Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, доклад
Имя Лопе де Вега - "чуда природы", как называли великого драматурга его восхищенные современники, - по праву возглавляет блестящую плеяду деятелей испанского национального театра XVI-XVII веков. Проза Сервантеса, живопись Веласкеса и поэтическая драма Лопе де Вега явились вершинами испанской национальной культуры позднего Возрождения, ценнейшим вкладом испанского народа в общую сокровищницу мировой культуры.
К.Державин
Драматургия Лопе де Вега
Имя
Лопе де Вега - "чуда природы", как
называли великого драматурга его восхищенные
современники, - по праву возглавляет
блестящую плеяду деятелей испанского
национального театра XVI-XVII веков. Проза
Сервантеса, живопись Веласкеса и
поэтическая драма Лопе де Вега явились
вершинами испанской
За Лопе де Вега навсегда осталась слава главы классической национальной драмы, наставника и учителя не одного поколения драматургов. С его творческой биографией сочетается прежде всего представление о мощной творческой энергии его народа, проявившейся в расцвете испанской национальной культуры XVI-XVII веков.
Жизнь
и творческая деятельность Лопе де
Вега совпали с наиболее критическим
периодом в истории феодально-
Уже
со второй половины XVI века "политический
и социальный упадок Испании обнаруживал
все позорные симптомы медленного разложения"
{К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения,
т. X, Партиздат, 1933, стр. 720-721.}. Глубокий
экономический кризис, надолго задержавший
развитие производительных сил страны,
цепкость костеневшей феодальной системы
и реакционный режим, установленный
диктатурой грандов, князей католической
церкви и бюрократических верхов,
обрекли Испанию на ту длительную
агонию, которую представляла собой
ее история на протяжении всего XVII века.
Бремя феодально-
Под
деспотической властью
В отличие
от некоторых других стран в Испании
XVI-XVII веков, в особенности в период
позднего Возрождения, буржуазия не
выступала в качестве значительной
движущей силы культурного развития
страны. Объясняется это тем, что
уже к середине XVI века она как
класс не занимала самостоятельного
экономического и политического
места в жизни государства. В
Испании "аристократия приходила
в упадок, не потеряв своих самых
вредных привилегий, а города утратили
свою средневековую мощь, не получив
современного значения" {К. Маркс
и Ф. Энгельс. Сочинения, т. X, Партиздат,
1933, стр. 721.}. Поэтому в особом положении
здесь оказались некоторые слои
мелкого дворянства, испанской шляхты
- идальгии, испытывавшей на себе все
разрушительные последствия экономического
и социально-политического
Процесс
оскудения и расслоения массы
низового испанского дворянства, приводивший,
с одной стороны, к появлению
своеобразного социально-
Оппозиционными настроениями этой интеллигенции в значительной мере питалась испанская литература XVI-XVII веков. В процессе идейной демократизации эта интеллигенция выступала и как выразитель оппозиционных настроений народных масс. Классическим примером в данном случае является Сервантес, создатель типичнейших образов испанского идальго и испанского крестьянина, Дон Кихота и Санчо Пансы.
Усиление
феодально-абсолютистской реакции
в последние десятилетия XVI и в
первой трети XVII века стимулировало
рост оппозиционных настроений не только
у низового дворянства, но и у
других категорий дворянского
Своеобразие
социально-экономической
Если
экономическая и политическая действительность
в Испании XVI-XVII веков уничтожила
ряд предпосылок для
Наши
представления о своеобразии
испанского Возрождения были бы односторонними
и неполными без учета того
давления, которое господствовавший
режим оказывал на творческую мысль
даже крупнейших представителей национальной
литературы. Этим давлением в известной
мере объясняются те идейные противоречия
испанского Возрождения, которые выявились
в его литературе. Пережитки аристократической
ограниченности в решении ряда проблем
современной жизни и
В лучших
своих произведениях Лопе де Вега
воплотил наиболее передовые устремления
национального испанского Возрождения.
Органическое слияние в его драматургии
гуманистической мысли и
Лопе
Фелис де Вега Карпьо родился в
Мадриде 25 ноября 1562 г. Его родители
были крестьяне, уроженцы горной Астурии.
Отец писателя, Фелис де Вега, занимался
в столице золотошвейным
Уже в раннем возрасте Лопе отличался феноменальной восприимчивостью к наукам, способностью к языкам и литературными талантами. Десяти лет он перевел с латинского поэму римского писателя Клавдиана "Похищение Прозерпины", а с одиннадцати, как он сам свидетельствует об этом, стал сочинять комедии.
Некоторое время юный Лопе служил в пажах у епископа Херонимо Манрике, а в 1583 г., по некоторым сведениям-, принимал участие в военной экспедиции на Азорские острова. Вскоре он уже обратил на себя внимание как поэт, и Сервантес с похвалой отозвался о нем в своем пастушеском романе "Галатея" (1585). К концу 80-х годов относятся первые выступления Лопе де Вега как профессионального драматурга, сблизившие его с закулисным миром, с актерской средой. Он увлекся одной из популярных мадридских артисток - Еленой Осорьо, дочерью театрального антрепренера Херонимо Веласкеса. Связь Лопе с замужней актрисой длилась около пяти лет. Она окончилась разрывом после того, как у Елены Осорьо появился новый, более богатый поклонник. Лопе имел неосторожность пустить по адресу своей коварной возлюбленной и принявшего сторону дочери Веласкеса несколько злых эпиграмм. Отец и дочь возбудили против него судебное дело о клевете. В 1588 г. Лопе решением коронного суда был приговорен к удалению из столицы на восемь лет и из пределов Кастильи на два года.
Через
три месяца после оглашения этого
приговора Лопе де Вега женился на
дочери придворного герольда Исабеле
де Урбина, а через три недели
после свадебной церемонии
По возвращении из этого бесславно и трагически закончившегося похода Лопе обосновался на некоторое время в Валенсии. Написанными здесь комедиями он оказал большое влияние на развитие так называемой "валенсианской" драматургической школы, крупнейшим представителем которой являлся Гильен де Кастро.
Девяностые годы были периодом быстрого и интенсивного становления национальной драматургической системы, которая была творчески реализована и теоретически осмыслена главным образом Лопе де Вега. "Появился, - вспоминал про это время в 1615 г. Сервантес, - чудо природы - великий Лопе де Вега и стал самодержцем в театральной империи" {М. де Сервантес Сааведра. Избранные произведения. М.-Л., 1948, стр. 131. (Перевод Н. Любимова.)}. Слава Лопе де Вега облетела всю Испанию. Выходившие одна за другой из-под его неутомимого пера комедии ставились во всех испанских театрах.
В 1590
г. Лопе удалось переселиться поближе
к Мадриду. Он поступил в качестве
секретаря на службу к Антоньо
Альваресу де Толедо, герцогу Альба.
Жизнь складывалась для Лопе де Вега
так же, как и для многих других
его собратьев по перу. Будучи уже
широко известным писателем, он пребывал
во дворце одного из самых высокопоставленных
вельмож испанского королевства, родственника
кровавого Альбы, душителя Нидерландов,
в скромной должности письмоводителя
- стилиста, не обладавшего никакими
особыми правами в
На службе у герцога Альба, сначала в Толедо, затем в Альба де Тормес, Лопе находился до 1596 г., создав за это время ряд комедий, в том числе "Учителя танцев" ("El maestro de danzar", 1594) и пасторальный роман "Аркадия" ("La Arcadia", опубликован в 1598 г.). В 1595 г. скончалась его жена, а вслед за нею и две малолетние дочери Лопе де Вега. Примерно к этому же времени относится начало связи Лопе де Вега с одной из талантливейших артисток его времени, Микаэлой де Лухан, связи, длившейся до 1613 г.
К 1598
г. драматург переселился в
В 1605 г. Лопе стал секретарем Луиса Фернандеса де Кордова-и-Арагон, герцога Сесса (1579-1642). Обширная переписка между драматургом и его патроном служит ценнейшим источником биографии Лопе и материалом для характеристики мадридской литературной и светской жизни. Хотя герцог Сесса и ценил творческий гений своего секретаря, тем не менее он смотрел на него преимущественно как на своего поверенного и наперсника. В многочисленных героях любовных авантюр и представителях золотой столичной молодежи, действующих в комедиях Лопе де Вега, проступают черты облика его мецената.