Жизненный путь Лопе де Вего

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад

Описание работы

Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.

Работа содержит 1 файл

Лопе де Вего.docx

— 97.17 Кб (Скачать)

  Драму "Великий князь Московский" - первое произведение в мировой  литературе о Димитрии Самозванце - Лопе де Вега писал, пользуясь реляциями  иезуита Антонио Поссевино о  событиях в Московском государстве 1604-1605 гг. Отражавшая интересы папского престола, эта реляция внушила  драматургу идею о законности притязаний Лжедимитрия на московский престол  и придала ему черты идеального правителя, одерживающего победу над  тираном и узурпатором Борисом  Годуновым.

  Неисторичность  содержания "Великого князя Московского", основанного на ошибочной и предвзятой концепции событий 1604-1605 гг. и предшествовавших им эпизодов русской государственной  жизни, не помешала, однако, испанскому драматургу дать тонкие и верные оценки отдельных исторических лиц, к числу  которых следует отнести, например, характеристики слабого духом царя "Теодоро" (Федора), ряд правдивых  черт в образах Бориса Годунова, "Маргариты" (Марины Мнишек) и т. д. Для современного читателя драма  эта может иметь интерес лишь как свидетельство влияния на Лопе де Вега, в известные моменты  его творческой биографии, официально господствовавших политических концепций. Влияние этих концепций сказалось  и на примечательной во многих отношениях драме "Великодушный генуэзец" ("El genoves liberal", написана до 1615 г.), в которой  патетические сцены народного восстания  в Генуе в 1507 г. и сочувственная  оценка народоправства совмещаются  в сюжетном плане с апофеозом  дворянской доблести, с торжеством французской интервенции и контрреволюции. Подобные уступки великого драматурга воздействиям на его мировоззрение  феодально-абсолютистской идеологии  являлись следствием отмеченных противоречий испанского Возрождения. Необходимо, однако, подчеркнуть еще раз, что художественно  наиболее полноценные драмы Лопе де Вега, основанные на историческом материале, являются не только широчайшим по своим  масштабам драматургическим воссозданием важнейших эпизодов национальной истории  или исторических преданий, но и  ярким выражением антифеодального, демократического сознания.

  Социально-политические драмы Лопе де Вега и своим материалом и своей проблематикой примыкают  к разделу исторических. В большинстве  случаев они детализируют и развивают  социально-политическую проблематику, входящую в круг внимания исторической драмы, на фоне актуальных общественно-политических вопросов современности. Эпическо-летописный облик драмы о судьбах государства, отличающий наиболее крупные произведения исторической тематики, сменяется здесь  острой драматической публицистичностью. От воссоздания достоверных или  обладавших в сознании народа достоверностью событий драматург переходит  здесь в ряде случаев к создаваемым  им самим фабулам и сюжетам, основные элементы которых воплощают его  представления о социально-политической борьбе современности и порождаемых  ею конкретных вопросах угнетения народа, его сопротивления насильникам, о природе феодально-абсолютистской власти, о диктатуре грандов и режиме фаворитов-временщиков. Основные идейные мотивы этого раздела драматургии Лопе де Вега проникнуты тем живым сознанием социальной справедливости и политических прав народа и тем пониманием господствующего бесправия и произвола, которые не покидали великого писателя на всем протяжении его творческого пути, несмотря на отдельные уступки официальной идеологии. Об этой преданности Лопе де Вега идее социально-политической справедливости свидетельствует и его предсмертная поэма-утопия "Золотой век" и его прославление афинской демократии в мифологической комедии "Критский лабиринт" ("El laberinto de Greta", написана между 1605-1617 гг.), как государственного строя, обеспечивающего имущественное и юридическое равноправие свободным от насилия и несправедливости гражданам.

  Лучшие  черты исторической и социально-политической драматургии Лопе де Вега соединились  в драме "Фуенте Овехуна" ("Fuente Ovejuna", напечатана в 1619 г.), написанной, повидимому, в 1612-1613 гг. и оставшейся наивысшим достижением национальной испанской драмы. Эта пьеса, созданная  в период особого усиления феодальной реакции в Испании, явилась пламенным  протестом не только против феодального  гнета как такового, но и против той абсолютистско-деспотической  государственности, которая в конечном счете представляла собою орудие того же феодального угнетения народных масс. Ближайшим поводом к ее написанию  вероятно послужили участившиеся на рубеже XVI-XVII веков крестьянские мятежи в поместьях некоторых крупных  кастильских и арагонских магнатов.

  Сюжет драмы "Фуенте Овехуна" основан  на историческом факте крестьянском восстании, вспыхнувшем. 23 апреля 1476 г. в селе, название которого служит заглавием  пьесы. Восстание было вызвано жестокими  притеснениями, которым подвергались крестьяне Фуенте Овехуны со стороны  своего владетеля, командора ордена Калатравы Фернана Гомеса де Гусман. Восставшие крестьяне убили жестокого  феодала и перешли под юрисдикцию города Кордовы, муниципальные власти которого содействовали и помогали восставшим.

  В ряду многих крестьянских восстаний середины и последней четверти XV века восстание  в селе Фуенте Овехуна явилось  одним из самых драматических  эпизодов борьбы испанских народных масс против феодального угнетения. Некоторые испанские историки XVI. века сочли нужным особо остановиться на причинах и подробностях этого  восстания, которое, несмотря на свою территориальную  ограниченность, было оценено в испанской  исторической литературе ближайшего столетия как политически-знаменательное событие, как одно из наиболее ярких доказательств  того, что феодальная система расшатывается  снизу, крестьянскими бунтами и  мятежами.

  Имеются сведения, что в давние времена  за населением Фуенте Овехуны было признано право перехода под покровительство  другого сеньора, если данный обладатель феодальных привилегии злоупотребляет своей властью. Общинный совет села не раз ставил вопрос о переходе его в систему городской организации  Кордовы. Восстание 1476 г. было не чем  иным, как насильственной формой осуществления  крестьянской общиной своего исторического  права, к тому же подкрепленного известным  постановлением кортесов 1442 г. о "праве  на восстание поселений и городов  против владетельных особ" (los grandes) {См. R. Ramirez de Arellano. Rebelion de Fuente Ovejuna contra el comendador mayor de Calatrava Fernen Gomez de Guzman ("Boletin de la R. Academia de la Historia", t. XXXIX, 1901, p.p. 446-512).}. Дело шло таким образом о защите старинных народных вольностей от злоупотреблений феодализма и абсолютистской деспотии.

  Внимание  Лопе де Вега привлекали не только острые социально-политические конфликты, возникавшие  в процессе борьбы крестьянской общины против феодального насильника, но и реакция на эту борьбу королевской  власти. Общее представление о  событиях восстания и некоторые  детали драматург почерпнул из "Хроники  трех рыцарских орденов", изданной в 1572 г. лиценциатом Франсиско де Радес-и-Андрада, переосмыслив, однако, их реакционное толкование этим историком. Отсюда же Лопе де Вега почерпнул сведения о походе великого магистра ордена Калатравы дона Родриго Тельеса Хирона на г. Сьюдад Реаль, как и упоминания о междоусобной войне за кастильский престол между королевой Исабелой и ее племянницей, принцессой Хуаной, на стороне которой находились многие представители феодальной знати и португальский король. Драматург слил в действии своей пьесы историю восстания в Фуенте Овехуне и историю попыток феодала ных верхов, и прежде всего ордена Калатравы, захватить власть в Кастильи, опираясь на иностранную интервенцию.

  Национальные  интересы требовали в конце XV века объединения Испании и, создания крупного государства, способного довершить  дело освобождения полуострова от мавританского  владычества и подавить угрожавшую стране феодальную анархию. Именно этот исторический момент и был избран Лопе де Вега в качестве общего фона действия "Фуенте Овехуны". Сложившаяся  к моменту крестьянского восстания  историческая ситуация объясняет идейно-политический и социальный смысл картины народного  возмущения, нарисованной великим испанским  драматургом. Сопоставив в развитии действия своей драмы события  в Фуенте Овехуне и нападение  войск ордена Калатравы на Сьюдад Реаль, Лопе де Вега подчеркнул общеисторическое национальное значение борьбы испанского крестьянства и горожан с крупными феодалами, противившимися государственной  централизации страны. В сценах, происходящих в селе Фуенте Овехуна, феодальная знать выступает в  роли угнетателя народа, в эпизодах захвата Сьюдад Реаля она показана как изменник родины и пособник португальской  интервенции.

  Драма Лопе де Вега о крестьянском восстании "в Фуенте Овехуне является единственным в драматургии эпохи Возрождения  примером народно-революционной пьесы, смело, последовательно и решительно утверждающей права крестьянской демократии в ее борьбе с феодальными насилиями  и злоупотреблениями. Сочетание  в ней двух исторических событий - крестьянского восстания и мятежа рыцарской знати - обусловливается  социально-политической концепцией пьесы, общий смысл которой заключается  в утверждении идеала "демократической  монархии", опирающейся на городское  сословие и сельскую демократию. Заключительные сцены в "Фуенте Овехуне" подчеркивают сословную природу деспотического абсолютизма, осуждающего частные  злоупотребления феодальной знати, но встающего на защиту дворянской государственности от крестьянского  восстания.

  Весьма  показательна трактовка Лопе королевской  власти, представленной в "Фуенте Овехуне" фигурами Фердинанда Арагонского и  Исабелы Кастильской, с именами  которых связывалось прежде всего  представление о первой поре утверждения  национального государства и  обуздания феодальной анархии. Та легкость, с какой "католические короли" прощают магистру ордена Калатравы  его тяжкое государственное преступление, и та жестокая расправа, которую  они учиняют в восставшем селе, раскрывают истинное отношение великого испанского драматурга к абсолютистско-деспотическому режиму при всем стремлении его найти  возможности благополучного и гармоничного разрешения конфликтов. "Фуенте Овехуна" проникнута пафосом народной революции. Драматургу удалось создать не только яркие образы отдельных представителей крестьянства (Лауренсья, Фрондосо, Эстебан, Менго и Паскуала), но и образ  коллектива, народа, массы и раскрыть основные социально-психологические  черты этого образа. Величайшей заслугой Лоле де Вега является изображение  народа как героического субъекта истории. Если литературная теория и практика буржуазно-аристократического Ренессанса обычно отводила народу "низкую", комедийную сферу действия и в  изображении его не требовала  ничего иного, кроме жанрово-комической, порой вульгарной натуралистичности, то Лопе де Вега в нарушение этого  сословно-эстетического принципа удалось  разрешить задачу героизации народной массы, задачу создания героико-реалистического  образа народа, так и неразрешенную, например, елисаветинской драмой в Англии. Патриархально-идиллическая атмосфера действия, начинающегося в границах традиционно-пасторального жанра, постепенно сменяется атмосферой героического реализма и высокой трагической патетикой, не теряющей, однако, связи с конкретной деревенской действительностью. Этот же процесс можно, в частности, проследить на примере развития образа весельчака и балагура Менго. Тема любви Лауренсьи и Фрондосо, начинающаяся в пасторальных тонах, также приобретает черты высокой патетичности и героизма. Тщательно разработанные в психологическом отношении образы главных действующих лиц пьесы - Лауренсьи и Фрондосо - олицетворяют целомудрие и благородство чувств, свойственные крестьянам, в противоположность моральному падению и развращенности феодальных верхов.

  "Фуенте  Овехуна" стала не только  крупнейшей национальной народной  драмой, но и приобрела мировое  значение, как пьеса борющейся  и побеждающей демократии. Мы  не располагаем данными о постановках  этой драмы на испанской сцене  при жизни Лопе де Вега, но  в последующие столетия она  недаром находилась под молчаливым  запретом дворянско-буржуазной монархии. Осторожно отмечая, что "одно  из самых замечательных творений  Лопе... по странной прихоти судьбы  не принадлежит к числу его  наиболее известных в Испании  произведений", испанский исследователь  драматургии Лопе де Вега М.  Менендес-и-Пелайо в конце прошлого  века объяснял этот факт тем,  что "в наши дни постановка  подобной драмы вызвала бы  дискуссию общественного характера,  которая могла бы завершиться  стрельбой на улицах, - такова  сила ее возбуждения, увлеченности  и революционного порыва" {Obras de Lope de Vega publicadas рог la R. Academia Espa"ola. Tomo X. Madrid, 1899, p. CLXII.}.

  Свою  вторую родину "Фуенте Овехуна" нашла  в России, где она была впервые  показана в 1876 г. в Московском Малом  театре при участии великой трагической  актрисы M. H. Ермоловой в роли Лауренсьи. "Призыв Ермоловой Лауренсьи к  отмщению, к свободе, - пишет народная артистка СССР А. А. Яблочкина, - воодушевлял  не только артистов, изображавших жителей  испанского села Фуенте Овехуна, но - и  это главное - демократического зрителя. На втором представлении театр был  оцеплен полицией, переодетые шпики  наводнили зрительный зал. Представление "Овечьего источника" ("Фуенте Овехуна". Ред.) вырастало в общественно-политическое событие. Немудрено, что полиция  поспешила вовсе запретить этот спектакль" {"Литературная газета", 16 июля 1953 г., Э 84.}.

  После Великой Октябрьской социалистической революции "Фуенте Овехуна" обошла многие сцены Советского Союза. В  Испании она была возрождена в  годы героической борьбы испанского народа против фашистской реакции и  империалистической интервенции. "Фуенте Овехуна", поставленная всего лишь в одном километре от линии  фронта, - отмечала газета "Mundo Obrero", вдохновляла народ в 1938 г. так  же, как она вдохновляла народ XVII века, подавленный силами реакции... Арбалет Фрондосо, приставленный  к груди командора Фернана  Гомеса, навсегда останется одним  из самых ярких символов прав и  свобод народа" {"Mundo Obrero", 8 de enero de 1938, Э 648.}.

  Драма о народном восстании в Фуенте Овехуне принадлежит к группе тех социально-политических пьес Лопе де Вега, в которых основным действующим  лицом выступает народ, преимущественно  крестьянство, борющееся за сохранение своей свободы и за свои человеческие права. Потомок астурийских крестьян, Лопе де Вега не только обнаруживает превосходное знание крестьянского быта, но и  горячую любовь к трудовому народу. Автору "Фуенте Овехуны" бесконечно дорог быт родного народа, его  нравственный облик, его чаяния и  надежды. В своих "крестьянских" пьесах драматург в полной мере отождествляется  с народом, становится подлинным  выразителем чувств и мыслей крестьянской демократии. С необыкновенной теплотой рисует Лопе де Вега картины народного  веселья, с глубокой лиричностью  описывает крестьянский труд, любуется красотой своих героинь и противопоставляет  разврат щенной аристократической, придворной среде здоровую и по своему счастливую, простую сельскую жизнь.

  Почти все "крестьянские" драмы Лопе де Вега посвящены проблеме взаимоотношений  народа, феодального дворянства и  королевской власти. Почти во всех этих драмах королевская власть выступает  в качестве верховного судьи возникающих  конфликтов и столкновений, часто  вынужденная к тому сложившимися не в ее пользу обстоятельствами. Король обнаруживает справедливость своих  решений в силу существующего  права или действующих норм законности, которые он не смеет преступить. Тем самым своеволие абсолютизма  ограничивается или нравственной силой  народных героев, или правами народа, на страже которых должна стоять королевская  власть.

Информация о работе Жизненный путь Лопе де Вего