Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад
Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.
Пьесы частно-бытовой, житейской проблематики составляют численно наиболее значительный и вместе с тем едва ли не наиболее изученный и широко известный раздел наследия Лопе. Господствующее место здесь занимает пьеса из современного быта, вставленная в рамку "дворцовой комедии" (comedia palaciega), "комедии плаща и шпаги" (comedia de сэра у espada), "комедии интриги" (comedia de enredo), "комедии плутовской" (comedia picaresca) и т. д. Эти наименования - плод театральной традиции - далеки от того, чтобы исчерпывающе характеризовать каждый из видов обширного репертуара, в котором преобладающую роль играют деяния чести, добродетели, любви и житейского хитроумия. Следует отметить впрочем, что "дворцовая комедия" развертывается в аристократической среде и тяготеет к психологически утонченному и поэтически изысканному диалогу, в то время как "комедия плаща и шпаги", действующими лицами которой выступают обычно представители мадридской или провинциальной идальгии, выливается в форму комедии с динамичной и запутанной интригой, комедии, почти непременно содержащей сцены ночных свиданий с их обязательным длинным черным плащом (la capa) и поединком на шпагах (la espada).
Лопе
де Вега явился подлинным создателем
испанской классической комедии
жизненных конфликтов, реалистической
в своей основе и необыкновенно
театральной по форме бытовой
пьесы. В качестве предшественников
этой бытовой комедии в Испании
можно указать лишь одиночные
опыты Торреса Наварро, Лопе де Руэда,
Хуана де ла Куэва, Сервантеса и некоторых
из валенсианских драматургов
Сама
жизнь давала драматургу обильный и
благодарный материал. Основные коллизии,
тематика и сюжеты его пьес вырастали
на почве действительности и в
полной мере обладали тем театральным
правдоподобием, которое кристаллизует
и синтезирует реальность, поэтически
осмысливая ее и трактуя в подчеркнуто-
Вслед
за первыми опытами в области
реалистической комедии (одна из наиболее
ранних комедий - "Маленькая француженка",
"La francesilla", относится к середине
80-х годов) Лопе де Вега создал уже
упоминавшуюся диалогическую
Основные
персонажи "Доротеи" восходят к
реально существовавшим лицам, так
или иначе причастным к истории
Лопе и Елены Осорьо. Елена Осорьо
изображена в облике Доротеи, себя самого
драматург изобразил под именем
ее возлюбленного Фернандо, мать Елены,
Инее Осорьо, в облике Теодоры, а
своего удачливого соперника Гранвелу
он вывел под именем дона Бела. Эти
лица, как и остальные персонажи
"Доротеи", наделены живыми характерами,
психологический реализм
Было
бы неправильно видеть в "Доротее"
протокольно-точное воссоздание пережитых
драматургом событий его бурной
юности. Биографические факты .предстают
в "Доротее" лишь как отправные
точки разработанного с большой
психологической точностью
Диалогическое
повествование "Доротеи", за вычетом
ученокнижных элементов, развивается
с естественной легкостью. Язык точно
и выразительно передает как все
нюансы любовных переживаний, так и
колоритность жанровых сцен. Поэзия любви
звучит не только в репликах действующих
лиц, но и в многочисленных вставных
стихотворениях, среди которых встречаются
подлинные шедевры лирики Лопе. В
то же время проза житейских расчетов
и низменных помыслов воплощена
в "Доротее" в живописно-бытовом
языке ряда ее персонажей. Из сочетания
двух начал, высокого и низкого, патетического
и характерно-бытового, вырисовывается
основная мысль "Доротеи" о неустойчивости
и хрупкости человеческого
Особую
группу среди многочисленных бытовых
пьес составляют у Лопе его драмы
любви, чести и добродетели. Отмеченная
неравномерность идейного содержания
театра Лопе де Вега сказывается и
в этом разделе. Противоречия в недрах
феодальной семьи, столкновения фетишизма
родовой чести и прав личности
не всегда разрешаются великим, испанским
драматургом во всей полноте критических
выводов и критической оценки
феодальной морали. Посвященная легенде
о галисийском трубадуре
Лопе
де Вега отдал дань и популярной
в испанской драматургии "драме
чести". Однако в отличие от иных
драматургов, которые в трактовке
"кровавых" сюжетов этих драм стояли
на позициях феодальной и авторитарной
семейно-родовой морали, Лопе де Вега
в нескольких своих пьесах выступил
с протестом против узаконенного
зверского обычая. Так, например, в
драме "По признакам виновны" ("En
los indicios la culpa", напечатана в 1630 г.), содержащей
все основные ситуации традиционной
"драмы чести", действующие
лица разрешают их, руководствуясь
разумными и гуманными
В группе драм "добродетели" Лопе обращается к одному из основных идейных мотивов своего театра - мотиву доблестной и добродетельной любви, мотиву моральной стойкости и нравственной цельности человеческой личности. Оптимистическое разрешение конфликтов этих драм обусловливается высокой и доблестной любовью, которая выступает как положительное моральное начало жизни, побеждающее несчастные стечения обстоятельств и злую волю, противоборствующих сил. Пленительный образ добродетельной Финеи в драме "Сельские идальго" ("Los hidalgos de aldea", напечатана в 1619 г.), стойкая в своих несчастьях Исабела в пьесе "Добродетель, бедность и женщина" ("Virtud, pobreza y mujer", напечатана в 1625 г.), верная своему чувству, героическая Клавела из драмы "Вдова, замужняя и девица" ("Viuda, casada y doncelia", напечатана в 1617 г.) и, наконец, торжествующая над всеми превратностями бедственного существования Доротея в "Честной бедности" ("La pobreza estimada", напечатана в 1623 г.) - таковы положительные героини драм "добродетели", самоотверженно борющиеся с выпавшими на их долю невзгодами и несправедливостями. Таковы же образы героинь, совершающих "подвиги любви", в пьесах "Девица Теодора" ("La doncelia Teodor", напечатана в 1617 г.) и "Рабыня своего возлюбленного" ("La esclava de su galan", напечатана в 1647 г.) с их сходной трогательной ситуацией добровольной продажи себя в рабство во имя спасения своей любви и встречи с любимым человеком.
Тема
любви в театре Лопе де Вега предстает
в бесчисленном множестве ситуаций.
Тексты его комедий пестрят
Комедия любовной интриги в численном отношении занимает едва ли не преобладающее место среди дошедших до нас творений испанского драматурга. При всем многообразии его драматургических приемов, сюжетных комбинаций и фабульных обстоятельств этот раздел драматургии Лопе де Вега отличается известным тематическим постоянством: в нем преобладает тема борьбы истинной любви с домашней тиранией.
Современная действительность давала драматургу обильный материал, свидетельствующий о разложении патриархальной семьи, столкновении феодальных норм быта с новой моралью. Запечатлевая проистекавшие отсюда коллизии, Лопе де Вега насыщал их своим гуманистическим пониманием жизни, демократической моралью и свойственным Ренессансу пониманием ценности человеческой личности. Кристаллизуя действительность в ее типичных чертах, Лопе де Вега в меньшей степени ставил перед собой задачу анализа и в большей - задачу синтеза. Поэтому его реализм, сохраняя остроту социальных характеристик и бытовую сочность деталей, выступает по преимуществу как реализм поэтический, как реализм, поэтизирующий жизнь и отношения простых людей.
Трактовка любви как мощной социальной силы отчетливо выступает в одной из самых талантливых комедий Лопе де Вега, частично примыкающих к "дворцовому" жанру, - в "Собаке на сене" (буквально "Собака огородника" "El perro del hortelano", написана до 1604 г.).
Примечательны
в этой комедии не только ювелирная
отделка всех деталей интриги
и тонкая обрисовка характеров, но
и то искусство, с каким Лопе раскрывает
тему любви как социальной силы,
уравнивающей скромного разночинца
Теодоро и сиятельную графиню
Диану де Бельфлор. Примечателен также
и иронический оттенок, придаваемый
драматургом образам Дианы и
Теодоро, в любовь которых вторгаются
мотивы расчета, самолюбия, аристократического
этикета и сознательного
Сосредоточивая
действие комедии на истории любви
Дианы де Бельфлор к ее секретарю,
Лопе де Вега с большой психологической
проницательностью создает
Разрешение
действенного и психологического конфликта
в "Собаке на сене" носит ярко выраженный
социально-критический