Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад
Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.
Первые
два десятилетия XVII века были периодом
необычайной продуктивности великого
драматурга. В поэтическом трактате
"Новое искусство сочинять комедии
в наше время" ("Arte nuevo de hacer comedias
en este tiempo", 1609) он упоминает о, том,
что написал четыреста
Первая часть собрания комедий Лопе де Вега была издана без ведома и участия автора в 1604 г. Только начиная с IX части, выпущенной в 1617 г., издание это стало осуществляться под наблюдением самого драматурга, который и довел его до XX части, напечатанной в 1625 г. Части XXI-XXV были изданы уже после кончины Лопе де Вега его зятем Луисом де Усатеги.
Наряду
с огромным количеством комедий,
созданных Лопе де Вега до конца 20-х
годов XVII века, множится количество его
поэтических и прозаических творений.
В 1608 г. он опубликовал большую эпическую
поэму "Завоеванный Иерусалим"
("La jerusalen conquistada"), в 1612 r.- роман
в стихах и прозе "Вифлеемские
пастухи" ("Los pastures de Belen"), в 1614 г.
- сборник "Священные стихи" ("Rimas
sacras"), в 1621 г. - поэму "Соловей" ("La
Filomena"), в которой он использовал
античное предание о происхождении
сладкозвучной птицы для
Нельзя не обратить внимания на то, что после 1608 г. в литературной деятельности Лопе де Вега, несомненно, усиливается религиозная тематика, кстати сказать, значительно слабее представленная в его драматургии, где Лопе отнюдь не обнаружил тех качеств драматурга-богослова, которые отличали таких его современников, как Тирсо де Молина или Мира де Амескуа, не говоря уже о Кальдероне. Клерикальная реакция могла оказать известное влияние на впечатлительного и, по-видимому, податливого к внешним воздействиям писателя, но она бессильна была превратить его талант в "слугу теологии".
В 1609 г. Лопе де Вега получил звание "приближенного" (familiar) святейшей инквизиции, то есть лица, пользовавшегося доверием этого страшного учреждения и вместе с тем обязанного являть собой пример преданности католической церкви. Нет никакого сомнения в том, что этот акт инквизиционных властей имел свой особый умысел и расчет. Он должен был связать руки одному из крупнейших писателей страны и подчинить его творчество интересам церковной реакции.
В 1610
г. Лопе де Вега состоял уже членом
двух религиозных братств, а в 1612
г. вступил в религиозную, полумонашескую
организацию "терциариев" ордена
св. Франциска Ассизского. В дальнейшем
он получил священнический сан. Все
это, однако, не избавило драматурга от
придирок духовной цензуры и косых
взглядов влиятельных церковников.
Творческая натура Лопе де Вега восставала
против налагавшихся на нее церковно-религиозных
обязанностей и предписаний. Противоречия
между внушениями церковников, с
одной стороны, и свойственным Лопе
де Вега страстным чувством жизни, его
вольным гуманистическим
Литературная деятельность Лопе де Вега продолжалась между тем с неослабевавшей интенсивностью. В 1625 г. он исчислял количество своих драматических произведений цифрой одна тысяча семьдесят, а в поэтическом послании к своему давнему другу Клаудьо Конде ("Egloga a Claudio"), написанном в 1632 г., умножил их до тысячи пятисот. Эта же цифра фигурирует и в заключительных словах одной из поздних комедий Лопе - "Девушка с кувшином".
На пороге 30-х годов, после выхода в свет поэмы "Трагический венец", религиозная тематика в творчестве Лопе де Вега значительно ослабевает. Для произведений этого периода, как и для лучших его комедий, характерны жизненность конфликтов и ситуаций, оптимизм, юмор и тончайший лиризм.
Вместе
с Сервантесом, Белесом де Гевара,
Висенте Эспинелем и другими
крупными писателями Лопе де Вега состоял
членом поэтической Академии парнасцев,
а затем Лесной академии. С его
пребыванием в последнем
В 1630
г. Лопе де Вега опубликовал поэму "Лавр
Аполлона" ("El laurel de Apolo"), содержавшую
широкий обзор современной ему
литературной жизни и характеристики
двухсот восьмидесяти испанских
и португальских писателей, тридцати
шести иностранных поэтов и двадцати
четырех древних авторов. В 1632 г.
Лопе напечатал давно уже созданное
им "действо в прозе" - "Доротею",
появление которой в свет именно
в это время следует оценивать,
как вызов господствовавшей ханжеской
морали католической реакции и свидетельство
о жизненности лучших традиций испанской
реалистической прозы, восходивших
к прототипу и образцу
Уже
упомянутая "Эклога к Клаудьо",
поэмы "Амарилис" ("Amarilis", 1633)
и "Филида" ("Fills", 1635), прелестная
шуточная поэма, пародировавшая итальянский
рыцарский эпос, "Война котов"
("La gatomaquia", 1634) и философскоутопическая
поэма "Золотой век" ("El siglo de
oro", 1635) были последними крупными поэтическими
творениями Лопе де Вега. Повидимому, последним
драматическим произведением
Двадцать седьмого августа 1635 г. Лопе де Вега скончался. На его похоронах присутствовали толпы народа. Погребен он был в церкви св. Себастьяна, которую в 1937 г. разрушила бомба фашистских агрессоров. Памяти Лопе де Вега были посвящены два сборника: "Посмертное прославление" ("Fama postuma"), изданное другом и учеником Лопе - Хуаном Пересом де Монтальбан при участии ста пятидесяти трех испанских писателей, и "Поэтические похороны" ("Essequie poetiche"), составленные сто четырьмя итальянскими поэтами и напечатанные Фабьо Франки в Венеции. Официальные испанские круги воздержались Ът каких-либо знаков внимания к памяти великого национального писателя. Королевский совет отклонил просьбу городского управления Мадрида о торжественном погребении его праха. В 1644 г. этот же совет в своем постановлении о театрах и театральном репертуаре предписал изъять из репертуара "почти все представлявшиеся до сих пор пьесы", в сюжеты которых "были вплетены любовные истории, и, в особенности, сочинения Лопе де Вега, которые принесли столько вреда добрым нравам" {Е. Cotarelo у Могi. Controversies sobre la licitud del teatro en Espana. Madrid, 1904, p. 164.}.
Плодовитость Лопе де Вега как писателя и, в частности, как драматурга была феноменальной. О масштабах его литературного наследия могут дать представление пятьдесят тысяч стихов одних только эпических его поэм и две тысячи девятьсот восемьдесят девять написанных им сонетов, что составляет в свою очередь около сорока двух тысяч стихотворных строк.
Что касается драматургического наследия Лопе де Вега, то уже в 1615 г. Сервантес отметил: "Он покорил и подчинил своей власти всех комедиантов и наполнил мир своими комедиями, удачными, хорошо задуманными и составляющими в общей сложности более десяти тысяч листов... те же, кто пытался соперничать с ним и разделить его славу, - а таких было много, - все вместе не написали и половины того, что написал он один" {M. де Сервантес Сааведра. Избранные произведения. M.-Л., 1948, стр. 131. (Перевод Н. Любимова.)}.
В конце
своей жизни сам Лопе де Вега определял,
как мы уже знаем, количество написанных
им пьес цифрою одна тысяча пятьсот. В
составленной Монтальбаном вскоре же
после смерти драматурга его биографии
говорится о тысяче восьмистах комедиях
и четырехстах "священных действах"
{"Священное действо" (el auto sacramental)
- особый жанр культовой драматургии,
одноактная аллегорическая пьеса на
тему о "таинстве" причастия, исполнявшаяся
в день праздника тела господня.},
что представляется явным преувеличением
или результатом недостаточно точного
подсчета. В настоящее время в
печатных изданиях и в рукописях
известно четыреста двадцать шесть
комедий и сорок восемь "действ",
принадлежащих или с
Лопе де Вега владел несколькими языками и обладал обширными познаниями в области истории, географии, естественных наук, математики, военного дела, философии и античной мифологии. Он был, как об этом свидетельствуют тексты его пьес, большим знатоком и ценителем испанского фольклора. В общем, культурный облик Лопе являет нам типичного представителя универсальной образованности эпохи Возрождения, для которого поэзия есть всеохватывающее и творческое осознание жизни.
Сочетание многообразных наблюдений над действительностью и широчайшей литературной культуры явилось почвой всего театра Лопе де Вега и определило ряд его характерных черт. Содержание и направление творческой деятельности великого драматурга определялось глубоким пониманием исторических основ народной жизни, чаяний и запросов массового, демократического зрителя, стекавшегося в "коррали" {Исп. el corral - буквально: двор, загон, а также театральное помещение, театр.} испанских городов и местечек.
Свои
воззрения на драму Лопе де Вега
- изложил в стихотворном трактате
"Новое искусство сочинять комедии
в наше время". Трактат этот был
адресован Мадридской академии, то
есть одному из тех литературных салонов,
в которых утверждались и санкционировались
идеалы учено-гуманистической
"Новое
искусство сочинять комедии"
содержит ряд основных
Обращает на себя внимание резкая полемичность самого заглавия трактата, ибо использованный в нем термин "arte" - "искусство, наука" - присваивался до тех пор именно классицистской системе драмы и указывал на ее высокую литературность, ученость и связь с заветами античной науки о поэзии. Все, что выходило за пределы классицистской нормы, считалось пригодным только для грубых умов и для примитивной эстетической культуры "простонародья" (el vulgo). Трактат Лопе - это манифест новатора, это протест против утвержденных норм литературной науки.
Утверждая независимость национальной драмы, живущей не механическим следованием нормам античной поэтики, а интересами своего времени и своего широко демократического зрителя, - это утверждение красной нитью проходит через весь трактат, - Лопе строит свою полемическую тактику на стремлении, сохраняя видимый пиэтет к классицизму, обеспечить за национальной системой право на самостоятельную ценность и самостоятельное место, как массового, народного жанра драматической литературы. В его глазах это стремление оправдывается, в частности, и тем, что национальная драматургия фактически уже завоевала господство на народной сцене:
Но мы в Испании так удалились
От строгого искусства, что сейчас
Ученые должны молчать у нас {*}.
{* Хрестоматия
по истории
Исходя из победы национальной системы, "Новое искусство" выдвигает ряд решительных утверждений, по существу своему опровергающих учено-классицистскую поэтику драматургии и основанных на творческой практике национальной драмы.
К этим утверждениям принадлежит, в частности, требование "смешения трагичного с забавным" или "смеси возвышенного и смешного", мотивируемое законами самой природы, которая, как пишет Лопе,