Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление, рассмотрение и анализ особенностей развития музейного дела в Казахстане в современное время на примере ныне существующих проектов и музеев.
Приоритетными задачами в данной работе являются:
- Изучение истории и развития музейного дела Казахстана в современном периоде,
- Рассмотрение особенности развития музейного дела и рекламной деятельности на примере Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.Кастеева в г.Алматы.
Введение …………………………….……………………………….…..….3
Глава 1. Развитие музейного дела Казахстана в современный период….5
Актуализация научно-исследовательской деятельности музеев..…9
Музейные инновации и общественные инициативы. ………….…12
Глава 2. Рекламная деятельность музеев г. Алматы……………………22
2.1. Направления рекламной деятельности музеев г.Алматы……….…..22
2.2. Акция «Ночь в музее» как PR музеев Алматы ……………………...24
Заключение ……………………………………………………………....27
Список литературы ………………………………………………….…28
В рамках
Государственной программы «
По названной программе работают и другие музеи Казахстана. В целях расширения музейной сети начата работа по созданию историко-культурных музеев-заповедников: «Иссык» в Алматинской, «Берель» в Восточно-Казахстанской и «Сарайшик» в Атырауской областях. В первую очередь, деятельность музеев направлена на изучение археологических памятников своих областей7. Реализация государственной программы активизировала также издательскую деятельность музеев8. Реализованные проекты отличает комплексность и культурно-образовательная направленность, которая отражена в создании ряда документальных фильмов, появление которых стало возможным лишь в результате проведения научно-исследовательской работы9.
Если
ЦГМ РК является своеобразным флагманом
в области научно- исследовательской
работы и внедрения ее новых методов
в форме проектов, то большинство
областных музеев этот вид музейной
деятельности продолжают развивать
«по старинке». При этом наиболее
популярной исследовательской
Программа «Культурное наследие» показала свою актуальность, востребованность и своевременность. Но одновременно свой вклад в развитие музейного дела Казахстана внесли и неправительственные организации, и, прежде всего, «Лаборатория общественного развития» (Центр современной культуры «Дешт-и-Арт»).
С 2001 по 2005 годы в Центральной Азии благодаря деятельности международных организаций происходило оживление в сфере зрелищных мероприятий (музыкальные и театральные фестивали), а также в сфере кино и современного искусства. При этом, традиционные музеи осталась как бы «позабытыми». Однако если бы фонды обратились преимущественно к музейной сфере, то это способствовало бы позитивному поступательному развитию культуры центрально-азиатского региона, т.к. современные музеи - это не только институты социальной памяти, но и пространство для постановки острых проблем современности. В общем можно сказать, что в Казахстане до 2001 г. интерес международных фондов к музеям был на «гребне волны» внимания, потом произошел «откат», и вновь «волна», инициированная проектами Дешт-и-Арт Центра.
Общественная организация Центр современной культуры «Дешт-и-Арт» имеет многолетний опыт работы в сфере продвижения и развития инновационных музейных проектов и прогрессивных видов искусства. В 2004 году экспериментальные художественные музейные проекты Центра, в которых были обозначены ростки будущего в развитии музейных технологий в Казахстане, получили высокую оценку Международного жюри на 3-м Открытом Музейном Форуме (Ясная Поляна, Россия). А в 2005 году карагандинский выставочный проект представлял Казахстан на международном фестивале «Лучшие в сфере наследия» (г. Дубровник, Хорватия).
В 2005 г. «Дешт-и-Арт» Центр приступил к реализации своего первого масштабного институционального музейного проекта «”Красная невеста” Центральной Азии»11. Цель проекта: «Способствовать активизации и модернизации деятельности центрально-азиатских музеев, созданию партнерской сети, в которую будут входить музеи, НПО культуры и художники, интересующиеся проблемой интерпретации исторического наследия».
Для активизации деятельности в сфере культурного наследия центрально-азиатского региона, кураторы Центра предложили обратиться к современным арт-практикам и передовому опыту российских коллег. В рамках проекта «Красная невеста Центральной Азии» прошел творческий семинар-мастерская «Инновационные методы работы современного музея» (г. Караганда, 4 апреля-8 апреля 2005 г.), где лекторами выступали сами организаторы семинара. Работа в режиме семинаров-мастерских является наиболее эффективной, так как позволяет достичь результатов одновременно по нескольким параметрам:
- Образовательный фактор. Повышение
профессионального уровня
- Углубленный мониторинг
- Координация деятельности
- Внедрение инновационных арт-практик в музейную деятельность
- Активизация деятельности
На семинарах высказываются проектные идеи, некоторые из них реализуются, а некоторые остаются в качестве идеи, но и те и другие способствуют развитию творческого мышления, приобретению навыков проектной культуры и, в конечном счете, способствуют повышению профессионализма сотрудников музеев. И реализованные проекты, и нереализованные проекты представляют интерес, т.к. в любом случае они помогают определиться с реальными целями и задачами в развитии музейной проектной деятельности, а также помогают выявить наиболее жизнеспособные и перспективные идеи. «Неважно…, что эти проекты так и не претворились в жизнь. Творческая идея, реализованная на бумаге или картоне, уже живёт, она уже существует, если не в реальности конкретного музея, то в реальности профессии, в реальности творческого поиска новых форм, принципов, ... Проект – это уже реальность»12.
В карагандинском семинаре (2005 г.) приняли участие сотрудники из 16 музеев и неправительственных организаций. Они представляли в основном центральный регион Казахстана. В программе семинара делался упор на знакомство с инновационными для музеев этого региона методами работы.
Участников семинара заинтересовали также проектные методы и формы работы с посетителями, используемые в детских музеях. В итоге в последний день семинара его участники представляли свои проектные идеи, большинство которых были музейно-педагогическими13.
Поскольку каждый небольшой музей сталкивается с проблемой недостаточности раритетных экспонатов, особое внимание было уделено решению данной проблемы с помощью приёмов, применяемых в области современного искусства. Так, в проектной идее Музея памяти жертв политических репрессий «Тени Карлага» (контекст – «рай – место, где нет тени», «Карлаг – ад, и на его месте до сих пор есть тени загубленных людей») как бы и не предполагается наличие экспонатов, т.к. само место – это экспонат, наполненный собственными смыслами. Предполагаемая экспозиция – это движущиеся по стене тени силуэтов-пленников Карлага. Экспонатами могут быть и «звуки лагеря». В заявленном проекте решалось одно из основных требований, предъявляемых к современному музею – его эмоциональная составляющая.
В 2006 году Дешт-и-Арт Центр приступил к реализации следующего, еще более масштабного институционального проекта «MUSEUMстан» («МУЗЕИ Центральной Азии»), направленного на развитие сети музеев и решение профессиональных проблем в 4-х странах: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Проект начался с проведения Казахстанского Республиканского музейного фестиваля «Открытый Город – Открытый Музей» (декабрь, 2006), на котором специалисты разных музеев страны общались с коллегами, знакомились с новациями, которые, несмотря ни на какие трудности, имеют место быть. Одно из наиболее сильных впечатлений было связано с посещением Музея жертв политических репрессий в поселке Долинка, экспозиция которого соответствует международному уровню.
Логика музейной программы Дешт-и-Арт требовала дальнейшего развития, не только в образовательной плоскости, но и практической – необходимо было помочь музеям воплотить лучшие проектные идеи в реальности. Проект «MUSEUMстан» включил в себя также обширную образовательную программу (12 семинаров), конкурс музейных инициатив и центрально-азиатский музейный фестиваль «Открытая Азия - Открытый музей». Как отмечает М.Б. Гнедовский, «… чтобы инновации не затухали, а наоборот, служили стимулом развития музейного дела, нужны механизмы, позволяющие выявлять и поддерживать «точки роста», поощрять нововведения и делать их достоянием профессионального сообщества. Эффективным механизмом развития являются конкурсы. Принимая участие в конкурсах, одни музеи определенно рассчитывают на победу, другие же надеются найти ориентиры, которые окажутся полезны при определении ими собственного пути развития»14. На центрально-азиатском конкурсе весьма достойно выглядели и музеи Казахстана, представившие свои проекты.
Наибольшую активность проявили Темиртауский городской историко-краеведческий музей и Историко-краеведческий музей Щербактинского района Павлодарской области – ими было подано по четыре заявки. Сотрудники Щербактинского музея, осознавая важность социальной роли музея для территории, где он располагается, предлагали в заявках идеи, направленные на решение социальных проблем (например, безработица на селе среди женщин), реализация которых повысила бы значимость музея для местного сообщества.
В отличие
от большинства музеев, предлагавших
на конкурс интерпретацию
В трёх проектах фокусной группой были обозначены дети с ограниченными возможностями: «Музей - социо-культурный центр села» Щербактинского музея, «Арт-терапия: музей и инвалиды» Карагандинского областного историко-краеведческого музея, «Экологическое образование детей с ограниченными возможностями» Карагандинского экологического музея. Два последних проекта были отмечены жюри 2-го Центрально-азиатского фестиваля как «победители», за «профессиональное использование арт-терапевтичесих методик и популяризацию национальных традиций» и «экологическое измерение человеческих отношений». Необходимо отметить то, что и Экологический музей, и Жезказганский историко-археологический музей работают по концепции, определяемой Кеннетом Хадсоном, как «музей в вакууме»15. Эти музеи берут на себя функции, которые, казалось бы, совсем не имеют отношения к музейной работе – работают с детьми-инвалидами над их духовным развитием на их территории, организуют туристические маршруты по региону. Но если социальные работники, сотрудники образования или туристических фирм не «закрывают» эти проблемы, то музей берёт на себя обязательства, которые, в конечном счете, всё равно развивают общество в соответствии с миссиями музеев – развитие экологического сообщества или воспитание любви к родному краю.
Художественные музеи также используют весь свой потенциал для развития творческих возможностей детей, молодёжи, взрослой аудитории. Павлодарский областной художественный музей в течение многих лет реализует проект с молодыми художниками «Активные музейные экспозиции. Проект М*АРТ», представляющий творчество как способ самореализации личности. Карагандинский областной музей изобразительного искусства проводит интерактивную игру с детьми младшего школьного возраста «Я б в художники пошел…». Более сложную задачу ставит перед собой Государственный музей искусств им. А. Кастеева (Алматы) путем создания «Передвижного Медиа-павильона» - внедрение contemporary-art на территорию музея, более привычного к презентации традиционных видов искусства.
Возможность развития не только визуальных творческих способностей, но и литературных подтверждает солидная книга, изданная Литературно-мемориальным домом-музеем Ф.М. Достоевского (Семей) по результатам проекта «Городской конкурс «Волшебное перышко» (сказки, придуманные детьми)»16.
И музей Ф.М. Достоевского, и Экологический музей работают на перспективу, они «растят» и воспитывают своего посетителя. Это очень нетрадиционный подход для музеев, который не позволяет опираться на конкретный предмет и ожидать конкретной реакции на содержание музейной экспозиции, а прогнозировать будущее. Если выразиться аллегорически, то в этих двух музеях не «колдуют» над уже выросшим растением, а удобряют и поливают почву, в которой проклюнулся росток; они понимают, что от их усилий зависит, вырастет ли растение сильным и ярким или не приживётся на ниве музейного просвещения, будучи «посаженным» уже во взрослом состоянии. Они понимают – просвещенный, образованный и творческий человек не пройдет мимо таких трудных тем, как «экология» или «творчество Достоевского», он будет готов к их восприятию. Это подтверждает то, что музей, выполняя гуманитарную миссию, обеспечивает достижение своих музейных целей и задач на более стабильном и прочном уровне, получает не поверхностный, а глубокий результат.
Сознательная
работа над качественным и долговременным
результатом просматривалась в
проекте «Дороги в прошлое», представленном
на фестивале Северо-
Отличительная черта деятельности музеев Казахстана в период независимости – это акцентирование внимания музея на «личности». В проектах, так или иначе, на передний план выступала «персона» - сотрудника музея как его основного персонажа. Это и прочитывалось в формулировках дипломов – «за персонализацию и поэтизацию труда ученого» («Прошлое в настоящем», Центральный государственный музей РК), «за метафорическое прочтение судьбы конкретного человека и создание масштабного музейного события» («Летающий татарин», Восточно-Казахстанский музей изобразительных искусств им. семьи Невзоровых), «за подвижничество и целеустремленность в продвижении инновационных музейных программ» (интерактивная экскурсия «От телеги до локомотива», Музей истории горного и плавильного дела. пос. Жезды), «за стремление преодолеть стереотип восприятия исторической личности» («Партнерские музейные проекты», Дом-музей Д.А. Кунаева).
Почти все музеи Казахстана работают над темой единства народа Казахстана. С середины 1990-х годов ХХ века Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья (Костанайская обл.) начал целенаправленный сбор предметов немецкой этнографии. В музее есть стационарная экспозиция, и на конкурс был представлен проект создания передвижной выставки «Прерванная нить?..». Зрителям было предложено соединить прерванную нить культурной традиции, что, впрочем, и делает музей, выполняя свою ежедневную работу.