Рекламная деятельность музеев г. Алматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление, рассмотрение и анализ особенностей развития музейного дела в Казахстане в современное время на примере ныне существующих проектов и музеев.
Приоритетными задачами в данной работе являются:
- Изучение истории и развития музейного дела Казахстана в современном периоде,
- Рассмотрение особенности развития музейного дела и рекламной деятельности на примере Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.Кастеева в г.Алматы.

Содержание

Введение …………………………….……………………………….…..….3
Глава 1. Развитие музейного дела Казахстана в современный период….5

Актуализация научно-исследовательской деятельности музеев..…9
Музейные инновации и общественные инициативы. ………….…12

Глава 2. Рекламная деятельность музеев г. Алматы……………………22

2.1. Направления рекламной деятельности музеев г.Алматы……….…..22
2.2. Акция «Ночь в музее» как PR музеев Алматы ……………………...24

Заключение ……………………………………………………………....27
Список литературы ………………………………………………….…28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ, Оразбаева ГНБ31.docx

— 71.35 Кб (Скачать)

 

 

 

«Музейное дело Казахстана в период современности»

(на примере рекламной деятельности музеев г. Алматы)

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Теория музейного дела»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………….……………………………….…..….3

Глава 1. Развитие музейного дела Казахстана в современный период….5

 

    1. Актуализация научно-исследовательской деятельности музеев..…9
    2. Музейные инновации и общественные инициативы. ………….…12

 

Глава 2. Рекламная деятельность музеев г. Алматы……………………22

 

2.1. Направления рекламной деятельности музеев г.Алматы……….…..22

2.2. Акция «Ночь в музее» как PR музеев Алматы ……………………...24

 

Заключение ……………………………………………………………....27

Список литературы ………………………………………………….…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Проблема сохранения культурного наследия привлекает пристальное внимание всего мира. Задачей современного человека является интерес к культурным ценностям, созданным в прошлом и к культурным ценностям которые создаются в настоящее время, а также умение их не только сохранить, но и передать следующим поколениям.

Интерес к историческим и художественным сокровищам, являющимся частью всего  культурного наследия, вызывается тем, что они обладают свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства  людей, активно участвуют в гармоническом  воспитании человека. Внимание к сохранению культурного наследия приковано  и потому, что в стране реконструируются города, идет строительство. При этом неизбежно затрагивается целостность  многих исторических и художественных ценностей прошлого и настоящего. Поэтому встает вопрос, что и как необходимо сохранить, а так же как развить и совершенствовать общество посредством воздействия на него музейной деятельности и рекламы – как еще одного актуального аспекта данного исследования. Ведь реклама с каждым годом проникает все в новые и новые области нашей жизни, и сейчас уже очевидно, что не только производственная сфера, но и сфера услуг немыслима без рекламы. Это естественный инструмент экономики и важный регулятор рыночной системы. Так и в музейной деятельности – реклама играет важнейшую роль в развитии музея как с материальной, технической стороны, так и с этической.

Широкий круг вопросов и проблем по использованию богатейшего наследия, а также культурно-познавательная работа отражена, прежде всего, в работах Муталиповой А.И. «Музееведение», Асановой С. А., «Основные этапы истории музейного дела Казахстана. Музееведение и историко-культурное наследие», Файзуллиной Г.Ш., «Принципы создания музеев в Казахстане в новейшее время».

Целью данной курсовой работы является выявление, рассмотрение и анализ особенностей развития музейного дела в Казахстане в современное время на примере ныне существующих проектов и музеев.

Приоритетными задачами в данной работе являются:

-  Изучение истории и развития музейного дела Казахстана в современном периоде,

  - Рассмотрение особенности развития музейного дела и рекламной деятельности на примере Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.Кастеева в г.Алматы.

Курсовая  работа состоит из двух глав: в первой главе идет речь о развитии музейного дела Республики Казахстан в современный период – анализируются социально-экономические аспекты, история музееведения в 90-х годах ХХ века и его отражение на деятельности музеев республики, национальном самосознании и развитии национальной тематики в музейных экспозициях. Также в данной главе говорится о создании новых типов музеев и культурных центров, становлении современных форм музейной работы, внедрении инновационных методов в музейной работе, перспективах развития музейной сети страны.

 Во второй главе анализируется  рекламная деятельность музеев  г.Алматы на примере Государственного Музея Изобразительных Искусств им. Абылхана Кастеева и на примере акции «Ночь в музее» в Государственном Историческом Музее Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА КАЗАХСТАНА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Двухсотлетняя история развития  музейного дела Казахстана богата различными периодами спада и подъема, обусловленными спецификой  исторической эпохи. Казахстан является страной с богатым культурным наследием в полном объеме, и гарантом сохранности и предоставления их для всеобщего обозрения служат музеи республики. Музеи, как учреждения культурно-просветительного назначения не возникли на пустом месте. Историко-культурные предпосылки зарождения музеев были основаны на культурных ценностях своих предков. На протяжении многих веков закрепились характерные для казахов черты материальной и духовной культуры. Истинным творцом достижений был сам народ, который тысячелетиями совершенствовал свое мастерство, творчески обогатив его новыми мотивами.

Начало 90-х гг. ХХ века осмысливаются как  новый этап развития в истории  музейного дела Казахстана. Этот период знаменовался судьбоносным для казахского народа событием:  1991 году Казахстан стал суверенным, независимым государством. С этого момента можно говорить о собственном пути развития музеев Казахстана, для которого характерны: поиски новых форм методов работы; изменение содержательной стороны музейной деятельности; ориентация на национальную тематику; актуализация научно-исследовательской работы; расширение  музейной сети; появление новых типов музеев.

В начальный период государство, переживая  эпоху становления в очень  жестких условиях социально-экономических  реформ, не могло оказывать музеям серьезной финансовой поддержки. Как  и в других странах, ограничение  в финансировании со стороны государства  породило разнообразие новых функций  и видов деятельности, которые  трудно было соотнести с традиционными  представлениями о музее и  традиционными подходами к их проектированию1. Кроме того, был резко ослаблен контроль и идеологическое давление на музеи. В каком-то смысле музеи в этот период времени оказались предоставлены сами себе. Одновременно государство стало более открыто к сотрудничеству с другими странами в самых разных сферах жизни, в том числе в музейной деятельности. В страну пришли зарубежные благотворительные фонды, в свою очередь, музейные работники получили возможность реально приобщиться к опыту музеев других стран.

При этом необходимо отметить, что  музеи Казахстана развивали свою деятельность не на пустом месте. Основные коллекции исторических, этнографических, археологических материалов были собраны  ещё в XIX–XX вв. Наличие богатых фондов, сложившаяся структура работы позволила многим из них сосредоточиться не на комплектовании, а на использовании того, что было накоплено, но в новых формах и направлениях.

В 1999 – 2000 годах деятельность музеев Казахстана характеризуется:

  • активной поддержкой музеев Казахстана международными фондами и компаниями;
  • проведением семинаров для музейных работников, в основном инициируемых Фондом «Сорос-Казахстан» и Соросовским центром современного искусства (Алматы). «Возможность участия в семинарах Сороса способствовало не только росту профессионализма, но и расширяло горизонты мышления, делая его открытым»2.
  • появлением авторских музеев, детских, музеев неправительственных организаций, «виртуальных» музеев-проектов;
  • более активное использование проектного метода наряду с текущей планово-годовой деятельностью;
  • внедрение интерактивных методик: акцент на личностное переживание истории, на тактильные, звуковые, цветовые, вкусовые способы восприятия;
  • раскрытие тем диалога культур, толерантности.

В 2001-2005 годах, несмотря на то, что в этот период финансовые вливания прекращаются и многие проекты остаются нереализованными, музеи Казахстана продолжили своё развитие, для которого характерны следующие тенденции:

  • смена представлений о назначении музея;
  • усиление ориентации на музейного посетителя (а не на музейный предмет);
  • акцент в культурно-образовательной деятельности музея на формирование личности;
  • реализация «жизнеспособных» проектов (долговременные программы, сотрудничество с образовательными учреждениями);
  • создание и реализация проектов, в которых учитываются особенности восприятия мира современным посетителем (монтажно-клиповой, витринный),  использование нетрадиционных экспозиционных решений.

«Рубежным»  в новейшей истории музеев страны стал 2005 год. Прежде всего, потому, что  этот год был насыщен событиями  и явлениями, по отношению к которым  мы можем использовать слово «впервые» (если не вообще, то хотя бы – «после продолжительного времени»). Открылся Музей Первого Президента Казахстана. Центральный государственный музей Республики Казахстан получил статус научно-исследовательского учреждения, что явилось высокой оценкой проделанной  работы. После продолжительного перерыва возродился интерес к профессиональной подготовке и повышению квалификации музейных специалистов; ежегодно стали выделяться 10 бесплатных образовательных грантов на уровне бакалавриата в университетах страны по специальности «музееведение». Впервые прошла защита3 диссертации по специальности «музееведение, реставрация и консервация культурных памятников», имевшая объектом исследования музеи Казахстана. Было организовано три (и это за один только год!) семинара для музейных сотрудников4. В Казахском институте культурной политики и искусствознания (Алматы) стали регулярно проводиться курсы повышения квалификации для музейных работников.

В 2005 году приходит осознание необходимости  анализа и презентации накопленного музеями опыта за период независимости  государства: в ноябре в Караганде  проходит Центрально-азиатский фестиваль  музейных инициатив «Открытая Азия – Открытый музей», организованный ОО «Лаборатория общественного развития»  при поддержке OSI в сотрудничестве с местными органами управления; в декабре в Алматы Казахский институт культурной политики и искусствознания им. Аль-Фараби организует Межвузовскую конференцию, в рамках которой впервые работает музееведческая секция.

В том  же 2005 году завершается переходный период становления независимого государства  и начинается стадия его поступательного развития. Окончательно сознается необходимость формирования национальной идеи, и как следствие, необходимость материально-финансовой поддержки тех культурно-образовательных структур, которые являются генераторами и трансляторами идей национальной самоидентификации и толерантности. К которым, безусловно, относятся и музеи.

 

    1. Актуализация научно-исследовательской деятельности музеев

В новое  время каждый музей стремился  найти своё лицо (необходимость модернизации краеведческих музеев вряд ли нуждается в обосновании)5. В музеях происходит актуализация научно-исследовательской и культурно-образовательной функций. Для ЦГМ РК научно-исследовательская деятельность стала основой развития музея, создания и реализации культурно-образовательной деятельности. В то же время, именно культурно-образовательная деятельность «оправдывает» перед обществом, те капиталовложения, которые оно   выделяет на развитие научных исследований в музее. Именно музей, на наш взгляд, на сегодняшний день является наиболее приближенной к идеалу структурой, в рамках которой могут вестись научные исследования, потому что в рамках такой институциональной структуры научная идея или открытие могут зародиться и дойти до общества. В отличие от «чистой» академической науки, «синкретическая» музейная наука более открыта для общества и может говорить на доступном языке.

В контексте  пересмотра концепции деятельности Центральный государственный музей  Республики Казахстан (ЦГМ РК) в сторону  усиления научно-исследовательской  функции, в музее были проведены  структурные преобразования  –  научные отделы в соответствии с профилем исследований объединились с фондовыми. В одну команду объединились специалисты, практически заинтересованные в изучении музейных предметов и их презентации. Произошло «онаучивание» всех профильных подразделений и как основного фактора, и как главного механизма обеспечения эффективности функции главного музея страны. В этих действиях проявилось понимание главного ресурса музея. Ведь ещё в XIX веке, «музеи действительно были местом, где «делалась наука» – работали крупные ученые, заседали научные общества», «экспозиции несли на себе ещё не остывшие следы деятельности ученых, того пытливого, «естествоиспытательского» отношения к действительности». Проявилось также стремление к тому, чтобы современные «экспозиции музея отражали деятельность хранителя и «вырастали» из живой работы с коллекцией и передавали особое отношение ученого к материалу»6. Так или иначе, хорошо забытое старое стало новым и позволило выйти музею на другой уровень деятельности, снять с себя одежду «национально-окраинного типа музея», отойти от бытующего в музейной среде стереотипа «классического» краеведческого музея советской эпохи.

Государственная программа «Культурное наследие» (2004-2006), разработанная в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Основные  направления внутренней и внешней  политики на 2004 год» и в настоящее  время пролонгированная до 2013 года, стала стимулирующим фактором в  возрождении научно-исследовательской  деятельности музеев.

Информация о работе Рекламная деятельность музеев г. Алматы