Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа
Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.
ПЬЯНСТВО ДЕРЕВНИ
Употребление
алкоголя следует также
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние
крестьянского населения. Все попытки
реконструкции деревенской
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту. Народное воззрение на пьян-
ство кратко можно было сформулировать следующим образом. В деревне осуждали пагубное пристра-
стие к винопитию, разорявшее хозяйство, подозрительно относили к лицам, ведущим трезвый образ
жизни и благосклонно взирали на пьяный разгул своих односельчан в праздничные дни. Вот как описы-
вал этот народный порок в конце XIX в. житель села Подзовалово Болховского уезда Орловской губер-
нии
«К пьянству отношение снисходительное. Осуждаются только те, кто за водку закладывает домашний
скот или одежду. В престольный праздник, Успение, пьянство начинается сразу же после обедни и про-
должается 2 – 3 дня. Крестьяне небольшими группами ходят друг к другу и везде выпивают водку. Час-
то в нее для крепости подмешивают нюхательный табак. Многие пьют до тех пор, пока не свалятся»1163.
Праздник в народном восприятии был неразрывно связан с выпивкой. Его ждали, к нему готови-
лись. Сельский праздник всегда был желанен, так как давал возможность прервать однообразную чере-
ду сельских будней. Наследие прошлых братин деревенский праздник был не только отдыхом от тягот
ежедневного труда, но и формой консолидации сельского мира. По свидетельству жителя деревни «по-
бывать на празднике считают долгом. Приготовиться к празднику, как бы это не было трудно, а надо.
Бедный должен купить четверть ведра водки простой и бутылку красной, средний полведра водки и
четверть красной, зажиточный – ведро водки и четверть ведра красной. Богатый – 2–3 ведра простой и
полведра «красной». Это в храмовый праздник и Пасху»1164. Выпивка в праздник – непреложный закон
сельского быта, фактически не оставлявший альтернатив. Это был еще один стереотип деревенской
жизни, следование которому добивалось силой общественного мнения села.
Начало
1860-х гг., по свидетельству
пьянства. Оценивая отмену крепостного права, историки в основном акцентировали внимание на благо-
приятных факторах этого события для развития крестьянства. Действительно, после отмены крепостно-
го состояния и общего смягчения политического режима, у сельских обывателей стало больше свободы.
И эта свобода употреблялась не только во благо. Утрата социального контроля со стороны помещика
вела к росту девиантного поведения вчерашних крепостных крестьян. В деревне увеличилось употреб-
ление спиртного. Резко пошла вверх кривая деревенской преступности, прежде всего за счет имущест-
венных преступлений и преступлений против личности. В 1862 г. временообязанными крестьянами
Тамбовской губернии было совершенно 358 преступлений или 2 раза больше, чем в предыдущем го-
ду1165. Стоит согласиться с утверждением историка Б.Н. Миронова о том, что реформы ускорили модернизацию общества, а столкновение разных ценност-
ных ориентацией, традиции и модернизма всегда ведет к росту преступности1166.
С
отменой откупной системы
стране возросло. Для власти средства, полученные от реализации спиртного, выступали надежным ис-
точником пополнения доходной части бюджета. С ведением винной монополии в стране (1894 г.) «пья-
ные деньги» приносили до трети поступлений в государственный бюджет страны. По свидетельству со-
временников, питейные заведения в городах работали с раннего утра до позднего вечера, а в выходной
открывались
В 1880 – 90-е гг. алкогольная волна буквально захлестнула русскую деревню. По наблюдениям сенатора
С. Мордвинова, обследовавшего Воронежскую губернию в 1880 г., на ее территории один кабак в сред-
нем приходился на 189 дворов1167. В селе Терновка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (1889
г.) на тысячу жителей приходилось четыре винные лавки. В течение года, по признанию виноторговцев,
жителям села продавалось до тысячи ведер водки. С утра до позднего вечера велась торговля спиртным
в трех кабаках села Круглое Козловского уезда той же губернии (1880 г.). Когда здравомыслящие кре-
стьяне данного села вынесли на сход вопрос о закрытии лавок, то он не нашел поддержки. Содержатели
питейных заведений не поскупились на щедрое угощение, и дело было улажено в их пользу1168.
По
мере увеличения объемов
злачных мест. К началу ХХ в. увеличилось душевое потребление алкоголя, а следовательно, и величина
денежных средств, расходуемых населением на приобретение спиртных напитков. В Курской губернии
при населении около 2 млн. человек в 1900 г. было выпито вина на 10 млн. р. По данным профессора
И.Х. Озерова, в 1913 г. на алкоголь в среднем на душу по стране тратилось 6,83 р., что составляло 10,8
% душевого дохода1169.
Наряду
с экономическим фактором
нальный подтекст, который, во многом, может объяснить мотивы и направленность грядущих еврей-
ских погромов. Вся питейная торговля, особенно в южнорусских губерниях, находилась в руках евреев.
По наблюдению Е.В. Постникова, евреи торговали водкой открыто, распивочно и на вынос, часто не
имея патента. «У нас що не жид, то и шинок», – говорили крестьяне. В донесении волостного правления
села Михайловки
Мелитопольского уезда
торговли евреи получают на имя крестьян, которые за самое ничтожное вознаграждение соглашаются
запродать свое имя»1170. Корчемники щедро платили чинам общей полиции, должностным лицам воло-
стного и сельского правления, чтобы те не мешали им тайно торговать водкой. Такое положение вполне
устраивало местную администрацию, и штрафы, налагаемые за незаконную торговлю спиртным, легко
уплачивались из тех же средств. Дарованные монархом свободы были восприняты «малым» народом в
присущем ему духе, как свобода эксплуатации человеческих пороков. Вот еще одно свидетельство,
только
1917 г., но все
о той же приверженности
праздника еврейские дома, подлаживаются к общему настроению, запасаются к этому времени крепки-
ми напитками и продают их бойко, не боясь препятствия со стороны полиции, относящейся снисходи-
тельно к продаже водки евреями»1171.
Тайной
торговлей спиртным в селе
занимались вдовы с целью
и сельские кулаки, для которых шинкарство выступало дополнительным источником дохода. В отчете о
состоянии орловской епархии за 1907 г. читаем: «Торгуют вином в селах и вдовы, и местные кулаки. В
селах и деревнях нет таких тайных продавцов, которые были неизвестны крестьянам. Местные кулаки,
одержимые старостью наживы, устрашают духовенство и односельчан, излюбленным средством борь-
бы – поджогом, поэтому многие крестьяне и священники избегают вступать в какие-либо пререкания с
ними»1172.
В литературе много сказано о мздоимстве и продажности государственных чиновников царской ад-
министрации. Но не в меньшей мере была коррумпирована и местная, в том числе и сельская власть. До
введения винной монополии некоторые деревни за дачу разрешения на устройство у себя кабака взима-
ли деньги, и эти суммы играли немалую роль в деревенском бюджете. В докладе Борисоглебской уездной земской управы (Тамбовская губерния) говорилось: «В уезде установился обычай давать приговор
на открытие питейных заведений за плату в пользу общества, деньги, негласным путем полученные
пропивались мироедами»1173. Огромная прибыль, получаемая вследствие торговли спиртным, давала
возможность не жалеть средств для подкупа сельской администрации.
Последовательными борцами с пагубной народной привычкой выступали земства. В материалах
Тамбовского губернского земского собрания за 1875 г. признавалось: «Неумеренное пьянство между
крестьянами расстраивает их благосостояния, нанося немалый вред народному здравию, препятствуя
сверх этого исправному поступлению податей и других окладных, казенных, земских сборов»1174. Орга-
ны местного самоуправления пытались бороться с сельским пьянством, создавая культурные формы де-
ревенского досуга. Своим постановление от 30 сентября 1877 г. Борисоглебская уездная земская управа
предложила волостным
старшинам содействовать
дий освободить их от взимания земских налогов1175. Источники свидетельствуют, что данная кампания
существенных последствий не имела.
Благотворную роль в борьбе с народным пороком сыграли и земские начальники. Вот что говори-
лось в отчете воронежского губернатора за 1891 г.: «Как замечено по всей губернии, земскими началь-
никами с успехом достигнуто устранение угощение водкой на сельских и волостных сходах. Громадное
значение и польза новой власти в этом направлении очевидна»1176. Орловский губернатор в своем отче-
те
1894 г., подводя своеобразный
итог пятилетний деятельности
этого института, писал: «
каются с реформой 12 июля 1889 г. и относятся к земским начальникам с уважением и доверием, назы-
вая их работу добросовестной и полезной. Благодаря деятельности земских начальников, нравственный
уровень сельского населения, а равно и внешнее его благоустройство, заметно улучшается, что видно
хотя бы из того, что взамен питейных заведений и иных лавок, все чаще и чаще в селениях Орловской
губернии открываются школы, библиотеки и читальни»1177.
Одним
из показателей состояния
ским населением. В деревне алкоголь употребляли значительно меньше, чем в городах. Душевое по-
требление хлебного вина (водки) в начале ХХ в. составляло в деревне – 1,2 ведра, а в городе на каждого