Рекламная деятельность музеев г. Алматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление, рассмотрение и анализ особенностей развития музейного дела в Казахстане в современное время на примере ныне существующих проектов и музеев.
Приоритетными задачами в данной работе являются:
- Изучение истории и развития музейного дела Казахстана в современном периоде,
- Рассмотрение особенности развития музейного дела и рекламной деятельности на примере Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.Кастеева в г.Алматы.

Содержание

Введение …………………………….……………………………….…..….3
Глава 1. Развитие музейного дела Казахстана в современный период….5

Актуализация научно-исследовательской деятельности музеев..…9
Музейные инновации и общественные инициативы. ………….…12

Глава 2. Рекламная деятельность музеев г. Алматы……………………22

2.1. Направления рекламной деятельности музеев г.Алматы……….…..22
2.2. Акция «Ночь в музее» как PR музеев Алматы ……………………...24

Заключение ……………………………………………………………....27
Список литературы ………………………………………………….…28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ, Оразбаева ГНБ31.docx

— 71.35 Кб (Скачать)

Своеобразное  решение для характеристики нашего многонационального государства предложил  Темиртауский городской историко-краеведческий музей -  проект «93». «Состав жителей г. Темиртау исторически окончательно сформировался благодаря Металлургическому комбинату, на строительство которого со всех уголков СССР съезжались люди разных национальностей, в результате под единой крышей дома, которым стал г. Темиртау, проживают люди 93 национальностей. Не важно, откуда ты, какой национальности, все сложились здесь как личности, приехали и остались. И в каждом из них есть общий металлический стержень. У каждого в душе свой родной город, вне национальности, и все мы жители одной планеты. Отсюда основные объекты предлагаемой экспозиции: 93 силуэта людей из металла с разными образами (фотографии), дом-планета, и через силуэты - карта города»17. Реальное воплощение идеи приятно поразило и участников фестиваля, и его жюри, а результатом стало то, что именно этот проект попал в лидеры. Инсталляция казалась немного «не музейной», т.к. на ней не были представлены традиционные музейные предметы, но она хорошо «вписывалась» в концепцию музея и «сочеталась» с его постоянной, весьма традиционной, экспозицией.

За время  реализации музейных проектов Центром  современного искусства «Дешт-и-Арт», в результате проведения двух центрально-азиатских и одного республиканского фестивалей Караганда вполне может претендовать на звание «музейной столицы» республики. Укоренение традиций фестивальных встреч является положительным фактором развития казахстанского музейного профессионального сообщества.

Подведем  итоги. На сегодняшний день значительно  расширилась сфера влияния музеев на общество, произошли серьезные  перемены в практике музейного дела. «Исторический путь, пройденный музеями  Казахстана, свидетельствует - музеи, как  новая организационная форма  в сфере культуры в XIX веке, вросли в общественную жизнь XX века, и, несомненно, станут символами человеческого наследия в XXI веке». Действительно, особенности развития музеев в период обретения независимости во многом определяют перспективы развития музейного дела Казахстана в XXI веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ г.АЛМАТЫ

2.1. Направления рекламной деятельности музеев Алматы

В целях реализации программы развития музейного туризма (в соответствии с посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана, «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» была разработана программа «Культурное  наследие» 2004, пролонгированная до 2013 г.) и проведения мероприятий целевой  программы развития туризма в  Казахстане в 2012 году Музейные и выставочные  комплексы страны продолжили работу по координации участия музеев в  городах Казахстана на международных туристических выставках18.

        Музеи г.Алматы, как музеи главной культурной столицы страны и города с самым большим количеством населения, для обеспечения рекламы, развития музейного туризма и создания образа Алматы как города с богатым культурно-историческим наследием, регулярно участвуют в международных туристических выставках и ярмарках.

Люди в музеи  ходят, и снова - в последние несколько  лет - появились очереди на крупные  выставки, как в 80-е годы.

Однако что  делать с этим интересом, как существовать музеям в условиях торжества поп-культуры и коммерческого искусства, казахстанские  музеи пока не знают.

Очень мало людей, которые готовы бороться с этой проблемой, и которые умеют преподнести  это в том виде, который будет  интересен широкой публике, потому что если что-то есть, то это выливается в "искусство для своих": придут десять человек - друзья художника - посмотреть на его скульптуру, которая простоит два дня. Нет людей, которые бы продвигали это в массы.

И досадно, что  сами музейщики ничего не хотят. Они  не берут к себе в сотрудники, условно говоря, маркетологов.

Музейные работники  отвергают упреки в консерватизме, заявляя, что перемены в стиле  их работы есть, и значительные, но не все так просто изменить, как кажется  со стороны.

С 2001 по 2009 годы в Центральной Азии благодаря  деятельности международных организаций  произошло оживление в сфере  зрелищных мероприятий (музыкальные  и театральные фестивали), а также  в сфере кино и современного искусства. При этом, традиционные музеи остались как бы «позабытыми». Однако если бы фонды обратились преимущественно  к музейной сфере, то это способствовало бы позитивному поступательному развитию культуры центрально-азиатского региона, т.к. современные музеи - это не только институты социальной памяти, но и пространство для постановки острых проблем современности. В общем можно сказать, что в Казахстане до 2001 г. интерес международных фондов к музеям был на «гребне волны» внимания, потом произошел «откат», и вновь с 2009 года -  «волна», инициированная проектами Центра современной культуры «Дешт-и-Арт».

Общественная  организация - Центр современной  культуры «Дешт-и-Арт» имеет многолетний опыт работы в сфере продвижения и развития инновационных музейных проектов и прогрессивных видов искусства.

В Алматы в 2010 году в музеях в число обязательных программ ввели так называемые «четверги допоздна», которые вводятся в дни, когда проходят какие-то популярные выставки, как, например выставка работ И.Шишкина, Абылхана Кастеева или выставка самой весомой личности в становлении и развитии Казахстанского искусства – А.И.Маргулана.

В последнее время  музеи очень сильно меняются, все  время находят какие-то новые  формы отношений с публикой, с  обществом и занимаются сейчас такими проблемами, которыми раньше для них немыслимы были - это связи с общественностью, это брендинг19.

В последние 10 лет  в Алматы активно начали открываться частные музеи и галереи, ориентированные, в основном, на современное искусство. Один из самых популярных и часто посещаемых жителями и гостями города – галерея «Тенгри-Умай». Про нее говорит известный казахстанский телеведущий Лола Караева "Вот там как раз и на полу можно сидеть, и галерея открыта допоздна. И туда просто валом валит молодежь. И коллекция интересная. И все время директор галереи Владимир Филатов придумывает какие-то интерактивные штуки. То там голосовать надо за понравившуюся картину, то еще что-то. Вот это музей нового типа. Конечно, за этим будущее. И, конечно, молодой человек или девушка, если у них есть время, пойдут в галерею «Тенгри-Умай», а не в Исторический музей»20.

2.2. Акция «Ночь в музее» как  PR музеев г.Алматы

Акция «Ночь в музее» проходит одновременно в 42 странах Европы. В ней принимают участие порядка 2000 музеев. Первый раз «Ночь в  музее» состоялась в 1999 году во Франции. Тогда акция называлась «Весна музеев». Уже на следующий год к ней присоединились и другие страны. А через 6 лет ее переименовали в «Ночь в музее». Алматы присоединилась к международной акции «Ночь в музее» в 2006 году.

Эта единственная в году ночь, когда практически все музеи города работают бесплатно. К тому же в большинстве из них стараются подготовить к акции специальную программу: авторские экскурсии, выставки, исторические реконструкции, инсталляции и многое другое.

Оговаривая методы продвижения, которые  используют музеи Алматы, хочется начать с анализа «ночи музеев», которая была проведена в городе уже в седьмой раз. В 2012 году она проходила в Центральном государственном музее Республики Казахстан 18 мая с 17:00 до 24:00 под девизом «Музеи в изменяющемся мире. Новые вызовы и источники вдохновения».

С 1978 года музейные работники всего  мира 18 мая отмечают свой профессиональный праздник. Первыми открыли двери  музеев в ночное время музеи Германии (1997 г.). Идею подхватили все музеи  Европы и России. А с 2006 г. и Центральный  государственный музей Республики Казахстан стал проводить для  алматинцев и гостей города акцию «Ночь в музее». За это время мероприятие стало привлекательным и ожидаемым событием в культурном календаре г.Алматы. Ежегодно в этот день музей посещают более 6000 человек.

Цель мероприятия – формирование у посетителей представления о музее не только как научном, культурно-образовательном институте, но и привлекательном и популярном месте вечернего и ночного досуга для всех возрастных категорий населения.

Международный день музеев – это не только профессиональный праздник для тех, кто непосредственно связан с музеем, но и для тех, кому не безразличны идеи сохранения и популяризации культурного наследия Казахстана, кому дорог и близок музей - как особый институт культуры.

В рамках мероприятия «Ночь в  музее 2012» в Центральном государственном  музее РК состоялось открытие трех выставок из фондовых коллекций музея: «Награждается…» (коллекция орденов, медалей, знаков XIX-XX вв.), «Животный  мир Казахстана» и «Оружие  Великой Отечественной войны».

Для всех, кто пришел на это мероприятие, были организованы бесплатные обзорные экскурсии по залам музея, а каждого  трехсотого посетителя ждала экскурсия  в один из эксклюзивных залов ЦГМ  РК – «Археологическое золото Казахстана», «Музей антропологии», «Зал Н.Г. Хлудова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы рассмотрели специфику развития музейного дела Казахстана на современном этапе, ее научно-исследовательскую деятельность, разновидности музейных инноваций и основы рекламной деятельности в музейном деле г.Алматы на примере Государственного Музея Искусств им. А.Кастеева и PR-акции «Ночь в музее-2012».

На сегодняшний день значительно  расширилась сфера влияния музеев на общество, произошли серьезные  перемены в практике музейного дела. «Исторический путь, пройденный музеями Казахстана, свидетельствует о том, что особенности развития музеев в период обретения независимости во многом определяют перспективы развития музейного дела Казахстана в XXI веке.

В перспективах изменений музеев Казахстана и самих представлений о них  выявляются прогнозы относительно возможного исчезновения музея как актуального  культурного института, но такие  предположения, к счастью, ошибочны, поскольку специфика музея –  особенно отличает ее от других институтов культуры.

Как известно, в истории развития средств массовой информации с развитием  новых способов производства и трансляции культуры, судьба старых способов была предрешена: фотография несла гибель живописи, радио сместила газеты и  журналы, кино – театр и т.д. Но в современных условиях восприятия культуры, которая сопровождается снижением способности к эстетическому восприятию, значение музея возрастает как никогда прежде, поскольку его обращенность к подлинному предмету, к его созерцанию призвана противостоять негативным явлениям. И рекламная деятельность является главным регулятором спроса и предложения в музейном деле, без которого развитие музеев и интерес общества к ним давно бы остановилось.

 

Список литературы

 

  1. Информационный бюллетень. Музеон. – М., 1990. – № 4. – С. 19-47.
  2. Плетникова Л., Сафарова Д. Дешт-и-Арт: трансформация сознания и конструирование идентичности // Культурная политика в Центральной Азии в переходный период: Сборник материалов конференции «Культурная политика в Центральной Азии: практика и перспективы» / Сост. Ю. Маркович, А. Сабитов. – Алматы, 2003. – С. 48, 78.
  3. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина. / Авторский коллектив под ред. Н.А. Никишина и В.Н. Сорокина. – Москва – Самара, 1998. – 140 с.
  4. Алимбай Н. Центральный Государственный музей Республики Казахстан: краткий исторический экскурс, структурные преобразования, проблемы. // Труды ЦГМ РК, 2004. – Вып. 1 – С. 14-17.
  5. Гнедовский М., Коник М. Нужны новые подходы // Советский музей. – 1988. – № 5 (103). – С. 21-22.
  6. «Батырлардың тұйғыны, ғалымдардың жұйрігі» (составитель Жанатай Бекенов.
  7. Архив «Дешт-и-Арт» Центра. Проект «”Красная невеста” Центральной Азии». – 2004 г.
  8. Майстровская М. Художник и музей: шаг в третье тысячелетие // Мир музея. – 2002. – № 4. – С. 19.
  9. Гнедовский М.Б. Фабрика «звезд» (о пользе и значении музейных конкусов). // Музей и новые технологии / На пути к Музею 21 века / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. – С. 43-57.
  10. Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. – Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2001. – 196 с.
  11. «Волшебное перышко»: Сборник сказок победителей конкурса за 2001-2007 гг. Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского – Семей, 2008. – 266 с.
  12. Архив «Дешт-и-Арт» Центра. Из проектной заявки Темиртауского музея.
  13. Асанова С. А., Основные этапы истории музейного дела Казахстана. Музееведение и историко-культурное наследие, Кемерово, 2009. Вып. III. - C. 156-166.
  14. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. — М.,1987.
  15. Зотов В.В. Монография «Ценность бренда». М. ООО «Маркет ДС Корпорейшн.» 2005.
  16. Мазный Н.В. Кинетические принципы организации музейных выставок и проблема сохранения музейной специфики. -М., 1997.
  17. Муталипова А.И. «Музееведение», Алматы,«Жалын», 2004.
  18. Музеи художественного профиля. Л.Шалабаева. «Мурагат», №3, 2009.
  19. Музей и школа. Пособие для учителя. -М., 1985.
  20. Музейная эстетика и архитектура музеев. -М., 1972.
  21. Сапарова А.Н. «Рекламная деятельность музеев РК», Астана, 2010
  22. Усманова Э.Р., «Какие музеи нужны моей независимой стране?», Алматы, 2007 г., «Мадениет», №1. – с.29
  23. Файзуллина Г.Ш. Как живёшь, музей? - Музеи Казахстана. – Астана, 2003. – № 2(3). – с. 51–54.

1 Информационный бюллетень. Музеон. – М., 1990. – № 4. – С. 33

2 Плетникова Л., Сафарова Д. Дешт-и-Арт: трансформация сознания и конструирование идентичности // Культурная политика в Центральной Азии в переходный период: Сборник материалов конференции «Культурная политика в Центральной Азии: практика и перспективы» / Сост. Ю. Маркович, А. Сабитов. – Алматы, 2003. – С. 48, 78.

3 Файзуллина Г.Ш. Культурно-образовательная деятельность музеев Казахстана в период независимости (1991-2005 гг.). Автореф. дис. канд. ист. наук. – Алматы – Москва: ЦГМ РК – РИК, 2005 (ноябрь). – 26 с.

4 Л.Плетников «Инновационные методы в экспозиционной работе музеев», Алматы, 2009.

5 Н.А.Никишин, В.Н.Сорокин «Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина»., Москва – Самара, 1998., с.140

6 Алимбай Н. Центральный Государственный музей Республики Казахстан: краткий исторический экскурс, структурные преобразования, проблемы. // Труды ЦГМ РК, 2004. – Вып. 1 – С. 14-17.

 

7 Гнедовский М., Коник М. Нужны новые подходы // Советский музей. – 1988. – № 5 (103). – С. 21-22.

 8 Например, Южно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей организовал научно-археологические раскопки древних городов Сидак и Сауран, к исследованиям были привлечены ученые Алматы, Ташкента и Москвы. Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей в рамках научно-исследовательского проекта «Скифо-сакская культура Казахстанского Алтая: генезис проблемы культурного наследия» участвовал в археологических экспедициях в районе Катон-Карагай, Берель. Сотрудники Акмолинского областного историко-краеведческого музея участвовали в археологических экспедициях в курганах Қошқарбай-1 и поселения Васильковка-1 (эпоха бронзы).

9 В Павлодаре вышел в свет фильм, посвященный 100-летию со дня рождения А.Х. Маргулана «Ғылымға арналған өмір», фильм о старинной части города, видеофильм «Природа Павлодарского Прииртышья». На западе Казахстана были сняты документальный фильм о Сырыме Датове и видеофильм о М.Маметовой; на востоке – документальные фильмы «Нас объединил Кеннигсберг», «Усть-Каменогорск» и «Петроглифы»

              10 «Батырлардың тұйғыны, ғалымдардың жұйрігі», Жанатай Бекенов

11 Архив «Дешт-и-Арт» Центра. Проект «”Красная невеста” Центральной Азии». – 2004 г.

12 Майстровская М. Художник и музей: шаг в третье тысячелетие // Мир музея. – 2002. – № 4. – С. 19.

13 Например, Карагандинский областной музей изобразительных искусств представил проект «Алыптан қалған сыйлықтар» (о героях-геологах, открывших уникальные месторождения); Темиртауский историко-краеведческий музей - интерактивную выставку об освоении космоса «9 ½ минут» (время выхода ракеты на орбиту Земли); Музей археологии и этнографии КарГУ им.Букетова – «О чем молchat археологические находки»;

Информация о работе Рекламная деятельность музеев г. Алматы