Пороки в деревне в начале 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа

Описание работы

Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 118.09 Кб (Скачать)

ПЬЯНСТВО ДЕРЕВНИ 

    Употребление  алкоголя следует также рассматривать  как традицию сельского быта. Это проблема

многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-

венное состояние  крестьянского населения. Все попытки  реконструкции деревенской повседневности

были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту. Народное воззрение на пьян-

ство кратко можно было сформулировать следующим образом. В деревне осуждали пагубное пристра-

стие к винопитию, разорявшее хозяйство, подозрительно относили к лицам, ведущим трезвый образ

жизни и благосклонно взирали на пьяный разгул своих односельчан  в праздничные дни. Вот как  описы-

вал этот народный порок в конце XIX в. житель села Подзовалово Болховского уезда Орловской губер-

нии                                          Н.                                         Григорьев:

«К пьянству отношение  снисходительное. Осуждаются только те, кто за водку закладывает домашний

скот или одежду. В престольный праздник, Успение, пьянство начинается сразу же после  обедни и про-

должается 2 – 3 дня. Крестьяне небольшими группами ходят друг к другу и везде выпивают водку. Час-

то в нее для  крепости подмешивают нюхательный  табак. Многие пьют до тех пор, пока не свалятся»1163.

    Праздник  в народном восприятии был  неразрывно связан с выпивкой. Его ждали, к нему готови-

лись. Сельский праздник всегда был желанен, так как давал возможность прервать однообразную чере-

ду сельских будней. Наследие прошлых братин деревенский праздник был не только отдыхом от тягот

ежедневного труда, но и формой консолидации сельского  мира. По свидетельству жителя деревни  «по-

бывать на празднике  считают долгом. Приготовиться к  празднику, как бы это не было трудно, а надо.

Бедный должен купить четверть ведра водки простой  и бутылку красной, средний полведра водки и

четверть красной, зажиточный – ведро водки и четверть ведра красной. Богатый – 2–3 ведра простой и

полведра «красной». Это в храмовый праздник и Пасху»1164. Выпивка в праздник – непреложный  закон

сельского быта, фактически не оставлявший альтернатив. Это был еще один стереотип деревенской

жизни, следование которому добивалось силой общественного мнения села.

    Начало 1860-х гг., по свидетельству современников,  было отмечено резким всплеском  сельского

пьянства. Оценивая отмену крепостного права, историки в основном акцентировали внимание на благо-

приятных факторах этого события для развития крестьянства. Действительно, после отмены крепостно-

го состояния и общего смягчения политического режима, у сельских обывателей стало больше свободы.

И эта свобода  употреблялась не только во благо. Утрата социального контроля со стороны  помещика

вела к росту  девиантного поведения вчерашних крепостных крестьян. В деревне увеличилось употреб-

ление спиртного. Резко пошла вверх кривая деревенской преступности, прежде всего за счет имущест-

венных преступлений и преступлений против личности. В 1862 г. временообязанными крестьянами

Тамбовской губернии было совершенно 358 преступлений или 2 раза больше, чем в предыдущем го-

ду1165.          Стоит           согласиться          с          утверждением             историка Б.Н. Миронова о том, что реформы ускорили модернизацию общества, а столкновение разных ценност-

ных ориентацией, традиции и модернизма всегда ведет к росту преступности1166.

     С  отменой откупной системы подешевела  водка. В пореформенный период  потребление алкоголя в

стране возросло. Для власти средства, полученные от реализации спиртного, выступали надежным ис-

точником пополнения доходной части бюджета. С ведением винной монополии в стране (1894 г.) «пья-

ные деньги» приносили до трети поступлений в государственный бюджет страны. По свидетельству со-

временников, питейные заведения в городах работали с раннего утра до позднего вечера, а в выходной

открывались                         по                      окончанию                          обедни.

В 1880 – 90-е гг. алкогольная  волна буквально захлестнула  русскую деревню. По наблюдениям  сенатора

С. Мордвинова, обследовавшего Воронежскую губернию в 1880 г., на ее территории один кабак в сред-

нем приходился на 189 дворов1167. В селе Терновка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (1889

г.) на тысячу жителей  приходилось четыре винные лавки. В  течение года, по признанию виноторговцев,

жителям села продавалось  до тысячи ведер водки. С утра до позднего вечера велась торговля спиртным

в трех кабаках  села Круглое Козловского уезда той же губернии (1880 г.). Когда здравомыслящие кре-

стьяне данного села вынесли на сход вопрос о закрытии лавок, то он не нашел поддержки. Содержатели

питейных заведений  не поскупились на щедрое угощение, и дело было улажено в их пользу1168.

     По  мере увеличения объемов производства  в стране алкогольной продукции  росла и численность

злачных мест. К  началу ХХ в. увеличилось душевое  потребление алкоголя, а следовательно, и величина

денежных средств, расходуемых населением на приобретение спиртных напитков. В Курской губернии

при населении  около 2 млн. человек в 1900 г. было выпито вина на 10 млн. р. По данным профессора

И.Х. Озерова, в 1913 г. на алкоголь в среднем на душу по стране тратилось 6,83 р., что составляло 10,8

% душевого дохода1169.

     Наряду  с экономическим фактором рассматриваемой  проблемы, следует указать и на его нацио-

нальный подтекст, который, во многом, может объяснить мотивы и направленность грядущих еврей-

ских погромов. Вся питейная торговля, особенно в южнорусских губерниях, находилась в руках евреев.

По наблюдению Е.В. Постникова, евреи торговали  водкой открыто, распивочно и на вынос, часто не

имея патента. «У нас що не жид, то и шинок», – говорили крестьяне. В донесении волостного правления

села Михайловки Мелитопольского уезда утверждалось, что «патенты и другие документы  на право

торговли евреи  получают на имя крестьян, которые  за самое ничтожное вознаграждение соглашаются

запродать свое имя»1170. Корчемники щедро платили чинам  общей полиции, должностным лицам  воло-

стного и сельского правления, чтобы те не мешали им тайно торговать водкой. Такое положение вполне

устраивало местную  администрацию, и штрафы, налагаемые за незаконную торговлю спиртным, легко

уплачивались из тех же средств. Дарованные монархом свободы были восприняты «малым»  народом в

присущем ему  духе, как свобода эксплуатации человеческих пороков. Вот еще одно свидетельство,

только                                           теперь                                           уже

1917 г., но все  о той же приверженности евреев  к извлечению легко наживы. «Накануне  престольного

праздника еврейские  дома, подлаживаются к общему настроению, запасаются к этому времени крепки-

ми напитками  и продают их бойко, не боясь препятствия  со стороны полиции, относящейся  снисходи-

тельно к продаже водки евреями»1171.

     Тайной  торговлей спиртным в селе  занимались вдовы с целью получения  средств к существованию

и сельские кулаки, для которых шинкарство выступало  дополнительным источником дохода. В  отчете о

состоянии орловской епархии за 1907 г. читаем: «Торгуют вином в селах и вдовы, и местные кулаки. В

селах и деревнях нет таких тайных продавцов, которые были неизвестны крестьянам. Местные кулаки,

одержимые старостью  наживы, устрашают духовенство и  односельчан, излюбленным средством  борь-

бы – поджогом, поэтому многие крестьяне и священники избегают вступать в какие-либо пререкания с

ними»1172.

     В  литературе много сказано о  мздоимстве и продажности государственных чиновников царской ад-

министрации. Но не в меньшей мере была коррумпирована и местная, в том числе и сельская власть. До

введения винной монополии некоторые деревни  за дачу разрешения на устройство у  себя кабака взима-

ли деньги, и  эти суммы играли немалую роль в деревенском бюджете. В докладе Борисоглебской уездной земской управы (Тамбовская губерния) говорилось: «В уезде установился обычай давать приговор

на открытие питейных заведений за плату в пользу общества, деньги, негласным путем полученные

пропивались мироедами»1173. Огромная прибыль, получаемая вследствие торговли спиртным, давала

возможность не жалеть средств для подкупа сельской администрации.

    Последовательными  борцами с пагубной народной  привычкой выступали земства.  В материалах

Тамбовского губернского  земского собрания за 1875 г. признавалось: «Неумеренное пьянство между

крестьянами расстраивает их благосостояния, нанося немалый  вред народному здравию, препятствуя

сверх этого исправному поступлению податей и других окладных, казенных, земских сборов»1174. Орга-

ны местного самоуправления пытались бороться с сельским пьянством, создавая культурные формы де-

ревенского досуга. Своим постановление от 30 сентября 1877 г. Борисоглебская уездная земская управа

предложила волостным  старшинам содействовать открытию в селах чайных лавок, а в качестве субси-

дий освободить их от взимания земских налогов1175. Источники свидетельствуют, что данная кампания

существенных последствий  не имела.

    Благотворную  роль в борьбе с народным  пороком сыграли и земские  начальники. Вот что говори-

лось в отчете воронежского губернатора за 1891 г.: «Как замечено по всей губернии, земскими началь-

никами с успехом достигнуто устранение угощение водкой на сельских и волостных сходах. Громадное

значение и польза новой власти в этом направлении  очевидна»1176. Орловский губернатор в своем отче-

те                                                                                                  за

1894 г., подводя своеобразный  итог пятилетний деятельности  этого института, писал: «Крестьяне  свы-

каются с реформой 12 июля 1889 г. и относятся к земским  начальникам с уважением и  доверием, назы-

вая их работу добросовестной и полезной. Благодаря деятельности земских начальников, нравственный

уровень сельского  населения, а равно и внешнее  его благоустройство, заметно улучшается, что видно

хотя бы из того, что взамен питейных заведений и  иных лавок, все чаще и чаще в селениях Орловской

губернии открываются  школы, библиотеки и читальни»1177.

    Одним  из показателей состояния проблемы  являются данные о потребления  спиртного крестьян-

ским населением. В деревне алкоголь употребляли значительно меньше, чем в городах. Душевое по-

требление хлебного вина (водки) в начале ХХ в. составляло в деревне – 1,2 ведра, а в городе на каждого

Информация о работе Пороки в деревне в начале 19 века