Пороки в деревне в начале 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа

Описание работы

Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 118.09 Кб (Скачать)

щины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в ско-

рости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вслед-

ствие притеснения и подарков – согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей,

привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось  дело тем, что старухе муж купил  синий кубо-

вый сарафан, а  невесткам подарил по платку»1293. Но семейные любовные коллизии не всегда разреша-

лись столь благополучно. В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее

свекра Дмитрия  К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет,

на расспросы  полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь на-

стоянию свекра, состоит  в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время  около пяти

лет. От него же она  забеременела вторично. Свекор Дмитрий  К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближе-

нии родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в са-

рае1294.

    В крестьянском  дворе, когда бок о бок жило  несколько семей, порой возникали  замысловатые лю-

бовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деве-

рем и невесткой. В некоторых семействах младшие  братья потому и не женились, что  жили со своими

невестками»1295. По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение  с женой брата вызывалось качест-

венным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому пово-

ду, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили

до волостного суда, и кровосмесителей никто  не наказывал1296.

    Следует  отметить, что при определенной  распространенности этого гнусного порока в русской де-

ревне, крестьяне прекрасно осознавали всю греховность такой связи. Так, в Орловской губернии крово-

смешение оценивалось  как большое преступление перед  православной верой, за которое не будет  про-

щения от Бога на том свете1297. По отзывам крестьян, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии сно-

хачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на схо-

де при решении  общественных дел игнорировались, так  как каждый мог им сказать: «Убирайся  к черту,

снохач, не твое тут  дело»1298.

    В церковном  уставе существовал запрет на  половые связи под праздники,  в посты, во время месяч-

ных очищений и т.д. «Сходиться мужу с женой нельзя в великий пост, даже на среду и пятницу. После

смерти детей  нельзя сходиться до сорокового дня». После родов сожительствовать с  женой можно было

только через 6 недель (после очистительной молитвы). А на деле половую близость супруг возобновлял

через неделю или  две – три. Бабу, конечно, никто  не спрашивал о ее желании 
 

    Повсеместно  сношение с женщиной во время  постов считалось грехом. Если  у супругов рождался

ребенок в первой половине декабря, его называли насмешливо «постником», подчеркивая, что зачатие

произошло в Великий  пост. Отца такого ребенка священник  «усовещал за невоздержанность»1300. От

соития в эти  дни в деревне воздерживались из-за суеверного страха, что зачатое  тогда дитя станет во-

ром, разбойником, больным1301. По наблюдениям земских  врачей, крестьяне в основном соблюдали  эти

запреты. Это подтверждается и данными демографической статистики. Д.Н. Жбанков, на основе сведе-

ний за 1872 – 1881 гг. о рождаемости в с. Большом Пронского уезда Рязанской губернии, сделал вывод

о том, что минимум  зачатий приходится на летние месяцы (рабочее время) и март, т.е. на период Вели-

кого поста1302. Аналогичное  суждение высказал врач В.И. Никольский, изучавший динамику рождений

у жителей Тамбовского уезда1303. Исследователь И.И. Молессон, занимавшийся проблемой рождаемо-

сти населения Тамбовской губернии в период с 1898 по 1900 гг., в своей работе писал: «Наименьшее

число рождений приходится на декабрь, а затем на апрель. Декабрьские  рождения соответствуют мар-

товским зачатиям, но в марте (Великий пост) совершенно не бывает новых браков, кроме того, истоще-

ние вовремя и тотчас после поста не может, конечно, благоприятствовать обилию зачатий»1304. Думаю,

что есть основания  утверждать, что крестьяне в большинстве  своем придерживались запретов церков-

ного устава. Если бы это было не так, то в условиях отсутствия средств предохранения (а прерванное

сношение расценивалось  церковью как грех) не было бы никакого декабрьского минимума рождений.

Некоторые исследователи  считают, что приходские священники искажали отчетность, «закрывая» мет-

рические книги ранее конца года, так как переносили часть рождений конца декабря на январь. С таки-

ми догадками  трудно спорить, высказывающие их и  «уличающие» священников в обмане епархиально-

го начальства явно мыслят категориями советской эпохи.

    По сообщению  корреспондента Этнографического  бюро из Тамбовской губернии: «Изнасилование

женщин, безразлично  возрастов и положения, по народным воззрениям считается самым бесчестней-

шим преступлением. Изнасилованная девушкам ничего не теряет, выходя замуж, зато насильник дела-

ется общим посмешищем: его народ сторонится, не каждая девушка решится выйти за него замуж, будь

он даже богат»1305. Правда, в Орловской губернии случаи изнасилования не встречали столь  сурового

осуждения, напротив, к ним относились достаточно равнодушно. В случае изнасилования женщины

здесь говорили: «Не  околица – затворица», а про девушек – «Сука не схочет, кобель не вскочит». К из-

насилованию несовершеннолетних народ относился строже всего, тот человек, кто совершил такое, по

их понятиям, становился наравне с сатаной1306. При изнасиловании  несовершеннолетней – родители су-

дились с виновником преступления, или брали с него мировую – несколько рублей денег»1307. До судов

доходила лишь малая толика дел об изнасиловании  женщин. По этой причине уголовная  статистика

вряд ли поможет  восстановить объективную картину  данной проблеме. С этой оговоркой  все же обра-

тимся к этому источнику. По данным ведомостей судебно-медицинских исследований, по Тамбовской

губернии растлений  и изнасилований в уездах зарегистрировано в 1870 г. – 7, 1884 г. – 26, 1900 – 311308.

Даже такое выборочное сравнение за 30 лет указывает  на рост сексуальных преступлений. По моему

мнению, за указанный  срок выросло не число изнасилований, а увеличилось количество обращений  по-

терпевших. По мере роста самосознания сельской женщины  усилилось и стремление защитить свою

честь и женское  достоинство. Этот вид преступления перестал носить латентный характер.

    Следует  признать, что сам крестьянский  быт создавал условия для проявления  сексуальной агрес-

сии. В крестьянской избе все спали вместе и млад и  стар, мужчины и женщины. Крестьянские дети мог-

ли не раз являться невольными свидетелями соитий своих  родителей. Земский врач А.А. Жуковский  пи-

сал: «Днем и  ночью, во время работы и отдыха, сна и развлечений они (т.е. женщины) постоянно нахо-

дятся в самых близких отношениях с мужчинами, подобно им грубыми, не умеющим обуздать своих 
 

страстей и не привыкшими уважать права женщин. Ни в одном слое общества не бывает такого боль-

шого числа изнасилований незрелыми мальчиками малолетних девочек, как в простом народе»1309.

    Об инверсиях  в крестьянской среде писать  труднее всего в силу скрытости  этого явления, а соот-

ветственно и отсутствия источников. Однако можно определенно утверждать, что половые извращения

для сельского  населения были характерны в меньшей  мере, чем для просвещенной части  общества. По

данным нравственной статистики Тамбовской губернии за 1870 – 90-ее гг. следует, что мужеложство

как преступление регистрировалось крайне редко, один –  два случая в год, да и те происходили  пре-

имущественно в городах. Безусловно, что эти цифры не отражали истинного положения дел. И. Тарнов-

ский утверждал, что гомосексуализм не является таким уж противоестественным пороком, как считали

многие. Он подчеркивал  масштабы распространения лесбиянства  в качестве народного обычая среди

лиц, находящихся  на нижних ступенях социальной лестницы1310. Крестьянское общество воспринимало

сексуальные отношения, адаптируя их к гетеросексуальной  схеме. Лора Энгельштейн в своем исследо-

вании приводит пример крестьянки Марии Шашниной. Она сумела обеспечить полное удовлетворение

сексуальных потребностей ряда жительниц своей деревни  на «манер мужчины», как позже они  призна-

вали на суде1311.

    Растление,  мужеложство и скотоложство крестьяне  считали постыдными и непростительными  гре-

хами. Такие грешники, по понятиям селян, не могут наследовать небесного царствия1312. По сообщению

информатора (1899 г.), крестьяне одного из сел Болховского  уезда Орловской губернии говорили, что в

недавнее время  одного крестьянина судили за содомию  и сослали в Сибирь. В тоже время  над мужиком,

замеченным в скотоложстве, только издевались и не давали ему прохода насмешками, но наказания не

было1313. В других местностях к зоофилам относились более  строго. Человека, замеченного в  противо-

естественном пороке, немедленно изгоняли из деревни и отправляли на богомолье, причем давали ему

от общества удостоверение, в котором было сказано, что такой-то был послан на богомолье за такое-то

преступление. Самый  меньший срок богомолья был полтора  года, а самый большой – четыре с полови-

ной1314. Информатор Ф. Костин описывает случай, когда  местный крестьянин застал Кирилла  Передкова

на лесной поляне во время его соития с кобылой. Весть об этом быстро облетела село. Был созван сход,

куда привели  крестьянина вместе с «возлюбленной», а затем их «обвенчали». Отец прилюдно проклял

скотоложника, а его самого изгнали из общества, отправив по монастырям замаливать грех. Спустя три

года Кирилл Передков вернулся и был принят обратно  в общество, но дурное прозвище осталось за

ним, как в прочем и соответствующее отношение  земляков1315.

    По мнению  А. Михеевой, из Орловского уезда:  «В народе распространен порок  скотоложества, этот

порок тщательно  скрывается, только поговаривают тогда, когда спрашивают у кого-нибудь, где отмо-

лить этот грех и как. Занимаются этим старые солдаты, не имеющие семьи. В народе считают, что у та-

ких                  людей                 всегда                родятся                 дети-уроды.

У одного мужика родилась девочка без ручек, у другого  – мальчик без зрачков»1316. Исходя из немного-

численных источников по этому вопросу, можно сделать  вывод о том, что противоестественные  пороки

Информация о работе Пороки в деревне в начале 19 века