Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа
Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.
замуж»1266.
Под
влиянием модернизации, возросшей
социальной мобильности
риархального уклада деревни на добрачные связи стали смотреть спокойнее. Отец и мать легче согла-
шались с выбором сына, если он говорил, что между ним и избранницей уже был грех. Чаще стало
встречаться вступление
в половую связь после сговора,
когда «вино выпито». После «запоя»
в деревнях
Моршанского уезда Тамбовской губернии жених не только навещал невесту, но и оставался у нее ноче-
вать. По обычаю это не должно было приводить к интимным отношениям, но как говорили, опраши-
ваемые старые женщины: «Нельзя-то, нельзя, да не всегда ведь удержишь мужика». Как отмечали ста-
рожилы, такие случаи все же были редки так как, «Бога боялись и боялись нечестной встать перед ана-
лоем»1267. Страх
Божий в русской деревне
ла многих молодых людей от поспешного и опрометчивого шага. Другим мощным регулятором доб-
рачного поведения выступало, как уже было сказано выше, общественное мнение. Так, «губитель» де-
вичьей красоты (невинности) навсегда лишался права жениться на другой девушке. Неодобрительно
крестьяне относились к ветреным девицам. Девушку, которая часто меняла парней, в селе называли
«заблудшей». Полюбить такую девицу было совестно перед товарищами, а женитьба на такой – это
стыд перед родней и позор перед миром1268.
Добропорядочное
поведение до брака
XIX в. в русской
деревне существовал обычай
После первой брачной ночи с молодой жены снимали рубаху и тщательно ее исследовали. Затем ее со
следами дефлорации вывешивали в избе на видное место, а над крышей поднимали красный флаг1269. К
концу века бытование этой традиции этнографами не отмечалось. В Воронежской губернии еще в 80-е
гг. XIX в. существовал обычай поднимать молодых. Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и
встречала свекровь и родню жениха. Такая демонстрация, восходящая своими корнями к языческим ве-
рованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты1270. Тяжелыми были последствия для
«нечестной» невесты. Ее родню с бранью выгоняли, саму избивали до полусмерти и заставляли трех-
кратно ползать на коленях вокруг церкви1271. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне нака-
зывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки проводили по улице. После такого по-
зора ее уже никто не брал замуж, и она оставалась в девках.
К
процедуре освидетельствования
непорочности прибегали в
вушки ставилась под сомнение в результате распущенных по селу слухов. Обычно такая девушка, на
которую возвели напраслину, обращалась к защите сельского схода. Староста собирал сельский сход, на
котором избирались три женщины добропорядочного поведения. Они божились и проводили осмотр на
предмет наличия девственной плевы. Результаты староста оглашал на сходке, а затем десятский обхо-
дил все дома и объявлял о том, что девушка на публичном осмотре оказалась честной1272.
Негативное
влияние на нравственную
крестьян-отходников
способствовал падению
невич, крестьяне, «которые в своем примитивном состоянии всегда твердо придерживались принципов
крепкого семейного начала и которые по своей натуре никогда не были расположены к разврату, теперь
сильно деморализуются и без стеснения нарушают «седьмую заповедь», когда они прибывали в города
в поисках работ»1273. Попадая в городской вертеп, знакомясь с доступными женщинами, крестьяне бы-
стро усваивали вкус свободной любви. Крестьянка Орловского уезда А. Михеева, сетуя на падение нра-
вов в селе, признавала, что «мужики как поживут на стороне, то по возвращению заводят любовниц. В
разврат пускались часто вдовы и замужние женщины, если муж много старше или в долгой отлуч-
ке»1274.
Деформация нравственных устоев русского села стала особенно заметна в начале ХХ в. В рапортах,
направленных в духовную консисторию тамбовской епархии, благочинных округов, характеризуя со-
стояния деревенской паствы, отмечали: «непристойные песни и пляски», «нравственную распущен-
ность», «разгул и большие вольности», «нарушение уз брачных и девственных»1275. В отчете в Святей-
ший Синод за 1905 г. курский владыка признавал, что в деревне происходит «ослабление семейных уз,
незаконное сожительство, как следствие увеличение числа внебрачных детей»1276.
Профессиональной
проституции в деревне не
следователи. По наблюдению информаторов тенишевской программы проституцией в селе промышляли преимущественно солдатки. Про них в деревне говорили, что они «наволочки затылком стирают»1277.
Длительное отсутствие
мужа-солдата становилось
деревенской молодухи. Один из корреспондентов этнографического бюро писал: «…Выходя замуж в
большинстве случаев лет в 17 – 18, к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей. Крестьяне во-
обще не стесняются
в отправлении своей
пения соловья, восхода и захода солнца разгорается страсть у солдатки, а оттого, что она является не-
вольно свидетельницей супружеских отношений старшей своей невестки и ее мужа»1278. По сообщению
из Воронежской губернии, «на связь солдаток с посторонними мало обращалось внимание и почти не
преследовалось обществом, так что дети, прижитые солдатками незаконно, пользуются такими же пра-
вами, как и законные1279.
Сторонние заработки
ские семьи, также выступали благодатной почвой для адюльтера. По наблюдениям П. Каверина, ин-
форматора из Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, «главной причиной потери девственности и
падения нравов вообще
нужно считать результатом
идут к купцу, так у нас называют всех землевладельцев, на работу. А там полный простор для беспутст-
ва»1280.
По суждениям
извне, принадлежащим
впечатление о доступности русской бабы. Так, этнограф Семенова-Тянь-Шанская считала, что любую
бабу можно было легко купить деньгами или подарком. Одна крестьянка наивно признавалась: «При-
жила себе на горе сына и всего за пустяк, за десяток яблок». Далее автор приводит случай, когда кара-
ульный яблоневого сада, возраста 20 лет, изнасиловал 13 летнюю девочку, и мать этой девочки прими-
рилась с обидчиком за 3 рубля1281. Писатель
А.Н. Энгельгардт утверждал, что «нравы деревенских баб и девок до невероятности просты: деньги, ка-
кой-нибудь платок, при известных обстоятельствах, лишь бы никто не знал, лишь бы все было шито-
крыто, так делают все»1282. Некоторые крестьяне, любители спиртных напитков, почетным гостям под
выпивку предлагали своих жен, солдаток и даже сестер1283. В ряде сел Болховского уезда Орловской
губернии существовал обычай почетным гостям (старшине, волостному писарю, судьям, заезжим куп-
цам) предлагать для плотских утех своих жен или невесток, если сын находился в отлучке. При этом
прагматичные крестьяне не забывали брать плату за оказанные услуги. В том же уезде в селах Мешкове
и Коневке бедные крестьяне без смущения посылали своих жен к приказчику или к какому-либо со-
стоятельному лицу за деньгами на табак или на хлеб, заставляя их расплачиваться своим телом1284.
Половые
сношения между главой
роной жизни патриархальной семьи. «Нигде, кажется, кроме России, – писал В.Д. Набоков, – нет по
крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового яв-
ления, получив соответствующее техническое название – снохачество»1285. Наблюдатели отмечали, что
этот обычай был жив и в конце XIX в., причем одной из причин его сохранения являлся сезонный отток
молодых мужчин на заработки. Хотя эта форма кровосмешения была осуждаема просвещенным обще-
ством, крестьяне ее не считали серьезным правонарушением1286. В ряде мест, где снохачество было рас-
пространенно, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей со-
чувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему»1287.
Причину этого явления следует искать в особенностях крестьянского быта. Одна из причин – это
ранние браки. В середине XIX в. по сведениям А.П. Звонкова, в селах Елатомского уезда Тамбовской
губернии было принято женить 12 – 13 летних мальчиков на невестах
16 – 17 лет. Отцы,
склонные к снохачеству,
чтобы пользоваться их неопытностью1288. Другая причина снохачества уже упомянутые выше отхожие
промыслы крестьян. «Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови»1289. Из Болховского
уезда Орловской губернии информатор сообщал: «Снохачество здесь распространено потому, что му-
жья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжа-
ется по своему усмотрению»1290. Механизм склонения снохи к сожительству был достаточно прост.
Пользуясь отсутствием сына (отход, служба), а иногда и в его присутствии, свекор принуждал сноху к
половой близости. В ход шли все средства: и уговоры, и подарки, и посулы легкой работы. Все по пого-
ворке: «Смалчивай, невестка, – сарафан куплю». Как правило, такая целенаправленная осада давала
свой результат. В ином случае уделом молодой становилась непосильная работа, сопровождаемая при-
дирками, ругательствами, а нередко и побоями1291. Некоторые женщины пытались найти защиту в воло-
стном суде, но, как правило, те устранялись от разбора таких дел. Правда, И.Г. Оршанский в своем ис-
следовании приводит пример, когда по жалобе снохи на уговор свекра к снохачеству, последний реше-
нием волостного суда был лишен «большины»1292. Но это было скорее исключением, чем правилом.
Типичный пример склонения свекром снох к половой близости приведен в корреспонденции жите-
ля села Крестовоздвиженские Рябинки Болховского уезда Орловской губернии В.Т. Перькова. «Богатый
крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с
двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские жен-