Жизненный путь Лопе де Вего

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад

Описание работы

Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.

Работа содержит 1 файл

Лопе де Вего.docx

— 97.17 Кб (Скачать)

  К.Державин

  Драматургия Лопе де Вега

  Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как  называли великого драматурга его восхищенные  современники, - по праву возглавляет  блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза  Сервантеса, живопись Веласкеса и  поэтическая драма Лопе де Вега явились  вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим  вкладом испанского народа в общую  сокровищницу мировой культуры.

  За  Лопе де Вега навсегда осталась слава  главы классической национальной драмы, наставника и учителя не одного поколения  драматургов. С его творческой биографией сочетается прежде всего представление  о мощной творческой энергии его  народа, проявившейся в расцвете испанской  национальной культуры XVI-XVII веков.

  Жизнь и творческая деятельность Лопе де Вега совпали с наиболее критическим  периодом в истории феодально-абсолютистской Испании.

  Уже со второй половины XVI века "политический и социальный упадок Испании обнаруживал  все позорные симптомы медленного разложения" {К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. X, Партиздат, 1933, стр. 720-721.}. Глубокий экономический кризис, надолго задержавший  развитие производительных сил страны, цепкость костеневшей феодальной системы  и реакционный режим, установленный  диктатурой грандов, князей католической церкви и бюрократических верхов, обрекли Испанию на ту длительную агонию, которую представляла собой  ее история на протяжении всего XVII века. Бремя феодально-абсолютистского  строя тяготело не только на широких  народных массах, но и на некоторых  экономически неустойчивых слоях среднего и в особенности низшего дворянства.

  Под деспотической властью феодально-абсолютистской монархии, в условиях материального  оскудения и жестокой эксплуатации испанский народ сохранял, однако, ту энергию стойкого сопротивления, которая была воспитана в нем  многовековой борьбой за освобождение от мавританского ига и вооруженными восстаниями против феодалов-помещиков. Кастильский крестьянин не стал крепостной собственностью кастильского землевладельца, и испанский народ в условиях деспотического режима упорно защищал  остатки тех вольностей, которые  он завоевал на предшествовавших этапах своей истории. В идейной жизни XVI-XVII веков и, в частности, в испанской  литературе и испанском искусстве  сопротивление народа гнету феодализма имело решающее значение для развития прогрессивных традиций национального  Возрождения.

  В отличие  от некоторых других стран в Испании XVI-XVII веков, в особенности в период позднего Возрождения, буржуазия не выступала в качестве значительной движущей силы культурного развития страны. Объясняется это тем, что  уже к середине XVI века она как  класс не занимала самостоятельного экономического и политического  места в жизни государства. В  Испании "аристократия приходила  в упадок, не потеряв своих самых  вредных привилегий, а города утратили свою средневековую мощь, не получив  современного значения" {К. Маркс  и Ф. Энгельс. Сочинения, т. X, Партиздат, 1933, стр. 721.}. Поэтому в особом положении  здесь оказались некоторые слои мелкого дворянства, испанской шляхты - идальгии, испытывавшей на себе все  разрушительные последствия экономического и социально-политического упадка страны.

  Процесс оскудения и расслоения массы  низового испанского дворянства, приводивший, с одной стороны, к появлению  своеобразного социально-бытового типа люмпен-дворянина, а с другой - к образованию специфического сословия служилой идальгии - верной опоры господствовавшего  реакционного режима, способствовал  вместе с тем выделению из этой пестрой социальной среды слоя демократизировавшейся  и тем самым оппозиционной  дворянской интеллигенции.

  Оппозиционными  настроениями этой интеллигенции в  значительной мере питалась испанская  литература XVI-XVII веков. В процессе идейной  демократизации эта интеллигенция  выступала и как выразитель оппозиционных  настроений народных масс. Классическим примером в данном случае является Сервантес, создатель типичнейших  образов испанского идальго и  испанского крестьянина, Дон Кихота и Санчо Пансы.

  Усиление  феодально-абсолютистской реакции  в последние десятилетия XVI и в  первой трети XVII века стимулировало  рост оппозиционных настроений не только у низового дворянства, но и у  других категорий дворянского сословия, примером чего может служить творчество великого сатирика XVII века Франсиско  де Кеведо.

  Своеобразие социально-экономической истории  Испании XVI века, установление в ней "азиатской", по определению К. Маркса, формы абсолютной монархии и крайняя агрессивность всей реакционной надстройки в идейной  жизни эпохи обусловили и некоторые  существенные особенности испанского Возрождения. Поскольку абсолютная монархия не выступала здесь в  качестве цивилизующего центра и  основоположника национального  единства, а национальная буржуазия  не сложилась в ту общественно-политическую силу, которая могла бы стать ведущим  началом культурной жизни страны, в испанском Возрождении возобладали  традиции народного, демократического сознания. К этим традициям обращались лучшие представители низовой дворянской, оппозиционно настроенной интеллигенции, а также отдельные выходцы  из ремесленно-буржуазной среды, к числу  которых принадлежал и Лопе де Вега. В силу создавшихся социально-политических условий классовые и сословные  перегородки между этими социальными  категориями оказывались настолько  шаткими и тонкими, что свободный  кастильский крестьянин мог сознавать  себя равным дворянину - идальго, а деклассировавшийся и оскудевавший дворянин переживал  процесс глубокой демократизации своего мировоззрения. Это обстоятельство наложило особый отпечаток на идейное  и художественное содержание литературы испанского Возрождения, необычайно усилив в ней, в особенности в ее драматургии, народное, демократическое начало, противостоявшее силам абсолютистско-деспотической, феодально-аристократической и церковной  реакции.

  Если  экономическая и политическая действительность в Испании XVI-XVII веков уничтожила ряд предпосылок для всестороннего  развития культуры Возрождения и  в ряде случаев подчиняла ее идейным  интересам феодально-абсолютистской и клерикальной реакции, то тем острее в идейной жизни страны выявлялось демократически-оппозиционное, народное начало этой культуры. Давние и устойчивые традиции народного самосознания сочетались с философскими устремлениями высокого и радикального в своем политическом содержании гуманизма. Недаром именно в условиях реакционного политического  режима и террора инквизиции в  Испании столь широко дискутировались  проблемы совершенного народоправства, а утопическая концепция "золотого века" счастливого человеческого  существования заняла такое важное место в мировоззрении и Сервантеса и Лопе де Вега.

  Наши  представления о своеобразии  испанского Возрождения были бы односторонними и неполными без учета того давления, которое господствовавший режим оказывал на творческую мысль  даже крупнейших представителей национальной литературы. Этим давлением в известной  мере объясняются те идейные противоречия испанского Возрождения, которые выявились  в его литературе. Пережитки аристократической  ограниченности в решении ряда проблем  современной жизни и невозможность  выйти за пределы религиозной  догмы зачастую оказывались не только следствием вынужденного подчинения господствовавшему  идейному режиму. Они свидетельствовали  и о неравномерности развития личного и общественного сознания творческой индивидуальности, отдельные  стороны которого не изживали или  не преодолевали тяготевшую над ними власть феодально-абсолютистской и  церковно-инквизиторской надстройки. Это находило свое отражение и  в эстетическом облике испанской  литературы XVI-XVII веков, отличавшемся у отдельных писателей контрастным сочетанием подчеркнутого реализма с идеалистической условностью воссоздания действительности. От подобных контрастов не был и не мог быть свободен и творческий путь Лопе де Вега, но определяющим его началом являлась та глубокая его народность, которую Пушкин назвал великой.

  В лучших своих произведениях Лопе де Вега воплотил наиболее передовые устремления  национального испанского Возрождения. Органическое слияние в его драматургии  гуманистической мысли и традиций испанской народной культуры обеспечило долговечность этой драматургии. Она  и сейчас еще захватывает читателя и зрителя глубиной своего реализма, высокой поэтичностью и необычайным  богатством воображения.

  Лопе  Фелис де Вега Карпьо родился в  Мадриде 25 ноября 1562 г. Его родители были крестьяне, уроженцы горной Астурии. Отец писателя, Фелис де Вега, занимался  в столице золотошвейным промыслом, обладал некоторым достатком  и приобрел себе патент на дворянское звание. Рассудительный "мещанин  во дворянстве", он постарался вывести  своего сына в люди и дал ему  хорошее образование. Лопе учился сначала  в Коллегии ордена театинцев, затем  в университете Алькала де Энарес и в Королевской академии математических наук.

  Уже в раннем возрасте Лопе отличался  феноменальной восприимчивостью к  наукам, способностью к языкам и  литературными талантами. Десяти лет  он перевел с латинского поэму  римского писателя Клавдиана "Похищение  Прозерпины", а с одиннадцати, как он сам свидетельствует об этом, стал сочинять комедии.

  Некоторое время юный Лопе служил в пажах  у епископа Херонимо Манрике, а в 1583 г., по некоторым сведениям-, принимал участие в военной экспедиции на Азорские острова. Вскоре он уже  обратил на себя внимание как поэт, и Сервантес с похвалой отозвался  о нем в своем пастушеском  романе "Галатея" (1585). К концу 80-х  годов относятся первые выступления  Лопе де Вега как профессионального  драматурга, сблизившие его с закулисным миром, с актерской средой. Он увлекся  одной из популярных мадридских артисток - Еленой Осорьо, дочерью театрального антрепренера Херонимо Веласкеса. Связь  Лопе с замужней актрисой длилась  около пяти лет. Она окончилась разрывом после того, как у Елены Осорьо появился новый, более богатый поклонник. Лопе имел неосторожность пустить по адресу своей коварной возлюбленной и принявшего сторону дочери Веласкеса  несколько злых эпиграмм. Отец и  дочь возбудили против него судебное дело о клевете. В 1588 г. Лопе решением коронного суда был приговорен к  удалению из столицы на восемь лет  и из пределов Кастильи на два года.

  Через три месяца после оглашения этого  приговора Лопе де Вега женился на дочери придворного герольда Исабеле  де Урбина, а через три недели после свадебной церемонии отбыл  на борту галеона "Святой Иоанн" к британским берегам в качестве солдата - участника похода "Непобедимой  армады". На палубе корабля им была написана поэма "Красота Анджелики" ("La hermosura de Angelica", опубликована в 1602 г.), в которой он стремился соперничать  с "Неистовым Роландом" Ариосто.

  По  возвращении из этого бесславно  и трагически закончившегося похода Лопе обосновался на некоторое время  в Валенсии. Написанными здесь  комедиями он оказал большое влияние  на развитие так называемой "валенсианской" драматургической школы, крупнейшим представителем которой являлся Гильен де Кастро.

  Девяностые  годы были периодом быстрого и интенсивного становления национальной драматургической системы, которая была творчески  реализована и теоретически осмыслена  главным образом Лопе де Вега. "Появился, - вспоминал про это время в 1615 г. Сервантес, - чудо природы - великий  Лопе де Вега и стал самодержцем  в театральной империи" {М. де Сервантес  Сааведра. Избранные произведения. М.-Л., 1948, стр. 131. (Перевод Н. Любимова.)}. Слава Лопе де Вега облетела всю  Испанию. Выходившие одна за другой из-под  его неутомимого пера комедии  ставились во всех испанских театрах.

  В 1590 г. Лопе удалось переселиться поближе  к Мадриду. Он поступил в качестве секретаря на службу к Антоньо  Альваресу де Толедо, герцогу Альба. Жизнь складывалась для Лопе де Вега так же, как и для многих других его собратьев по перу. Будучи уже  широко известным писателем, он пребывал во дворце одного из самых высокопоставленных вельмож испанского королевства, родственника кровавого Альбы, душителя Нидерландов, в скромной должности письмоводителя - стилиста, не обладавшего никакими особыми правами в многочисленной герцогской свите.

  На  службе у герцога Альба, сначала  в Толедо, затем в Альба де Тормес, Лопе находился до 1596 г., создав за это  время ряд комедий, в том числе "Учителя танцев" ("El maestro de danzar", 1594) и пасторальный роман "Аркадия" ("La Arcadia", опубликован в 1598 г.). В 1595 г. скончалась его жена, а вслед  за нею и две малолетние дочери Лопе де Вега. Примерно к этому же времени относится начало связи  Лопе де Вега с одной из талантливейших артисток его времени, Микаэлой де Лухан, связи, длившейся до 1613 г.

  К 1598 г. драматург переселился в Мадрид. Здесь он служил секретарем сначала  у маркиза де Мальпика, затем у  маркиза де Сарриа: В том же году состоялся его брак с Хуаной де Гуардо, дочерью крупного мясоторговца-оптовика. Продолжая работать для театра, Лопе де Вега в то же время опубликовал  поэму "Песнь о Драконе" ("La Dragontea", 1598), изображавшую гибель ненавистного Испании английского адмиралапирата Фрэнсиса Дрейка, поэму о легендарном  покровителе Мадрида "Исидор" ("Isidro", 1599) и назидательно-авантюрный роман "Странник в своем отечестве" ("El peregrine en su patria", 1604), представляющий особый интерес для биографов  и исследователей приложенным к  нему списком, - невидимому, неполным, созданных  драматургом до 1604 г. двухсот девятнадцати комедий.

  В 1605 г. Лопе стал секретарем Луиса Фернандеса де Кордова-и-Арагон, герцога Сесса (1579-1642). Обширная переписка между  драматургом и его патроном служит ценнейшим источником биографии  Лопе и материалом для характеристики мадридской литературной и светской жизни. Хотя герцог Сесса и ценил  творческий гений своего секретаря, тем не менее он смотрел на него преимущественно как на своего поверенного  и наперсника. В многочисленных героях любовных авантюр и представителях золотой столичной молодежи, действующих  в комедиях Лопе де Вега, проступают черты облика его мецената.

Информация о работе Жизненный путь Лопе де Вего