Жизненный путь Лопе де Вего

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад

Описание работы

Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.

Работа содержит 1 файл

Лопе де Вего.docx

— 97.17 Кб (Скачать)

  Утвердившейся в Испании XVI-XVII веков феодальноабсолютистской  монархии азиатско-деспотического типа представители испанского гуманизма  противопоставляли или идею возрождения  сословной монархии с верховным  законодательным органом в виде выборных кортесов, представлявших интересы сословий и стоявших на страже народных прав и стародавних вольностей, или  же систему своего рода "просвещенного" абсолютизма с его централизованной властью, опиравшейся - ив этом состояло своеобразие ряда политических теорий испанских гуманистов - на городскую  и сельскую демократию. И в том  и в другом случае гуманисты выступали  против диктатуры феодальной знати  и верхов церкви. Политические воззрения  Лопе де Вега примыкали к этим теориям  и находили себе опору в его  живом ощущении народности, его глубоком патриотизме и отвращении к насилию.

  Лопе  де Вега в полной мере обладал темпераментом  исторического драматурга и тем  историческим чутьем, которое позволяло  ему, не создавая документально-точных композиций, легко проникаться атмосферой прошлого и возрождать перед глазами  широкой аудитории это прошлое  в том общенародном толковании, которое  обеспечило за его исторической драматургией огромное национальное значение.

  Национальной  истории Лопе де Вега посвятил около  восьмидесяти из дошедших до нас комедий. В его исторических пьесах отражаются важнейшие этапы национальной истории  Испании, начиная с периода римского владычества в Испании до времен Фердинанда и Исабелы и ряда последующих событий. Связь с народным преданием и, следовательно, с народной оценкой прошлого, особенно явственно различима в тех пьесах Лопе де Вега, где на первый план выступает образ народа как, коллективного целого, отстаивающего родину от иноземцев или же встающего на защиту своих прав против феодального угнетения.

  Обширный  раздел исторической драматургии Лопе де Вега посвящен процессу образования  национального государства и  героическим деяниям испанского народа в его многовековой борьбе с чужеземными захватчиками.

  Героическую и полную бедствий историю своего народа Лопе де Вега начинает со времен кельтиберов, следуя в этом примеру "Нуманции" Сервантеса, где римским  завоевателям противопоставлялись  в качестве носителей испанского национального героизма славные  защитники иберийской свободы и  независимости. Содержание одной из самых ранних пьес Лопе "Отплаченная  дружба" ("La amistad pagada", напечатана в 1604 г.) почерпнуто из истории римского владычества в Испании. Лопе де Вега положил в основу ее сюжета один из эпизодов восстания кельтиберского вождя Куриена против римских  завоевателей. В пьесе "Жизнь и  смерть короля Вамбы" ("La vida у muerte del rey Bamba", напечатана в - 1604 г.) Лопе воссоздал  период внутренних раздоров в вестготской  Испании и сделал своим героем пахаря, избранного королем и безуспешно пытающегося предотвратить феодальную анархию, грозящую гибелью стране. Драма "Последний готский властитель Испании" ("El postrer godo de Espana", напечатана в 1617 г.) посвящена широко отраженной в романсеро истории короля дона Родриго и обольщенной им дочери графа Юлиана Кавы, предательской  мести феодала Юлиана, призвавшего  в Испанию мавров, и поражению  испанцев при Гуадалете (711), с которого началось утверждение арабского  владычества на Пиренейском полуострове.

  Вслед за этим циклом пьес, посвященным домавританским временам испанской истории, следует  группа пьес, охватывающих историю  реконкисты, то есть отвоевания и освобождения испанской земли от мавров, начиная  с времен кастильского короля Альфонса V (999-1027) и кончая взятием Гранады (1492).

  Основная  тема всех этих пьес - тема освобождения Испании от мавританского владычества, неразрывно связанная в большинстве  случаев с темой утверждения  национальной монархии, как оплота свободы и независимости страны. Вдохновляясь хрониками, местными преданиями и романсеро, Лопе де Вега развертывает свои драмы о реконкисте на широком  народном фоне и строго следует той  традиции в понимании прошлого, в  которой на первый план выступало  народно-патриотическое осознание  борьбы за независимость. Близкие к  народному эпосу в изображении  эпизодов этой борьбы, драмы о реконкисте отводят центральное место образу испанского народа. В этом отношении  представляют особый интерес драмы "Девы из Симанкас" ("Las doncellas de Simancas", время написания неизвестно) и "Славные  астурийки" ("Las famosas asturianas", написана до 1618 г.). Лопе де Вега драматизировал в них предания о героических  испанских девушках, которых должны были ежегодно доставлять победителям  в качестве живой дани покоренные маврами области. Легенды, возникавшие  в различных местностях Испании, повествуют о том, что сто девушек, выданных маврам, отрубили себе каждая правую руку в укор своим отцам  и братьям, терпевшим позорное иго, и тем самым вдохновили их на борьбу с завоевателями. Лопе облек эти  легенды в высокую эпико-драматическую  форму и создал патетические драмы  о народном сопротивлении чужеземному  владычеству.

  Широта  исторического фона характеризует  одну из лучших пьес Лопе, посвященных  реконкисте, - "Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи" ("El conde Fernan Gonzalez y la libertad de Castilla", напечатана в 1623 г.). Фернан Гонсалес возглавлял объединение  кастильских земель и правил ими (923-970), объявив их независимыми от мавров и от королевств Наварры и Леона. Народное предание сделало Фернана Гонсалеса одним из крупнейших вождей реконкисты, блюстителем народных прав и основателем испанской государственности.

  С большим  эпическим размахом Лопе де Вега рисует драматические эпизоды из жизни  Фернана Гонсалеса, связанные с  борьбой кастильского народа за свою независимость. Основные конфликты  исторической драмы разрешаются  при активном и героическом участии  народных масс. "Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи" прославляет  героизм кастильского народа в борьбе с маврами и Кастилью, как основу испанского национального Государства, создаваемого волей народа. Этому  государству противопоставляются  феодальные королевства Наварра  и Леон, как носители антинационального  начала. Драма утверждает, таким  образом, единство и независимость  Испании под эгидой Кастильи.

  Верно отражая политические настроения народных масс, искавших в централизованной государственной власти защиты от феодального  хищничества, Лопе де Вега воплощает  в "Графе Фернане Гонсалесе" представления о своеобразной "демократической  монархии", в которой король выступает  как блюститель и охранитель народных прав и вольностей. Подобные представления, оформившиеся в народных массах в  период феодальных междоусобиц, и феодальной анархии, дополняются в ряде исторических пьес Лопе де Вега ренессансно-гуманистической  концепцией совершенного и справедливого  монарха, противопоставляемого образу монарха-тирана и узурпатора народных прав. Тем самым в своей основе государственно-исторические воззрения  Лопе де Вега отвечали народным идеалам  справедливого государственного устройства страны и в условиях реакционного феодально-абсолютистского деспотизма XVII века носили подчеркнуто оппозиционный  характер.

  К группе пьес, посвященных эпизодам реконкисты, примыкает целый цикл драм, черпающих  свои сюжеты из жизни героев национального  эпоса. Среди них особым вниманием  Лопе де Вега пользуется Бернардо дель Карпьо, легендарный победитель Роланда  в Ронсевальском ущелье, героическая  биография которого была создана  народными романсами, старыми хрониками  и недошедшим до нас эпосом. Подвигам этого народного героя Лопе де Вега посвятил две из своих ранних пьес - "Юность Бернардо дель Карпьо" ("Las mocedades de Bernardo del Carpio") и "Свадьба  и смерть" ("El casamiento en la muerte"). Принадлежность его перу третьей, примыкающей  к названным, драмы "Бернардо дель Карпьо во Франции" ("Bernardo del Carpio en Francia") вызывает некоторое сомнение.

  Всесторонне освещая эпоху реконкисты и становления  национальной государственности, Лопе де Вега создал целую группу "мавританских" комедий, черпая их сюжеты из средневековых  хроник или из многочисленных так  называемых "пограничных" и "мавританских" романсов, воспевавших те или иные эпизоды многовековой борьбы с арабскими  завоевателями или излагавших историю  феодальных распрей в лагере чужеземных захватчиков. К их числу принадлежит  героическая драма "Доблестный кордовец Педро Карбонеро ("El valeroso cordobes Pedro Carbonero", 1603). Весьма характерно для  Лопе де Вега, что главным героем этой пьесы он делает предводителя народного отряда, ведущего партизанскую войну с маврами.

  Следуя  обычно данным средневековых хроник, выдвигавших на первый план деяния государей, но руководствуясь своими историческими  воззрениями, Лопе вносил в них существенные коррективы, подчеркивая и выдвигая роль народа в великом деле национального  освобождения и основания испанской  государственности. Педро Карбонеро, как и многие Другие действующие  лица его исторических пьес, - это  простой человек, типичный представитель  народной доблести.

  Патриотически, с точки зрения интересов народных масс, оценивая процесс национально-государственного объединения страны, Лопе де Вега в  ряде исторических драм воссоздал мрачную  и зловещую эпоху феодальных распрей  и междоусобиц. Непокорный владетельный феодал, предок надменных грандов  и князей церкви XVI-XVII веков, выступает  в них как враг национального единства, изменник интересам родины, угнетатель трудового народа. Антифеодальный пафос драматургии Лопе де Вега и ее глубокий демократизм воплотились в таких шедеврах, как "Фуенте Овехуна" и "Периваньес и командор Оканьи", относящихся к разряду социально-политических драм.

  В разделе  исторической драматургии Лопе де Вега имеется группа пьес, посвященных  проблеме справедливого монарха  и в связи с этим проблеме монарха  дурного, - тирана и узурпатора власти, действующего в своих эгоистических  интересах. Проблему эту Лопе де Вега разрешает в духе гуманистических  теорий о совершенном государе, отличительными чертами которого являются высшая справедливость, внесословное правосудие, гуманность и ответственность перед народом.

  Близким к идеалу совершенного государя в  драматургии Лопе де Вега выступает  кастильский король Педро Жестокийон же Педро Справедливый, память о  котором сохранилась в народном предании, как память о короле защитнике  народа и суровом преследователе злоупотреблений и насилий феодальной аристократии. Эти же черты непреклонной справедливости драматург выдвигает  и в образе короля Энрике III, в  полном согласии с народной оценкой  его, как государя, боровшегося с  непокорной феодальной знатью.

  Образу  идеального монарха, кстати сказать, не слишком часто появляющемуся  в драматургии Лопе, неоднократно противопоставляется образ монарха-тирана. Этот образ занимал видное место  в философской, правовой и исторической литературе XVI-XVII веков, поскольку утверждение  абсолютистской монархии и практика абсолютистской власти, естественно, вызывали к жизни обсуждение проблемы о  пределах самодержавия, о гармонии абсолютизма и законности, наконец, об истинном смысле пресловутого принципа "razon de estado". государственного интереса. По понятным причинам Лопе деВега трактовал  эти проблемы преимущественно на чужеземном историческом материале, в  частности, на материале римской  истории, откуда он ввел в свою драматургию  мрачный образ Нерона (драма "Жестокий Нерон" - "Neron cruel", напечатана в 1625 г.). Идея тираноборчества получила в театре Лопе яркое выражение  в пьесе "Государь, сброшенный со скалы" ("El principe desoenado"), принадлежащей  к ранним творениям драматурга.

  Те  основные проблемы государственно-исторической жизни народа, которые разрабатывались  Лопе де Вега на отечественном материале, привлекали его внимание и в историческом прошлом других народов. В некоторых  своих пьесах он развертывает эпизоды  национально-освободительной борьбы и в странах Восточной Европы. К их числу принадлежат драма  из истории Венгрии "Король без  королевства" ("El rey sin reyno", напечатана в 1615 г.) и не дошедшая до нас пьеса "Князь Скандербег" ("El principe Escanderbeg"), посвященная подвигам национального  героя Албании в его борьбе против турецкого владычества (пьеса  известна нам лишь в поздней обработке  конца XVII в.). Лопе де Вега был одним  из первых драматургов, который воплотил образ национальной героини Франции  Жанны д'Арк в драме "Орлеанская девственница" ("La doncella de Orleans").

  В трактовке  крупных исторических событий в  странах, представлявших особый интерес  для испанской дипломатии или  католической агрессии, Лопе де Вега в  большинстве случаев, был связан политической направленностью тех  источников, из которых он заимствовал  сюжетный материал своих пьес. Примером такой связанности могут служить  две драмы Лопе, трактующие важные и актуальные для его времени  проблемы чешской и русской истории,"Императорский  венец Оттокара" ("La imperial de Oton", напечатана в 1617 г.) и "Великий князь  Московский и гонимый император" ("El gran duque de Moscovia y el emperador perseguido", напечатана в 1617 г.).

  Драма Лопе из чешской истории посвящена  борьбе чешского короля Пржемысла Оттокара II (1258-1278) с притязаниями на Чехию  германского императора Рудольфа Габсбургского. Создавая эту драму, Лопе де Вега пользовался известной "Историей императоров и цезарей" ("Historia imperial у сеsarea", 1544) Перо Мехии, составленной в целях возвеличения и прославления габсбургского царствующего дома. Приняв на веру концепцию Перо Мехии, драматург оказался бессильным раскрыть подлинное историческое значение борьбы Пржемысла Оттокара против германской империи и истолковал ее в свете своих представлений о гибели непокорного феодального властелина в столкновении с централизующей государственностью. В развитии драмы этот мотив, однако, уступает место большой историко-философской теме государственной катастрофы, довольно настойчиво заявлявшей о себе в драматургии позднего Возрождения (ср. "Антоний и Клеопатра" Шекспира) и свидетельствовавшей о том, что ренессансно-аристократическое представление об истории, как о картине героического движения сильных личностей к вершинам блестящих исторических судеб, сменяется ощущением катастрофичности исторического процесса, не зависящего от личной воли героя, - ощущением, которое вызывали упадок и разложение испанской государственности.

Информация о работе Жизненный путь Лопе де Вего