Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа
Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.
щины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в ско-
рости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вслед-
ствие притеснения и подарков – согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей,
привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубо-
вый сарафан, а невесткам подарил по платку»1293. Но семейные любовные коллизии не всегда разреша-
лись столь благополучно. В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее
свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет,
на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь на-
стоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти
лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближе-
нии родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в са-
рае1294.
В крестьянском
дворе, когда бок о бок жило
несколько семей, порой
бовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деве-
рем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими
невестками»1295. По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качест-
венным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому пово-
ду, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили
до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал1296.
Следует
отметить, что при определенной
распространенности этого
ревне, крестьяне прекрасно осознавали всю греховность такой связи. Так, в Орловской губернии крово-
смешение оценивалось как большое преступление перед православной верой, за которое не будет про-
щения от Бога на том свете1297. По отзывам крестьян, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии сно-
хачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на схо-
де при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту,
снохач, не твое тут дело»1298.
В церковном уставе существовал запрет на половые связи под праздники, в посты, во время месяч-
ных очищений и т.д. «Сходиться мужу с женой нельзя в великий пост, даже на среду и пятницу. После
смерти детей нельзя сходиться до сорокового дня». После родов сожительствовать с женой можно было
только через 6 недель (после очистительной молитвы). А на деле половую близость супруг возобновлял
через неделю или
две – три. Бабу, конечно, никто
не спрашивал о ее желании
Повсеместно сношение с женщиной во время постов считалось грехом. Если у супругов рождался
ребенок в первой половине декабря, его называли насмешливо «постником», подчеркивая, что зачатие
произошло в Великий пост. Отца такого ребенка священник «усовещал за невоздержанность»1300. От
соития в эти дни в деревне воздерживались из-за суеверного страха, что зачатое тогда дитя станет во-
ром, разбойником, больным1301. По наблюдениям земских врачей, крестьяне в основном соблюдали эти
запреты. Это подтверждается
и данными демографической
ний за 1872 – 1881 гг. о рождаемости в с. Большом Пронского уезда Рязанской губернии, сделал вывод
о том, что минимум зачатий приходится на летние месяцы (рабочее время) и март, т.е. на период Вели-
кого поста1302. Аналогичное суждение высказал врач В.И. Никольский, изучавший динамику рождений
у жителей Тамбовского уезда1303. Исследователь И.И. Молессон, занимавшийся проблемой рождаемо-
сти населения Тамбовской губернии в период с 1898 по 1900 гг., в своей работе писал: «Наименьшее
число рождений приходится на декабрь, а затем на апрель. Декабрьские рождения соответствуют мар-
товским зачатиям, но в марте (Великий пост) совершенно не бывает новых браков, кроме того, истоще-
ние вовремя и тотчас после поста не может, конечно, благоприятствовать обилию зачатий»1304. Думаю,
что есть основания утверждать, что крестьяне в большинстве своем придерживались запретов церков-
ного устава. Если бы это было не так, то в условиях отсутствия средств предохранения (а прерванное
сношение расценивалось церковью как грех) не было бы никакого декабрьского минимума рождений.
Некоторые исследователи считают, что приходские священники искажали отчетность, «закрывая» мет-
рические книги ранее конца года, так как переносили часть рождений конца декабря на январь. С таки-
ми догадками
трудно спорить, высказывающие их и
«уличающие» священников в
го начальства явно мыслят категориями советской эпохи.
По сообщению
корреспондента
женщин, безразлично возрастов и положения, по народным воззрениям считается самым бесчестней-
шим преступлением. Изнасилованная девушкам ничего не теряет, выходя замуж, зато насильник дела-
ется общим посмешищем: его народ сторонится, не каждая девушка решится выйти за него замуж, будь
он даже богат»1305. Правда, в Орловской губернии случаи изнасилования не встречали столь сурового
осуждения, напротив, к ним относились достаточно равнодушно. В случае изнасилования женщины
здесь говорили: «Не околица – затворица», а про девушек – «Сука не схочет, кобель не вскочит». К из-
насилованию несовершеннолетних народ относился строже всего, тот человек, кто совершил такое, по
их понятиям, становился наравне с сатаной1306. При изнасиловании несовершеннолетней – родители су-
дились с виновником преступления, или брали с него мировую – несколько рублей денег»1307. До судов
доходила лишь малая толика дел об изнасиловании женщин. По этой причине уголовная статистика
вряд ли поможет восстановить объективную картину данной проблеме. С этой оговоркой все же обра-
тимся к этому источнику. По данным ведомостей судебно-медицинских исследований, по Тамбовской
губернии растлений и изнасилований в уездах зарегистрировано в 1870 г. – 7, 1884 г. – 26, 1900 – 311308.
Даже такое выборочное сравнение за 30 лет указывает на рост сексуальных преступлений. По моему
мнению, за указанный срок выросло не число изнасилований, а увеличилось количество обращений по-
терпевших. По мере роста самосознания сельской женщины усилилось и стремление защитить свою
честь и женское достоинство. Этот вид преступления перестал носить латентный характер.
Следует
признать, что сам крестьянский
быт создавал условия для
сии. В крестьянской избе все спали вместе и млад и стар, мужчины и женщины. Крестьянские дети мог-
ли не раз являться невольными свидетелями соитий своих родителей. Земский врач А.А. Жуковский пи-
сал: «Днем и ночью, во время работы и отдыха, сна и развлечений они (т.е. женщины) постоянно нахо-
дятся в самых близких
отношениях с мужчинами, подобно им грубыми,
не умеющим обуздать своих
страстей и не привыкшими уважать права женщин. Ни в одном слое общества не бывает такого боль-
шого числа изнасилований незрелыми мальчиками малолетних девочек, как в простом народе»1309.
Об инверсиях
в крестьянской среде писать
труднее всего в силу
ветственно и отсутствия источников. Однако можно определенно утверждать, что половые извращения
для сельского населения были характерны в меньшей мере, чем для просвещенной части общества. По
данным нравственной статистики Тамбовской губернии за 1870 – 90-ее гг. следует, что мужеложство
как преступление регистрировалось крайне редко, один – два случая в год, да и те происходили пре-
имущественно в городах. Безусловно, что эти цифры не отражали истинного положения дел. И. Тарнов-
ский утверждал, что гомосексуализм не является таким уж противоестественным пороком, как считали
многие. Он подчеркивал масштабы распространения лесбиянства в качестве народного обычая среди
лиц, находящихся на нижних ступенях социальной лестницы1310. Крестьянское общество воспринимало
сексуальные отношения, адаптируя их к гетеросексуальной схеме. Лора Энгельштейн в своем исследо-
вании приводит пример крестьянки Марии Шашниной. Она сумела обеспечить полное удовлетворение
сексуальных потребностей ряда жительниц своей деревни на «манер мужчины», как позже они призна-
вали на суде1311.
Растление,
мужеложство и скотоложство
хами. Такие грешники, по понятиям селян, не могут наследовать небесного царствия1312. По сообщению
информатора (1899 г.), крестьяне одного из сел Болховского уезда Орловской губернии говорили, что в
недавнее время одного крестьянина судили за содомию и сослали в Сибирь. В тоже время над мужиком,
замеченным в скотоложстве, только издевались и не давали ему прохода насмешками, но наказания не
было1313. В других местностях к зоофилам относились более строго. Человека, замеченного в противо-
естественном пороке, немедленно изгоняли из деревни и отправляли на богомолье, причем давали ему
от общества удостоверение, в котором было сказано, что такой-то был послан на богомолье за такое-то
преступление. Самый меньший срок богомолья был полтора года, а самый большой – четыре с полови-
ной1314. Информатор Ф. Костин описывает случай, когда местный крестьянин застал Кирилла Передкова
на лесной поляне во время его соития с кобылой. Весть об этом быстро облетела село. Был созван сход,
куда привели крестьянина вместе с «возлюбленной», а затем их «обвенчали». Отец прилюдно проклял
скотоложника, а его самого изгнали из общества, отправив по монастырям замаливать грех. Спустя три
года Кирилл Передков вернулся и был принят обратно в общество, но дурное прозвище осталось за
ним, как в прочем и соответствующее отношение земляков1315.
По мнению А. Михеевой, из Орловского уезда: «В народе распространен порок скотоложества, этот
порок тщательно скрывается, только поговаривают тогда, когда спрашивают у кого-нибудь, где отмо-
лить этот грех и как. Занимаются этим старые солдаты, не имеющие семьи. В народе считают, что у та-
ких людей всегда родятся дети-уроды.
У одного мужика родилась девочка без ручек, у другого – мальчик без зрачков»1316. Исходя из немного-
численных источников по этому вопросу, можно сделать вывод о том, что противоестественные пороки