Проблемы адекватности банковского капитала. Методика Банка России и Базельские стандарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут рассмотрены вопросы: проблемы адекватности банковского капитала, методика Банка России по расчету собственных средств кредитных организаций и норматива достаточности капитала банка, Базельские стандарты.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Проблемы адекватности банковского капитала
5
1.1. Адекватность капитала: поиск критериев
5
1.2. Основные принципы и проблемы Базельского Соглашения
8
1.3. Практика применения базельских стандартов капитала
13
Глава 2. Методика Банка России
17
2.1. Регулирование банковского капитала в России
17
2.2. Методика расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций
21
2.3. Методика расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)
28
Глава 3. Базельские стандарты
30
3.1. Базельские соглашения по банковскому капиталу и риски производных финансовых инструментов
30
3.2. Базель II: к концепции регулятивного капитала
35
Заключение
47
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ЦБ базель.doc

— 433.50 Кб (Скачать)

-- в банках должен быть организован процесс оцен­ки и поддержания уровня достаточности капитала, адекватной структуре риска и стратегическим целям;

-- надзирающие органы должны оценивать данные процессы и быть готовыми применить в случае необ­ходимости соответствующие меры воздействия;

-- органам надзора следует рекомендовать коммерческим банкам поддерживать капитал выше норма­тивно установленного минимума;

-- надзирающим органам следует реагировать как можно раньше, чтобы предотвратить падение капита­ла ниже минимального уровня, достаточного при кон­кретных характеристиках риска.

Целью третьего раздела - рыночная дисциплина ­является установление требований по раскрытию ин­формации, которые позволили бы всем участникам рынка получить доступ к отчетам коммерческих бан­ков, содержащим сведения о капитале, принимаемым рискам, общим принципам управления риском в кон­кретном банке и, следовательно, позволили бы само­стоятельно делать вывод о достаточности капитала данного банка (уровне капитализации). Особую важность развитие данного направления приобре­тает в связи с тем, что новое соглашение Базель II предусматривает возможность использования ин­дивидуальных внутренних моделей коммерческими банками.

На основе анализа эволюции подходов и методов контроля за рисками коммерческих банков на рынке производных финансовых инструментов, изложенных в соглашениях по капиталу Базель I и Базель II, мож­но сделать следующие выводы. Прежде всего, изменяются сами финансовые рис­ки. Так, внедрение информационных технологий в деятельность банков и, в частности, осуществление интернет-банкинга приводит к возрастанию операци­онного риска и изменению его характеристик, под влиянием процессов глобализации и расширения опе­раций по обслуживанию внешнеэкономической дея­тельности возрастает правовой риск. Одним из след­ствий появления новых банковских продуктов неиз­бежно становится изменение количественных и каче­ственных характеристик рисков.

Наряду с другими субъектами экономики ком­мерческие банки реагируют на изменение риск­-характеристик осуществления экономической дея­тельности разработкой инновационных механизмов и инструментов управления рисками. Одним из прояв­лений этой тенденции стало широкое распространение производных финансовых инструментов. Область применения последних постоянно расширяется и в настоящее время получили распространение энергети­ческие и погодные деривативы, а также производные финансовые инструменты, позволяющие управлять экологическими рисками.

Банковский надзор развивается в направлении совершенствования методов расчета рисков, сокраще­ния разницы между реальным значением риска и его оценкой, полученной в соответствии с регулирующи­ми нормами. Это приводит к усложнению регули­рующих норм, делает их в ряде случаев весьма гро­моздкими. Поэтому, как положительный факт, можно отметить предложение Базельским комитетом по банковскому надзору спектра методов оценки рис­ка, из которых в конкретной ситуации выбирается один по критерию адекватности принятым банком рисков.

В соглашении по капиталу Базель II по сравне­нию с Базель I представлен качественно более высо­кий уровень методологии оценки и расчета банков­ских рисков. В результате эффективной организации процесса обобщения мирового опыта управления бан­ковскими рисками Базельскому комитету удалось за короткий срок сформировать новый общепризнанный пласт методологии надзора. Причем можно отметить осторожность и взвешенность предлагаемых подхо­дов, например, в соответствии с соглашением по капиталу Базель II среди большого разнообразия кре­дитных деривативов только дефолтныe свопы и свопы на совокупный доход рассматриваются как надлежа­щие инструменты для корректировки кредитного рис­ка. Можно ожидать, что процесс разработки наиболее сложных, но в то же время: и наиболее точных, мето­дов оценки банковских рисков будет продолжаться и в дальнейшем.

Как правило, методика расчета риска включает в себя порядок расчета для конкретной операции или сделки банка, например, кредитный риск по одной выданной ссуде. Однако центр внимания банковского надзора смещается от такого поэлементного расчета рисков к расчету сводной структуры риска коммерче­ского банка (или банковского холдинга, группы и т. д.). Именно структура риска выступает объектом рассмот­рения в современном банковском надзоре. Как под­тверждение этой тенденции можно рассматривать алгоритмы расчета операционного риска, которые не содержат поэлементной составляющей. Соответствен­но с этих же позиций должен быть организован кон­троль за деятельностью банков на рынке ценных бу­маг, рынке производных финансовых инструментов и других сегментах финансового рынка.

Вместе с тем в процессе надзора за банками це­лесообразно, по нашему мнению, рассмотреть сле­дующие вопросы: на каком сегменте финансового рынка операции банка наиболее рискованны; чему равны риски, вызванные операциями коммерческого банка, например, на рынке производных финансовых инструментов и др. Чтобы ответить на эти вопросы, можно поступить следующим образом: во-первых, рассчитать значение риска в соответствии с установ­ленной методикой по всем операциям коммерческого банка; во-вторых, исключить позиции банка на соот­ветствующем рынке (например, рынке производных финансовых инструментов) и рассчитать значение риска в соответствии с установленной методикой для скорректированного набора операций, в-третьих, раз­ницу между полученными значениями рисков принять в качестве оценки риска на соответствующем рынке. При этом необходимо отметить, что это будет именно оценка риска, так как сделки на рынке производных финансовых инструментов могут заключаться в целях хеджирования операций на иных сегментах финансо­вого рынка. Совокупный риск двух таких позиций будет меньше суммы риска каждой из них.

        

 

   3.2. Базель II: к концепции регулятивного капитала

Базель, сын Базеля. Уточненная версия Международной конвергенции измерения капитала и стандартов капитала, известная больше как Базель II, основывается на концепции зависимости рацио­нальной потребности в капитале (экономическом капитале) от уровня принятых банками рисков, в первую очередь кредитных,

Упомянутая концепция не является новацией, а, как и положено в династических семьях, унасле­дована Базелем II от Базеля I. Базель 1, согласно источникам, заимствовал эту идею из практики Федеральной резервной системы США 50-х годов ХХ в. В свою очередь, идеологические истоки последней прослеживаются в дополнениях 1936 г. к Банковскому акту 1933 года.

Идея зависимости капитала от рисков логична и весьма привлекательна. В самом деле, поскольку капитал призван покрывать потери и потери есть не что иное, как реализованные риски, то представ­ляется вполне очевидным, что и объективная потребность в капитале должна ориентироваться на при­нятые риски. Поскольку регулятор в целях эффективного ограничения риска несостоятельности бан­ков должен ориентироваться на объективную (экономическую) потребность последних в капитале, то его ориентация на риски при определении требований по капиталу является не только естественным, но по сути и единственно возможным решением. Вопрос только в том, как установить зависимость между рисками и капиталом. С рыночным риском, когда доходы и потери как будто подчиняются нормальному распределению, это сделать как будто проще. С кредитным риском все значительно сложнее, Одной из центральных является проблема оценки рисков (ожидаемых потерь) в условиях не­нормального распределения,

Базель-отец реализовал идею зависимости регулятивного капитала от кредитных рисков через ад­министративно установленные коэффициенты кредитного риска. Этот шаг к ориентированному на риск или чувствительному к риску капиталу (risk-based capital, risk-sensitive capital) не был образцом технического совершенства. Впрочем, как и любой первый шаг. Хотя за соотношением коэффициен­тов может угадываться представление регулятора о соотношении вероятностей невыполнения заемщиками обязательств (вероятность дефолтов) и при желании можно додумать контуры рисков системы управления, тем не менее указанный критерий (критерии) дифференциации требований к капиталу для покрытия кредитных рисков представляет собой лишь возможный фон, в то время как сами коэф­фициенты отражают некие коллективные представления регуляторов, оставаясь во власти администра­тивного фактора.

Двадцать лет спустя Базель-сын предпринял попытку вывести технику реализации концепции на качественно новый уровень: уровень оценок, ориентированных на рынок. Это, безусловно, существен­ное изменение, целью которого является кардинальное сближение регулятивного капитала с экономи­ческим. Помимо всего прочего, оно дает возможность использовать в расчетах регулятивного капитала достижения теории вероятностей и математической статистики. Одновременно проявляются возмож­ности для более тонкой настройки требований по капиталу в зависимости от уровня риска на контр­агента (кредитного риска). Правда, полноценная реализация отмеченных возможностей для подав­ляющего большинства банков оборачивается глобальной перестройкой систем управления рисками[17]. Тем не менее у банков появляются перспективы снижения регулятивных требований по капиталу.

Впрочем, реализация благоприятных перспектив в решающей степени зависит от характера ос­новной клиентуры банка и от возможностей изменить ее профиль при переходе на Базель II. При дос­таточно высоком уровне риска на основных контрагентов и отсутствии условий для маневра реальные перспективы банков отнюдь не столь радужны. Ведь общий уровень капитала по банковским системам в соответствии с идеологией Базеля II должен оставаться относительно стабильным, а за удовольствие отдельных (в действительности крупнейших) банков получить освобождение по капиталу кто-то дол­жен платить. Эта «плата», вероятнее всего, ложится на небольшие и средние банки.

В то же время, так как предполагается, что требования к капиталу, определенные в соответствии с Базелем II, будут в гораздо большей степени отражать объективные потребности банков в экономиче­ском капитале, то, как из этого следует, устойчивость банков, банковских систем и эффективность ре­гулирования в данной сфере должны существенно повыситься. Так ли это?

Проблема соотношения преимуществ, предоставляемых новым подходом, и дополнительной на­грузки, налагаемой им на банки и на экономику, активно обсуждается с 80-х годов ХХ в., т. е. со вре­мени зарождения Базеля I. Столь же активно обсуждается и степень технического совершенства Базе­ля II, включая вопросы о качестве моделей, используемых в рамках реализации IRВ-подходов, а также доступности данных для проведения корректных расчетов предусмотренных моделями параметров. Выводы экспертов пока, мягко говоря, не самые благоприятные. Вместе с тем генеральная линия Ба­зеля, т. е. принципиальная корректность подхода, ориентированного на большую чувствительность капитала к уровню кредитных рисков, оцениваемых методами математической статистики, сомнениям как будто не подвергается. Насколько безупречен данный подход? Обратимся к этому вопросу.

Потребность в капитале: общие соображения. Прежде чем приступить непосредственно к ана­лизу рассматриваемого подхода, попробуем в принципе определиться с назначением капитала. Зачем, действительно, нужен капитал? Ответ может звучать примерно так: капитал нужен для того, чтобы в отсутствие иных источников (в первую очередь текущих доходов) покрыть (компенсировать, абсорби­ровать) потери и тем самым не допустить экономической несостоятельности банка (компании), т. е. исключить ситуацию, при которой совокупная величина обязательств банка устойчиво превышает стоимость его активов (имущества). Итак, в случае необходимости капитал призван покрывать потери, и в этом его главное назначение. Но потери - в бизнесе вообще и в банковском бизнесе в частности ­вещь практически неизбежная. Бизнес неразрывно сопряжен с потерями и рисками потерь. В связи с этим предполагаемые (рационально ожидаемые) потери, в том числе и по банковским продуктам (кре­дитам и прочим) в общем случае включаются в цену (применительно к кредитам - в процентную став­ку), а более конкретно - в составляющий ее компонент, именуемый премией за риск. Таким образом, рациональная ставка (r) по банковскому продукту, ссуде, должна определяться как:

r = соnst + р,

где р - премия за риск, представляющая собой функцию от рационально ожидаемых потерь. Вслед за Базелем обозначим такие потери EL (expected losses);               .

const - элементы ставки, не связанные с покрытием потерь по ссудам, т.е. const - это ставка по кредиту с нулевым риском.

Следует, видимо, исходить из того, что премия за риск, в нормальной ситуации выступающая эле­ментом текущих доходов, и капитал (общая стоимость имущества за минусом обязательств) в качестве источников покрытия потерь должны иметь каждый свою сферу ответственности. Причем за капита­лом естественным образом должна быть закреплена миссия источника покрытия потерь последней ин­станции. При таком подходе капитал предназначен покрывать следующие типы (виды) потерь:

- потери, заведомо не покрываемые премией за риск. Данная ситуация может иметь место в силу того, что известная часть потерь в принципе не может быть акцептована рынком в качестве компонен­та определения премии за риск. В связи с этим покрытие названной части потерь текущими доходами не предусматривается при определении цены продукта (ставки);

- потери, фактически не покрытые текущими доходами. Эта ситуация для банка обнаруживается post factum, т.е., применительно к рассматриваемому вопросу, после определения цены на продукт (процентной ставки). При этом текущие доходы выступают функцией от фактической ставки. Послед­няя может быть равна или отличаться от рациональной ставки (r).

Причинами возникновения фактических потерь могут выступать:

-- недостатки управления кредитным риском, например, дефекты ценообразования на продукты (оп­ределения премии за риск), предоставление кредитов без должной осторожности, некачественный мо­ниторинг платежеспособности заемщика и т.д. В силу указанных обстоятельств банк либо получает доходы на уровне, предусмотренном премией за риск, но объективно меньшие, чем требуется для по­крытия потерь, обусловленных уровнем принятых рисков (дефекты ценообразования), либо получает меньше доходов, чем предусматривалось премией за риск (дефекты управления рисками);

-- неожиданные неблагоприятные изменения экономических условий, в силу которых уровень по­терь по ссудам превысил рационально ожидавшийся на момент определения цены.

Суммируя сказанное, отметим, что капитал предназначен для покрытия потерь, которые заведомо или фактически не покрываются текущими доходами, и что такие потери складываются из следующих составляющих:

- потери, покрытие которых не предусмотрено премией за риск и, следовательно, текущими дохо­дами;

Информация о работе Проблемы адекватности банковского капитала. Методика Банка России и Базельские стандарты