Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад
Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.
...тем для нас прекрасна,
Что крайности являет ежечасно.
Отрицая,
таким образом, единство жанрового
стиля драмы, Лопе, в согласии с
практикой национальной системы, отрицает
и единство времени и единство
языкового облика драматического, произведения.
Эти отрицания, направленные в адрес
учено-классицистской теории драматургии,
влекут за собой ряд положительных
утверждений, основанных на ясно высказанной
в ряде мест трактата мысли о том,
что театр и драматургия
Пользуясь
для обозначения понятия
Зеркалом жизни назвать почему мы комедию можем?
Что она юноше дать в силах и что старику?
Что в ней, помимо острот, цветов красноречья и разных
Нас поражающих слов, можно и должно искать?
Как посредине забав настигает беда человека,
С легкою шуткой как переплетается мысль,
Сколько предательской лжи мы нередко у слуг наблюдаем,
Сколько лукавства таит женщина в сердце подчас,
Как смехотворен и глуп и несчастлив бывает влюбленный,
Как соблюдают черед в жизни прилив и отлив,
Про это все, о правилах забыв,
Внимай в комедии: тебе она
Покажет все, чем наша жизнь полна.
Существеннейшими
чертами национальной и демократической
эстетики комедии, делающей ее комедией
жизни, Лопе де Вега считает, кроме смешения
"трагичного с забавным", свободного
пользования временем и сменой мест
действия, сочетания "высокого" и
"низкого" речевых стилей, также
и целостность действенной
Лопе неоднократно подчеркивает особое значение интриги, как организующего начала драматургии, оценивая ее в плане воссоздания жизненной динамики событий, острых конфликтов, многообразных, сменяющих друг друга психологических состояний героев.
Что касается характеристики сюжетов комедии, то в этой области трактат Лопе оставляет его читателя несколько разочарованным. Фактически он называет лишь две темы современной ему драматургии, далеко не исчерпывавшие, при всей их популярности, сюжетно-тематического многообразия испанского театра:
Нет превосходней тем, чем темы чести;
Они волнуют всех без исключенья.
За ними темы доблести идут,
Ведь доблестью любуются повсюду.
Объяснение
этой очевидной ограниченности номенклатуры
драматургической тематики можно искать
лишь в своеобразном понимании драматургом
терминов "честь" (el honor) и "доблесть"
(la virtud), выходившим за пределы их узкого,
буквального значения. Вокруг понятия
"чести" Лопе объединял, повидимому,
многообразные проявления человеческого
достоинства, как движущего начала
драматических конфликтов, а вокруг
термина "доблесть" стоЛь же многообразные
примеры героических деяний. В
таком случае есть основания полагать,
что Лопе де Вега теоретически обобщал
здесь свой творческий опыт создания
образов некоторых
"Новое
искусство" Лопе де Вега - это
целостная поэтика испанской
национальной драмы в эпоху
ее расцвета. Наиболее важным
моментом в "Новом искусстве"
было утверждение свободы
Как творческий манифест новой, недавно сложившейся драматургической школы, "Новое искусство" переиздавалось в 1613, 1621 и 1629 гг., то есть именно в те годы, когда наряду с победным шествием национальной драматургии развернулись и бурные дискуссии вокруг ее эстетической законности и правомерности. Самым яростным врагом Лопе и его теорий выступил профессор университета в Алькала де Энарес Педро де Торрес Рамила, напечатавший на латинском языке в опровержение "варварской" и "невежественной" драматургии трактат "Spongia" (1617). В ответ на этот трактат Лопе откликнулся рядом реплик и замечаний в некоторых своих комедиях и поэмой "Соловей". В 1618 г. стараниями друзей и единомышленников драматурга был издан направленный против книги Торреса Рамила сборник "Expostulatio spongiae", в котором, между прочим, профессор Альфонсо Санчес подчеркнул, что драматургия Лопе де Вега сама стала уже системой и образцом для подражания, вытеснившим творения античных и ренессансно-классицистских авторов. К 20-м годам XVII века система Лопе, то есть практика и эстетическая теория национальной драмы, является уже не только общепризнанным фактом, но и предметом национальной гордости. Тирсо де Молина присоединяет к своей комедии "Скромник во дворце" (1624) панегирик театру Лопе и национальному стилю драматургии; Мира де Амескуа в цензурной аппробации XX части комедий "Феникса Испании", как аллегорически величали Лопе его поклонники, отдает предпочтение испанскому драматургу перед античными авторами. С утверждением превосходства национальной системы выступает в "Похвальном слове испанским комедиям" (1616) валенсианский писатель Рикардо де Турин (псевдоним Педро Хуана Рехауле) и т. д. Все эти выступления завершаются уже упомянутой "Эклогой к Клаудьо" (1631) самого Лопе де Вега, в которой он подвел итоги своей неутомимой и плодотворной деятельности в области национальной драматургии.
Творчество Лопе де Вега было, конечно, неизмеримо шире его теоретических положений. Испанская комедия и, в частности, комедия Лопе явилась синтезом всех творческих устремлений испанского национального Возрождения, вобравшим в себя опыт смежных литературных жанров - романа, новеллы, эпической поэмы, лирики, народного романса и т. д.
Совершенно особую роль в ее формировании следует отвести традициям романсеро, мощному потоку романсной эпиколирической, полной драматизма национальной поэзии. К тому моменту, когда народная традиция романсеро остановилась в своем развитии, место ее в культурной жизни народа заняла национальная комедия.
Драматургическая деятельность Лопе де Вега продолжалась не менее пятидесяти лет. За столь долгий срок стиль великого драматурга пережил известные этапы своего развития. Наиболее ранние из известных нам его пьес, как, например, "Деяния Гарсиласо де ла Вега и мавра Тарфе" ("Les hechos de Garcilaso de la Vega y того Tarie"), примыкают к той стадии развития национальной драмы, которая была представлена в 70-е годы Хуаном де ла Куэва. Мы встречаем здесь еще деление пьесы на четыре акта, нагромождение эпизодов, обилие параллельно развивающихся сюжетных мотивов, большое число действующих лиц, внезапно появляющихся на сцене и столь же внезапно уходящих, и т. д. Реализм носит здесь еще стихийный характер, драматург не находит еще того целеустремленного ритма, который придал впоследствии испанской драме ее необычайную динамичность.
Однако уже в 90-х годах в творчестве Лопе наступает период кристаллизации новой системы. К этому же времени комедия окончательно принимает тот поэтический облик, в котором ее реализм нашел гибкую, стремительную, способную к изображению любых психологических состояний и любых ситуаций стихотворную форму.
На
дальнейших этапах своего развития комедия
под пером Лопе де Вега приобретает
все большую и большую
Даже
общий обзор драматургического
наследия Лопе убеждает в широте его
диапазона. Во времени сюжеты его
комедий охватывают период от библейской
истории сотворения мира до событий
современной Лопе эпохи. В пространстве
они выходят далеко за пределы
Испании, развертываются во всех четырех
известных тогда странах света,
переносят зрителя и в Россию,
и в Албанию, и в Венгрию, и
в Богемию, и в Польшу, и в
Америку. Сама Испания представлена
в драматургии Лопе почти всеми
своими главными городами и всеми
провинциями и областями. Огромное
количество действующих лиц театра
Лопе де Вега охватывает не только множество
национальностей, но и еще большее
число бытовых типов, профессий,
представителей всех сословий и всех
слоев общества. Универсальности
образов соответствует и
Классификация
драматургического наследия Лопе де
Вега представляет до сих пор одну
из труднейших проблем изучения его
театра. Внешне единообразная структура
комедии с ее непременными тремя
актами внутренне оказывается
Если оставить в стороне особый жанр "священных действ" и некоторые побочные, представленные относительно малым количеством образцов жанры, как, например, первое в истории испанского театра оперное либретто "Лес без любви" ("La selva sin amor", 1629), то основной фонд драматургии Лопе де Вега обнаруживает довольно отчетливое деление на комедии, группирующиеся вокруг проблем государственно-исторического, социально-политического и частно-бытового порядка.
В исторических
комедиях внимание драматурга привлекают
проблемы государственного устройства
родной страны в различные эпохи.
К этому же типу комедий относятся
пьесы, сюжеты которых почерпнуты из
истории других стран и народов,
изображаемой в свете тех общих
концепций исторического
Комедии,
разрабатывающие социально-
Бытовая комедия выступает как комедия современных нравов и современной морали, бытовых особенностей "эпохи и конфликтов, происходящих в недрах семейной жизни или в бытовых взаимоотношениях различных сословий.
Историческая драма представлена у Лопе де Вега значительным разнообразием видов и сюжетов. Внимание драматурга привлекала история античного мира и древнего Востока, история народов Запада и славянских стран, но прежде всего история национальная, начиная с давних кельтиберских времен.
Среди дошедших до нас комедий Лопе де Вега не менее ста написаны на сюжеты, почерпнутые из исторических преданий; в иных случаях Лопе де Вега пользуется историческими лицами и событиями для создания вымышленной интриги. Значительная часть этих исторических пьес представляет собой летопись многовековой национальной жизни Испании, воплощенную в формах народно-эпической драматургии и строящуюся на богатейшем материале романсеро или же на старых хрониках и трудах позднейших историков ("Всеобщая хроника" в изданиях 1541 и 1602 гг., Окампо, Гарибай, Мариана и т. д.).
Историческое мировоззрение Лопе де Вега основывается на высокой оценке муниципальных вольностей испанской демократии и старинных "фуэрос", то есть незыблемых прав нации на ограничение королевской власти, на гуманистическом учении о "совершенном" государе и "гармоничном" государственном строе и на живой народно-патриотической идее, вступавшей в непримиримое противоречие с конкретной действительностью.