Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад
Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.
Утвердившейся
в Испании XVI-XVII веков феодальноабсолютистской
монархии азиатско-деспотического типа
представители испанского гуманизма
противопоставляли или идею возрождения
сословной монархии с верховным
законодательным органом в виде
выборных кортесов, представлявших интересы
сословий и стоявших на страже народных
прав и стародавних вольностей, или
же систему своего рода "просвещенного"
абсолютизма с его
Лопе де Вега в полной мере обладал темпераментом исторического драматурга и тем историческим чутьем, которое позволяло ему, не создавая документально-точных композиций, легко проникаться атмосферой прошлого и возрождать перед глазами широкой аудитории это прошлое в том общенародном толковании, которое обеспечило за его исторической драматургией огромное национальное значение.
Национальной истории Лопе де Вега посвятил около восьмидесяти из дошедших до нас комедий. В его исторических пьесах отражаются важнейшие этапы национальной истории Испании, начиная с периода римского владычества в Испании до времен Фердинанда и Исабелы и ряда последующих событий. Связь с народным преданием и, следовательно, с народной оценкой прошлого, особенно явственно различима в тех пьесах Лопе де Вега, где на первый план выступает образ народа как, коллективного целого, отстаивающего родину от иноземцев или же встающего на защиту своих прав против феодального угнетения.
Обширный раздел исторической драматургии Лопе де Вега посвящен процессу образования национального государства и героическим деяниям испанского народа в его многовековой борьбе с чужеземными захватчиками.
Героическую
и полную бедствий историю своего
народа Лопе де Вега начинает со времен
кельтиберов, следуя в этом примеру
"Нуманции" Сервантеса, где римским
завоевателям противопоставлялись
в качестве носителей испанского
национального героизма славные
защитники иберийской свободы и
независимости. Содержание одной из
самых ранних пьес Лопе "Отплаченная
дружба" ("La amistad pagada", напечатана
в 1604 г.) почерпнуто из истории римского
владычества в Испании. Лопе де Вега
положил в основу ее сюжета один
из эпизодов восстания кельтиберского
вождя Куриена против римских
завоевателей. В пьесе "Жизнь и
смерть короля Вамбы" ("La vida у muerte
del rey Bamba", напечатана в - 1604 г.) Лопе воссоздал
период внутренних раздоров в вестготской
Испании и сделал своим героем
пахаря, избранного королем и безуспешно
пытающегося предотвратить
Вслед за этим циклом пьес, посвященным домавританским временам испанской истории, следует группа пьес, охватывающих историю реконкисты, то есть отвоевания и освобождения испанской земли от мавров, начиная с времен кастильского короля Альфонса V (999-1027) и кончая взятием Гранады (1492).
Основная
тема всех этих пьес - тема освобождения
Испании от мавританского владычества,
неразрывно связанная в большинстве
случаев с темой утверждения
национальной монархии, как оплота
свободы и независимости
Широта исторического фона характеризует одну из лучших пьес Лопе, посвященных реконкисте, - "Граф Фернан Гонсалес и освобождение Кастильи" ("El conde Fernan Gonzalez y la libertad de Castilla", напечатана в 1623 г.). Фернан Гонсалес возглавлял объединение кастильских земель и правил ими (923-970), объявив их независимыми от мавров и от королевств Наварры и Леона. Народное предание сделало Фернана Гонсалеса одним из крупнейших вождей реконкисты, блюстителем народных прав и основателем испанской государственности.
С большим
эпическим размахом Лопе де Вега рисует
драматические эпизоды из жизни
Фернана Гонсалеса, связанные с
борьбой кастильского народа за свою
независимость. Основные конфликты
исторической драмы разрешаются
при активном и героическом участии
народных масс. "Граф Фернан Гонсалес
и освобождение Кастильи" прославляет
героизм кастильского народа в борьбе
с маврами и Кастилью, как основу
испанского национального Государства,
создаваемого волей народа. Этому
государству
Верно
отражая политические настроения народных
масс, искавших в централизованной
государственной власти защиты от феодального
хищничества, Лопе де Вега воплощает
в "Графе Фернане Гонсалесе"
представления о своеобразной "демократической
монархии", в которой король выступает
как блюститель и охранитель народных
прав и вольностей. Подобные представления,
оформившиеся в народных массах в
период феодальных междоусобиц, и феодальной
анархии, дополняются в ряде исторических
пьес Лопе де Вега ренессансно-гуманистической
концепцией совершенного и справедливого
монарха, противопоставляемого образу
монарха-тирана и узурпатора народных
прав. Тем самым в своей основе
государственно-исторические воззрения
Лопе де Вега отвечали народным идеалам
справедливого государственного устройства
страны и в условиях реакционного
феодально-абсолютистского
К группе пьес, посвященных эпизодам реконкисты, примыкает целый цикл драм, черпающих свои сюжеты из жизни героев национального эпоса. Среди них особым вниманием Лопе де Вега пользуется Бернардо дель Карпьо, легендарный победитель Роланда в Ронсевальском ущелье, героическая биография которого была создана народными романсами, старыми хрониками и недошедшим до нас эпосом. Подвигам этого народного героя Лопе де Вега посвятил две из своих ранних пьес - "Юность Бернардо дель Карпьо" ("Las mocedades de Bernardo del Carpio") и "Свадьба и смерть" ("El casamiento en la muerte"). Принадлежность его перу третьей, примыкающей к названным, драмы "Бернардо дель Карпьо во Франции" ("Bernardo del Carpio en Francia") вызывает некоторое сомнение.
Всесторонне освещая эпоху реконкисты и становления национальной государственности, Лопе де Вега создал целую группу "мавританских" комедий, черпая их сюжеты из средневековых хроник или из многочисленных так называемых "пограничных" и "мавританских" романсов, воспевавших те или иные эпизоды многовековой борьбы с арабскими завоевателями или излагавших историю феодальных распрей в лагере чужеземных захватчиков. К их числу принадлежит героическая драма "Доблестный кордовец Педро Карбонеро ("El valeroso cordobes Pedro Carbonero", 1603). Весьма характерно для Лопе де Вега, что главным героем этой пьесы он делает предводителя народного отряда, ведущего партизанскую войну с маврами.
Следуя обычно данным средневековых хроник, выдвигавших на первый план деяния государей, но руководствуясь своими историческими воззрениями, Лопе вносил в них существенные коррективы, подчеркивая и выдвигая роль народа в великом деле национального освобождения и основания испанской государственности. Педро Карбонеро, как и многие Другие действующие лица его исторических пьес, - это простой человек, типичный представитель народной доблести.
Патриотически,
с точки зрения интересов народных
масс, оценивая процесс национально-
В разделе
исторической драматургии Лопе де Вега
имеется группа пьес, посвященных
проблеме справедливого монарха
и в связи с этим проблеме монарха
дурного, - тирана и узурпатора власти,
действующего в своих эгоистических
интересах. Проблему эту Лопе де Вега
разрешает в духе гуманистических
теорий о совершенном государе, отличительными
чертами которого являются высшая справедливость,
внесословное правосудие, гуманность
и ответственность перед
Близким
к идеалу совершенного государя в
драматургии Лопе де Вега выступает
кастильский король Педро Жестокийон
же Педро Справедливый, память о
котором сохранилась в народном
предании, как память о короле защитнике
народа и суровом преследователе
злоупотреблений и насилий
Образу
идеального монарха, кстати сказать, не
слишком часто появляющемуся
в драматургии Лопе, неоднократно
противопоставляется образ
Те
основные проблемы государственно-исторической
жизни народа, которые разрабатывались
Лопе де Вега на отечественном материале,
привлекали его внимание и в историческом
прошлом других народов. В некоторых
своих пьесах он развертывает эпизоды
национально-освободительной
В трактовке
крупных исторических событий в
странах, представлявших особый интерес
для испанской дипломатии или
католической агрессии, Лопе де Вега в
большинстве случаев, был связан
политической направленностью тех
источников, из которых он заимствовал
сюжетный материал своих пьес. Примером
такой связанности могут
Драма Лопе из чешской истории посвящена борьбе чешского короля Пржемысла Оттокара II (1258-1278) с притязаниями на Чехию германского императора Рудольфа Габсбургского. Создавая эту драму, Лопе де Вега пользовался известной "Историей императоров и цезарей" ("Historia imperial у сеsarea", 1544) Перо Мехии, составленной в целях возвеличения и прославления габсбургского царствующего дома. Приняв на веру концепцию Перо Мехии, драматург оказался бессильным раскрыть подлинное историческое значение борьбы Пржемысла Оттокара против германской империи и истолковал ее в свете своих представлений о гибели непокорного феодального властелина в столкновении с централизующей государственностью. В развитии драмы этот мотив, однако, уступает место большой историко-философской теме государственной катастрофы, довольно настойчиво заявлявшей о себе в драматургии позднего Возрождения (ср. "Антоний и Клеопатра" Шекспира) и свидетельствовавшей о том, что ренессансно-аристократическое представление об истории, как о картине героического движения сильных личностей к вершинам блестящих исторических судеб, сменяется ощущением катастрофичности исторического процесса, не зависящего от личной воли героя, - ощущением, которое вызывали упадок и разложение испанской государственности.