Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в проведении анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов коммерческими банками на примере банка ОАО «Уралсиб».
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческих банков;
- дать характеристику нормативно-правового обеспечения расчетно-кассовых операций;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций коммерческого банка
1.2 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций
1.3 Принципы организации системы расчетов и виды платежных операций
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
2.1 Открытие и ведение счетов юридических лиц
2.2 Кассовые операции банков по обслуживанию клиентов
2.3 Современные способы и технологии банковского обслуживания
2.4 Услуги банка корпоративным клиентам при обслуживании внешнеторговой деятельности
2.5 Зарубежный опыт обслуживания банками корпоративных клиентов
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «УРАЛСИБ» ПО РАСЧЕТНО-КАССОВОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ
3.1 Характеристика организации работы с юридическими лицами в банке «УРАЛСИБ»
3.2 Анализ операций расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.3 Рекомендации по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов в банке «УРАЛСИБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов.docx

— 236.33 Кб (Скачать)

Требования к программно-аппаратным средствам:

- Персональный компьютер  IBM PC в следующей конфигурации: процессор  PentiumII или аналогичный и старше; цветной дисплей с адаптером  SVGA; клавиатура со 101 клавишей, русско-латинская;  не менее 64 Мбайт оперативной  памяти; не менее 120 Мбайт свободного  пространства на накопителе на  жестких магнитных дисках (НЖМД); свободный последовательный или  USB-порт; операционная система MS WINDOWS 2000 и старше, установленный Hayes-совместимый  модем (при работе по коммутируемой  линии); дисковод CD ROM дисков (для установки); телефонная коммутируемая линия  телефонной сети общего пользования  или доступ в INTERNET с возможностью работы по FTP-протоколу (по согласованию с технической службой Банка).

В системе применены технологии, обеспечивающие шифрование информации, передаваемой по каналам связи и  электронную подпись платежных  документов.

Следует отметить, что по состоянию на 01.01.2008 г. 70% корпоративных  клиентов пользовались услугами «Электронного  клиента». По итогам 2006 года эта цифра  составляла 61%, а 2005 г. – 55% [47].

В рамках развития системы  безналичных расчетов с помощью  банковских карт, Банк предлагает корпоративным  клиентам работу по пяти направлениям:

- зарплатные проекты;

- корпоративные карты;

- таможенные карты;

- эквайринг;

- платежная система ACCORD.

Расчеты банковскими картами  являются отдельным самостоятельным  блоком банковских операций, которые  осуществляют специально созданные  подразделения. Однако, эти операции настолько важны в процессе обслуживания, создаются для корпоративных  клиентов, являются по своей сути расчетными, что мы полагаем оправданным и  обоснованным их рассмотрение в рамках анализа расчетно-кассового обслуживания корпоративных клиентов.

Рассмотрим предлагаемые по данным направлениям услуги подробнее.

Банк «УРАЛСИБ» предлагает организациям услугу по безналичному перечислению заработной платы и  других приравненных к ней выплат на картсчета сотрудников организации.

В рамках услуги "Зарплатный проект" Банк организует выпуск карт VISA: Electron, Classic, Gold; MASTERCARD: Maestro, Standard, Gold. Картсчета сотрудников организации  могут быть открыты в российских рублях, долларах США или евро. Также возможна организация комплексных зарплатных проектов с использованием пластиковых карт Accord.

Мы уже говорили выше о  преимуществах обслуживания для  клиентов и руководителей организаций  в рамках реализации зарплатных проектов.

Помимо прочего, уже сказанного, следует отметить что сотрудники предприятий снимают наличные без  комиссии в банкоматах Банка; также  без комиссии оплачивают товары и  услуги в предприятиях сферы торговли и услуг. Дополнительно клиенты  могут: осуществлять конвертацию рублевых денежных средств в иностранную  валюту, оплату коммунальных и иных периодических услуг, перечисления на иные счета в Банке; приобрести страховой полис для держателей международных банковских карт; подключиться к услуге SMS-сервиса; оплачивать услуги сотовой связи и спутникового телевидения в банкоматах банка  или с использованием системы "E-commerce"; участвовать в различных программах и акциях, проводимых международными платежными системами Visa International и MasterCard Worldwide или Банком для держателей карт; удаленно через Интернет управлять  своим картсчетом с помощью системы "Интернет Сервис Банк", "УРАЛСИБ+" (системы удаленного доступа для  физических лиц); получать доход в  виде процентов, начисляемых на остаток  денежных средств, размещенных на картсчете; получить возможность выдачи кредита  в форме овердрафта на свою карту.

Для оформления услуги предприятие  предоставляет пакет документов: учредительные и регистрационные  документы, карточка с образцами  подписей; заключает договор с  банком; предоставляет список сотрудников.

Банк «УРАЛСИБ» предоставляет  своим клиентам таможенные карты. Таможенная карта, как мы уже упоминали выше, - инструмент проведения платежа и  средство доступа к банковскому  счету участника внешнеэкономической  деятельности, позволяющий проводить  оплату таможенных сборов, акцизных платежей, пошлин, штрафов и т.д. непосредственно  на таможенных постах в момент таможенного  оформления.

Таможенные карты, оформленные  в Банке используются:

- при таможенном оформлении  грузовой таможенной декларации;

- при оплате таможенных  платежей с использованием таможенного  приходного ордера;

- при получении импортерами  акцизных марок.

Банк выпускает корпоративные  карты, которые используются для  оплаты хозяйственных и командировочных  расходов

Банк выпускает следующие  виды корпоративных карт:

- VISA Business/ MasterCard Business - это  самые распространенные карты  в мире, принимаются к оплате  практически во всех торговых  точках, предприятиях сферы услуг  и банкоматах. Держатель карты  может осуществлять покупки не  только в магазинах, но и  дистанционно оплачивать услуги  через Интернет, а также заказывать  билеты, бронировать номера в  отелях, брать напрокат автомобиль  и т.п.;

- VISA Gold/ MasterCard Gold - предназначены  для сотрудников, часто бывающих  за границей и предъявляющих  повышенные требования к качеству  услуг. Карты категории Gold подчеркивают  статус и высокую платежеспособность  своих держателей. Держателям карт Visa Gold и MasterCard Gold могут предоставляться  скидки при оплате товаров  и услуг.

Для предприятий торговли и сервиса Банк предлагает услуги эквайринга - организацию приёма банковских карт в оплату товаров и услуг  следующих платёжных систем: VISA International, MasterCard International, Diners Club International, JSB, Union Card, Accord, American Express (заключается отдельное соглашение).

Для получения услуги клиентам необходимо обратится в любое  отделение Банка и предоставить следующие документы предприятия: копия устава; копия уведомления  банка об открытии банковского счета, на который будут перечисляться  денежные средства по договору; копия  свидетельства о регистрации  в государственном реестре; копия  свидетельства о постановке на учёт в налоговой инспекции; копия  Учредительного договора; копия договора об аренде занимаемого помещения где будет устанавливаться и подключаться оборудование; копия приказа о назначении Генерального директора; копия доверенности на доверенное лицо на право подписания договора в случае, если подписант (доверенное лицо) не Генеральный директор предприятия

После подписания договора представители Банка установят  и подключат оборудование, проведут обучение персонала предприятия  работе с картами на этом оборудовании и предоставят рекламные материалы (стикеры) платёжных систем.

Российская платежная  система ACCORD создана на базе чиповых  пластиковых карт. В настоящее  время смарт-карты ACCORD обслуживают 11 российских банков. География платежной  системы ACCORD насчитывает около 100 российских городов.

Система ACCORD предлагает следующие  услуги юридическим лицам:

- выдача сотрудникам зарплатных  карт Accord;

- корпоративные карты  Accord;

- установка платежных  терминалов для приема к оплате  банковских карт Accord;

- разворачивание на предприятии  Небанковской Расчетной Системы  для автоматизации системы учета  расходования части заработной  платы, выдаваемой предприятием  сотрудникам в "товарной" форме:  в виде чеков, талонов и т.д.  с использованием банковских  технологий;

- внедрение системы клубных  карт на основе использования  банковских технологий.

Также Банк предлагаем корпоративным  клиентам широкий спектр инвестиционных операций, а именно: паевые инвестиционные фонды; паевые инвестиционные фонды  недвижимости; доверительное управление активами; брокерские услуги на рынке  ценных бумаг; корпоративные финансы; долговые инструменты; интернет-трейдинг; депозитарные услуги.

И в заключении, хотелось бы остановиться на еще одной, оригинальной услуге для корпоративных клиентов.

В 2007 году Финансовая корпорация "УРАЛСИБ" приступила к реализации бизнес-модели "Финансовое ателье", призванной максимально полно удовлетворять  потребности в финансировании перспективных  российских компаний и отраслей бизнеса. Данная бизнес-модель по сути своей  является фондом прямых инвестиций, цель которого – эффективное взаимодействие с клиентами, позволяющее обеспечить их всесторонне развитие с использованием всего спектра продуктов и  услуг ФК "УРАЛСИБ".

Для использования данной услуги необходимо предоставить пакет  документов, согласно утвержденному  перечню (Приложение 11).

Преимущество "Финансового  ателье" заключается в том, что, получая необходимый ресурс для  решения текущих задач, компания клиента достигает более высоких  темпов роста, улучшает структуру капитала, сокращает долговую нагрузку, повышает свой статус и степень прозрачности бизнеса. Главная задача "Финансового  ателье" - рост капитализации клиента  в 1,5-3 летней перспективе. Поэтому те услуги, которые предоставляет Финансовая Корпорация, ориентированы на долгосрочные отношения с компанией клиента.

Ожидаемая синергия от объединения  усилий команды компании, специалистов в области корпоративного строительства  ФК "УРАЛСИБ" и финансовых ресурсов ФК "УРАЛСИБ" позволяет рассчитывать на высокую эффективность совместного  проекта.

Кроме того, статус клиента  повышается за счет вхождения в состав акционеров одной из крупнейших финансовых корпораций России. Являясь акционером компании, ФК "УРАЛСИБ" оказывает  поддержку в процессе повышения  публичности бизнеса клиента, открывает  широкие возможности по привлечению  внешних акционеров и инвесторов из числа ведущих мировых финансовых институтов. Фонд прямых инвестиций ФК "УРАЛСИБ" служит опорой деятельности предприятия и позволяет компании выйти на качественно новый уровень в своем развитии.

3.3 Рекомендации по совершенствованию  расчетно-кассового обслуживания  корпоративных клиентов в банке  «УРАЛСИБ»

 

Следует отметить, что Банк «УРАЛСИБ» выполняет широкий  спектр традиционных и современных  операций по расчетно-кассовому обслуживанию корпоративных клиентов. Эти операции рассчитаны на различные категории  клиентов в соответствии с политикой  Банка по сегментированию клиентской базы. Однако, основываясь на изучении опыта внедрений новых банковских технологий в отечественных и  зарубежных банках, имеет смысл выработать ряд рекомендаций по улучшению качества обслуживания и успешного продвижения  Банка в направлении его совершенствования  по оказанию расчетно-кассовых услуг  корпоративным клиентам.

На финансовых рынках, отличающихся высокой конкурентной средой и имеющих  тенденцию к унификации продуктового предложения, все большее значение уделяется маркетингу финансовых услуг, позволяющему потенциальному клиенту  найти «свой банк», выделив его  среди группы конкурентов, а банку - предложить своему клиенту сделку, в наибольшей степени удовлетворяющую  его потребности.

Помимо финансовых показателей  и масштаба региональной сбытовой сети существует ряд факторов, которые  позволят Банку «УРАЛСИБ» прочно занять лидирующие позиции на банковском рынке. К ним относятся:

- следование наиболее  перспективным тенденциям развития  рынка банковских услуг; 

- ориентация на оптимальную  целевую аудиторию по соотношению  «доходность / риск / численность»  и настройка на нее единого  продуктового ряда;

- проведение активной  коммуникационной политики;

- собственные ноу-хау,  позволяющие эффективно осуществлять  маркетинговую функцию. 

Для реализации этих факторов успеха в Банке необходимо в рамках созданной маркетинговая службы, реализовать сопровождение банковского  продукта (например, продукт «Электронный клиент», или продукт «корпоративные банковские карты») на всех стадиях  его жизненного цикла по предлагаемой схеме (Рисунок 3.5).

 

Рисунок 3.5 – Сопровождение  банковского продукта маркетинговой  службой Банка

 

Проведение исследований должно начинаться с определения  тенденций развития целевых рынков банковских услуг, что означает:

- рыночное прогнозирование  как на уровне экономики страны, так и в регионах;

- анализ конкурентной  среды; 

- анализ целевых аудиторий  и имеющейся клиентской базы.

В результате аналитических  исследований Банк получит информацию о своем позиционировании во внешней  среде, изменения которой спрогнозированы, а также о целевой аудитории.

Исходя из тенденций развития рынка банковских услуг должны составляться планы продаж (внедрения) банковских продуктов, позволяющие удерживать и укреплять рыночные позиции  на быстрорастущем высококонкурентном рынке привлечения и обслуживания корпоративных клиентов.

На основе полученной информации должны разрабатываться требования и методические материалы для  модификации продуктового предложения, которые включают в себя:

- изменение тарифов и  других параметров продуктов; 

- стандарты клиентского  обслуживания в отделениях, колл-центре  и через Интернет;

- систему управления каналами  продаж.

Затем, модифицированное продуктовое  предложение тиражируется в региональную сеть. В ряде случаев предварительно может быть запущен пилотный проект в отдельных регионах, по результатам  которого и принимается окончательное  решение о необходимости тиражирования.

Для поддержки продаж продуктов  и для управления структурными показателями продаж могут разрабатываться ограниченные во времени маркетинговые акции. Для клиента это означает предоставление скидок при приобретении продукта в  период повышенного спроса, розыгрыши  призов, вручение подарков.

Банк «УРАЛСИБ» имеет  широкую клиентскую базу корпоративных  клиентов. Для большинства клиентов, как показывают маркетинговые исследования, при обращении в банк по любому поводу: оплаты расчетных документов, открытия расчетного счета или банального получения разменной монеты важно  то, что банк выделяет их из общего клиентского  потока и готов предоставить им определенные преференции.

Поэтому, имеет смысл разработка системы лояльности для крупных  корпоративных клиентов, в рамках которой предоставляются льготные тарифы, а также предусматривается  специальные целевые продуктовые  ряды, направленные на решение проблем  и нужд конкретного клиента.

В дальнейшем система лояльности может расширяться, охватывая все  большее количество продуктов и  услуг.

Основными критериями конкурентоспособности  банка, как известно, являются гарантии надежности, оперативность деятельности и возможность удовлетворения любой  потребности. В связи с этим важнейшим  в комплексе продвижения банка  для корпоративных клиентов является инструмент, обеспечивающий личный контакт, доверие и определенные гарантии, – личные (прямые) продажи.

Информация о работе Расчетно-кассовое обслуживание корпоративных клиентов