Российской Федерации и  иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские  субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).

Юридическим лицам открываются  расчетные счета. Для открытия расчетного счета юридическому лицу - резиденту  в банк представляются [9]:

а) свидетельство о государственной  регистрации юридического лица;

б) учредительные документы  юридического лица;

в) лицензии, выданные юридическому лицу на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента  заключать договор банковского  счета соответствующего вида;

г) карточка;

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а  в случае когда договором предусмотрено  удостоверение прав распоряжения денежными  средствами, находящимися на счете, с  использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного  органа юридического лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Для открытия расчетного счета  юридическому лицу - нерезиденту, в  том числе корреспондентского счета  кредитной организации - нерезиденту, в банк представляются [9]:

а) документы, предусмотренные  подпунктами "в", "д", "е" и "ж" предыдущего абзаца;

б) документы, подтверждающие правовой статус юридического лица - нерезидента  по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое  лицо, в частности документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица - нерезидента;

в) карточка.

Для открытия расчетного счета  обособленному подразделению юридического лица - резидента (филиал, представительство) в банк представляются [9]:

а) документы, указанные для  открытия счета юридическому лицу-резиденту;

б) положение об обособленном подразделении юридического лица;

в) документы, подтверждающие полномочия руководителя обособленного  подразделения юридического лица;

г) документ, подтверждающий постановку на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения.

Карточка с образцами  подписей и оттиска печати оформляется  на бланке формы N 0401026 по ОКУД (Приложение 1), и представляется клиентом в банк вместе с другими документами, необходимыми для открытия банковского счета.

Банк изготавливает необходимое  для использования в работе количество копий карточки. Использование копий  карточки, полученных на множительной технике, допускается при условии, что копирование производится без  искажения. Копии карточки должны быть заверены подписью главного бухгалтера банка (его заместителя) либо сотрудника банка, уполномоченного распорядительным актом банка оформлять карточку. Вместо копий возможно использование  дополнительных экземпляров карточек, представленных клиентом. В случае обслуживания одним операционным работником банка нескольких счетов клиента  и при условии совпадения перечня  лиц, наделенных правом подписи, банк вправе не требовать оформления карточки к  каждому счету.

После прекращения договора банковского счета приходные  и расходные операции по счету  клиента не осуществляются, за исключением  операции по перечислению остатка средств  по счету в соответствии с указаниями клиента. Денежные средства, поступившие  клиенту после прекращения договора банковского счета, возвращаются отправителю.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов