Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад
Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.
Лопе де Вега особенно привлекал к себе XV век - век мощных народных движений и борьбы утверждавшейся абсолютистской власти с феодальной знатью. К временам кастильского короля Энрике III Болящего, или Правосудного, как окрестила его народная молва, он отнес действие сельской трагедии "Периваньес и командор Оканьи" ("Peribanez y el comendador de Осайа", написана между 1609-1612 гг.).
Драматический
конфликт "Периваньеса" носит
в отличие от "Фуенте Овехуны"
не народно-массовый, а семейно-личный
характер. Основные линии пьесы отвечают,
в общем, сюжет" ному типу так называемых
"драм чести>, в которых развертываются
кровавые истории мщения и кары за
нарушение супружеской верности
или за посягательства на семейную
честь. Однако сходство "Периваньеса"
с жанром "драм чести", порожденным
феодально-аристократическими представлениями
о личном и родовом достоинстве,
ограничивается лишь формальной стороной
сюжета. В "Периваньесе" и в
идейно-родственной ему драме "Саламейский
алькальд" Лопе де Вега осуществил подлинно
новаторский замысел, противопоставив
драме, ограниченной феодально-аристократическими
нормами морали, столкновение феодального
своеволия с высоким
Избрав
своим героем зажиточного земледельца
Периваньеса, Лопе наделяет его чертами
степенной деловитости, религиозности,
хозяйственной рачительности и
лойяльности по отношению к своему
сеньору. Драматург мастерски рисует
все стадии конфликта, порождаемого
стремлением командора
В драме
"Саламейский алькальд" ("El alcalde
de Zalamea", написана до 1610 г.), более известной
читателям и зрителям в одноименной
переработке Кальдерона (1651), Лопе де
Вега использовал факт, имевший место
в селе Саламея в провинции
Эстремадуре в 1581 г. во время похода
Филиппа II на Португалию. Эта крестьянская
трагедия с ее замечательным образом
сельского выборного судьи
Социально-политическая
действительность начала XVII века обращала
внимание драматурга и на конфликты,
свидетельствовавшие о наличии
антагонизма между различными группами
дворянства и феодально-абсолютистскими
верхами. К этим группам относился
и специфический слой "окрестьянившихся"
Дворян и сельской идальгии. Представители
таких "окрестьянившихся" галисийских
дворян - цастух Санчо де Роэлас и
скромный хуторянин Нуньо Альварес
- выступают в качестве героев драмы
"Лучший алькальд - король" ("El mejor
alcalde el rey", напечатана в 1635 г.). Их конфликт
с высокомерным и богатым доном
Тельо де Нейра, похитившим дочь Нуньо
Эльвиру накануне ее бракосочетания
с Санчо, разрешается лично королем
Альфонсом VII, который сначала под
видом судьи, а затем в качестве
монарха выносит суровый
В среде "окрестьянившихся" дворян и горного леонского крестьянства протекает действие драмы "Гусманы из Тораля" ("Los quzmanes de Toral", написана после 1621 г.), в которой период правления Альфонса VII является своего рода хронологическим прикрытием резкой критики злоупотреблений временщиков XVII века типа графа де Лерма и его приспешника Родриго Кальдерона, обличения невыносимой для народа налоговой политики и своеволия придворной аристократии.
Рядом с группой "крестьянских" пьес в наследии Лопе де Вега стоит группа пьес "муниципальных", социально-политическая проблематика которых сводится в основном к защите остатков городских вольностей от покушений деспотического абсолютизма. К числу таких пьес относится драма "Кастильские судьи" ("Los jueces de Castilla", написана до 1618 г.) и "Кордовские командоры" ("Los comendadores de Cordoba", напечатана в 1612 г.). Содержание их подтверждает ту оценку, которую К. Маркс дал таким "столпам испанской свободы", как кортесы и аюнтамьенто (городские общины), указав, что: "В формировании испанского королевства имелись условия, исключительно благоприятные для ограничения королевской власти" {К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т, X, Партиздат, 1933, стр. 719.}.
С идеей
ограничения абсолютистско-
Драматическую
коллизию, возникающую из страсти
короля к прекрасной Эстрелье, Лопе
де Вега вставил в рамки столкновения
деспотической власти с муниципальной
демократией, придав тем самым индивидуальным
конфликтам драмы широкую социально-
В "Звезде
Севильи", таким образом, разрабатывается
ряд сложных в идейном и
психологическом отношении
"Звезда
Севильи" остается в испанской
литературе XVII века едва ли не
самым ярким обличением
К последним годам жизни Лопе де Вега относится пьеса, также изобличительно разрешающая проблему абсолютистского деспотизма. Написанная в 1631 г., драма "Наказание - не мщение" ("El castigo sin venganza") была представлена на мадридской сцене, насколько нам известно, только один раз, в 1632 г., после чего на театральных подмостках не появлялась. Причина этого заключалась в идейной концепции драмы, политическая актуальность которой была лишь слабо завуалирована тем, что действие пьесы происходит за пределами Испании.
Источником для Лопе де Вега в данном случае послужила одна из новелл итальянца Маттео Банделло, в которой повествуется о том, как феррарский маркиз Никколо III д'Эсте казнил своего сына и его мачеху за совершенное ими прелюбодеяние. В драматической обработке Лопе де Вега типичная для итальянского новеллиста кровавая семейная повесть превратилась в пьесу глубокого социального смысла.
В то время как у Банделло героиней является жена Никколо д'Эсте, целиком принявшая на себя вину в обольщении его юного сына Уго, у Лопе де Вега главным действующим лицом ; пьесы, в согласии с политическим замыслом драматурга, становится сам феррарский герцог, олицетворяющий холодную "маккиавелиевскую" расчетливость абсолютистского государя и жестокую неумолимость абсолютистского "государственного интереса".
Высокая политическая проблематика представлена в театре! Лопе де Вега не только драматическим и трагическим жанром, но и жанром комедийным. И здесь драматург прямо и косвенно подчеркивает свои глубокие симпатии к трудовому люду. Эти симпатии с особой отчетливостью проявляются в народной комедии "Свой хлеб сытнее всего" ("Con su pan se lo coma", напечатана в 1622г.), где прямодушный и умный крестьянин Сельо по прихоти короля попадает во дворец и получает бразды правления. Следуя в данном случае сюжету народных сатирических сказок о крестьянине-правителе, как следовал им и Сервантес во второй части "Дон Кихота", описывая губернаторство Санчо Пансы, Лопе де Вега противопоставляет природный ум, справедливость и честность своего героя интригующей, корыстной, властолюбивой и лицемерной дворцовой среде. Отвращение, которое вызывает у Сельо зрелище насквозь лживой придворной жизни, заставляет честного земледельца покинуть свой высокий пост и со спокойным сердцем возвратиться в родное село к честному крестьянскому труду.
Прославлению
крестьянского труда, создающего нравственно-целостные
и здоровые натуры сельских героев,
Лопе де Вега посвятил комедии "Крестьянин
в своем углу" ("El villano en su rincon",
напечатана в 1617 г.) и в особенности
"Мудрец в своем доме" ("El
cuerdo en su casa", напечатана в 1615 г.) с ее
обличающим паразитическое дворянство
противопоставлением
Мысль Лопе обращалась к крестьянству, к здоровой деревенской морали и в тех политических комедиях, которые выходили за пределы "крестьянской" тематики. Примером такой политической комедии, созданной в "дворцовом" жанре (comedia palaciega), служит одна из остроумнейших по замыслу пьес Лопе де Вега "Глупая для других и умная для себя" ("La boba para los otros y discrete para si", напечатана в 1635 г.).
Изображая,
перипетии борьбы за престол герцогства
Урбино между его законной наследницей
Дианой и занявшей этот престол дерзкой
претенденткой Теодорой, драматург
создает два противоположных
типа правительниц государства. Теодора
- порождение придворной среды с
ее эгоистической жаждой власти ради
власти, с ее бессердечием и жестокой
надменностью; Диана - дочь сельской природы,
воспитанная в простой
Избирая
в ряде своих драм и комедий
носителями высокой разумности и
морального благородства представителей
дворянского сословия, Лопе де Вега
отдавал дань широко распространенным
в его время ренессанено-