Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад
Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.
Драму "Великий князь Московский" - первое произведение в мировой литературе о Димитрии Самозванце - Лопе де Вега писал, пользуясь реляциями иезуита Антонио Поссевино о событиях в Московском государстве 1604-1605 гг. Отражавшая интересы папского престола, эта реляция внушила драматургу идею о законности притязаний Лжедимитрия на московский престол и придала ему черты идеального правителя, одерживающего победу над тираном и узурпатором Борисом Годуновым.
Неисторичность
содержания "Великого князя Московского",
основанного на ошибочной и предвзятой
концепции событий 1604-1605 гг. и предшествовавших
им эпизодов русской государственной
жизни, не помешала, однако, испанскому
драматургу дать тонкие и верные оценки
отдельных исторических лиц, к числу
которых следует отнести, например,
характеристики слабого духом царя
"Теодоро" (Федора), ряд правдивых
черт в образах Бориса Годунова,
"Маргариты" (Марины Мнишек) и т.
д. Для современного читателя драма
эта может иметь интерес лишь
как свидетельство влияния на
Лопе де Вега, в известные моменты
его творческой биографии, официально
господствовавших политических концепций.
Влияние этих концепций сказалось
и на примечательной во многих отношениях
драме "Великодушный генуэзец" ("El
genoves liberal", написана до 1615 г.), в которой
патетические сцены народного восстания
в Генуе в 1507 г. и сочувственная
оценка народоправства совмещаются
в сюжетном плане с апофеозом
дворянской доблести, с торжеством
французской интервенции и
Социально-политические
драмы Лопе де Вега и своим материалом
и своей проблематикой
Лучшие
черты исторической и социально-политической
драматургии Лопе де Вега соединились
в драме "Фуенте Овехуна" ("Fuente
Ovejuna", напечатана в 1619 г.), написанной,
повидимому, в 1612-1613 гг. и оставшейся
наивысшим достижением
Сюжет
драмы "Фуенте Овехуна" основан
на историческом факте крестьянском
восстании, вспыхнувшем. 23 апреля 1476 г.
в селе, название которого служит заглавием
пьесы. Восстание было вызвано жестокими
притеснениями, которым подвергались
крестьяне Фуенте Овехуны со стороны
своего владетеля, командора ордена
Калатравы Фернана Гомеса де Гусман.
Восставшие крестьяне убили жестокого
феодала и перешли под
В ряду многих крестьянских восстаний середины и последней четверти XV века восстание в селе Фуенте Овехуна явилось одним из самых драматических эпизодов борьбы испанских народных масс против феодального угнетения. Некоторые испанские историки XVI. века сочли нужным особо остановиться на причинах и подробностях этого восстания, которое, несмотря на свою территориальную ограниченность, было оценено в испанской исторической литературе ближайшего столетия как политически-знаменательное событие, как одно из наиболее ярких доказательств того, что феодальная система расшатывается снизу, крестьянскими бунтами и мятежами.
Имеются
сведения, что в давние времена
за населением Фуенте Овехуны было
признано право перехода под покровительство
другого сеньора, если данный обладатель
феодальных привилегии злоупотребляет
своей властью. Общинный совет села
не раз ставил вопрос о переходе
его в систему городской
Внимание Лопе де Вега привлекали не только острые социально-политические конфликты, возникавшие в процессе борьбы крестьянской общины против феодального насильника, но и реакция на эту борьбу королевской власти. Общее представление о событиях восстания и некоторые детали драматург почерпнул из "Хроники трех рыцарских орденов", изданной в 1572 г. лиценциатом Франсиско де Радес-и-Андрада, переосмыслив, однако, их реакционное толкование этим историком. Отсюда же Лопе де Вега почерпнул сведения о походе великого магистра ордена Калатравы дона Родриго Тельеса Хирона на г. Сьюдад Реаль, как и упоминания о междоусобной войне за кастильский престол между королевой Исабелой и ее племянницей, принцессой Хуаной, на стороне которой находились многие представители феодальной знати и португальский король. Драматург слил в действии своей пьесы историю восстания в Фуенте Овехуне и историю попыток феодала ных верхов, и прежде всего ордена Калатравы, захватить власть в Кастильи, опираясь на иностранную интервенцию.
Национальные
интересы требовали в конце XV века
объединения Испании и, создания
крупного государства, способного довершить
дело освобождения полуострова от мавританского
владычества и подавить угрожавшую
стране феодальную анархию. Именно этот
исторический момент и был избран
Лопе де Вега в качестве общего фона
действия "Фуенте Овехуны". Сложившаяся
к моменту крестьянского
Драма
Лопе де Вега о крестьянском восстании
"в Фуенте Овехуне является единственным
в драматургии эпохи
Весьма
показательна трактовка Лопе королевской
власти, представленной в "Фуенте Овехуне"
фигурами Фердинанда Арагонского и
Исабелы Кастильской, с именами
которых связывалось прежде всего
представление о первой поре утверждения
национального государства и
обуздания феодальной анархии. Та легкость,
с какой "католические короли"
прощают магистру ордена Калатравы
его тяжкое государственное преступление,
и та жестокая расправа, которую
они учиняют в восставшем селе,
раскрывают истинное отношение великого
испанского драматурга к абсолютистско-деспотическому
режиму при всем стремлении его найти
возможности благополучного и гармоничного
разрешения конфликтов. "Фуенте Овехуна"
проникнута пафосом народной революции.
Драматургу удалось создать не только
яркие образы отдельных представителей
крестьянства (Лауренсья, Фрондосо, Эстебан,
Менго и Паскуала), но и образ
коллектива, народа, массы и раскрыть
основные социально-психологические
черты этого образа. Величайшей заслугой
Лоле де Вега является изображение
народа как героического субъекта истории.
Если литературная теория и практика
буржуазно-аристократического Ренессанса
обычно отводила народу "низкую",
комедийную сферу действия и в
изображении его не требовала
ничего иного, кроме жанрово-комической,
порой вульгарной натуралистичности,
то Лопе де Вега в нарушение этого
сословно-эстетического
"Фуенте
Овехуна" стала не только
крупнейшей национальной
Свою
вторую родину "Фуенте Овехуна" нашла
в России, где она была впервые
показана в 1876 г. в Московском Малом
театре при участии великой
После
Великой Октябрьской
Драма
о народном восстании в Фуенте
Овехуне принадлежит к группе
тех социально-политических пьес Лопе
де Вега, в которых основным действующим
лицом выступает народ, преимущественно
крестьянство, борющееся за сохранение
своей свободы и за свои человеческие
права. Потомок астурийских крестьян,
Лопе де Вега не только обнаруживает превосходное
знание крестьянского быта, но и
горячую любовь к трудовому народу.
Автору "Фуенте Овехуны" бесконечно
дорог быт родного народа, его
нравственный облик, его чаяния и
надежды. В своих "крестьянских"
пьесах драматург в полной мере отождествляется
с народом, становится подлинным
выразителем чувств и мыслей крестьянской
демократии. С необыкновенной теплотой
рисует Лопе де Вега картины народного
веселья, с глубокой лиричностью
описывает крестьянский труд, любуется
красотой своих героинь и
Почти
все "крестьянские" драмы Лопе
де Вега посвящены проблеме взаимоотношений
народа, феодального дворянства и
королевской власти. Почти во всех
этих драмах королевская власть выступает
в качестве верховного судьи возникающих
конфликтов и столкновений, часто
вынужденная к тому сложившимися
не в ее пользу обстоятельствами. Король
обнаруживает справедливость своих
решений в силу существующего
права или действующих норм законности,
которые он не смеет преступить.
Тем самым своеволие