Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа
Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.
ста.
Употребление алкоголя в русской деревне было неравномерным в течение года, что завесило от
агарного календаря, времени постов и т.п. В связи с этим интересно наблюдение земского врача В.И.
Никольского, который в частности писал: «Мужик так же редко видит водку, как и мясо, и так же на-
брасывается на нее со всей жадностью. Обыкновенный мужик пьет водку, может быть десять дней в го-
ду, но зато уже пьет вволю, до пьяна, пропивает такие деньги, на которые он мог бы быть сыт продол-
жительное время»1215. В этом следует видеть проявление психологии русского мужика. Как надрывался
пахарь в поле до разрыва жил, так он и пил вино, на полную катушку, до беспамятства.
Рассматриваемая
проблема имела и ярко
обретение спиртного в бюджете крестьянских хозяйств находился в прямой зависимости от их хозяйст-
венного положения. В Лихвинском уезде Калужской губернии (1898 г.) в беспосевных хозяйствах за-
трачивалось на водку – 5 р., в хозяйствах с посевом до 3 дес. – 6 р., с посевом от 3 дес. – 10 р. Исследованиями начала ХХ в деревне была выявлена четкая дифференциация – зажиточные и бедняки пили
много, хотя и по разным причинам, а середняки – крайне умеренно, считая водку помехой для хозяйст-
вования. Пьянство зажиточного крестьянина служило в деревне предметом зависти: «Вот он и пьет, а
все у него есть». Бытовому пьянству были подвержены, прежде всего, социальные низы деревни – бед-
няцкие и маломощные хозяйства. Земские статистики вывели закономерность, которая заключалась в
том, что чем меньше земли у крестьян, тем выше в данной местности потребление алкоголя. В исследо-
вании В. Черневского «К вопросу о пьянстве во Владимирской губернии и способах борьбы с ним»
(Владимир, 1911 г.) один
из корреспондентов писал: «
что и делать, тоска берет, пойдешь, выпьешь полбутылочки, хоть забудешься немного»1216. В большей
мере пристрастию к «зеленому змею» были подвержены зажиточные и бедные жители села. Но одни
пили, потому что могли себе это позволить, то другие от жизненной неустроенности.
Пагубное
пристрастие к спиртному
социальной мобильности сельского населения. Процесс модернизации, сопровождающийся ломкой
патриархальных устоев, наряду с позитивным началом, вносил в жизнь села далеко не лучшие черты
городского быта. В условии потери социальных ориентиров, маргинализации российского общества,
алкоголизм выступал вполне закономерным следствием произошедших изменений. Столыпинская аг-
рарная реформа дала новый толчок к пьянству. Наверное, не случайно ее инициатор исключил из сози-
дательного потенциала реформы «пьяных и убогих». Современным исследователям, которые так вос-
торженно оценивают ее результаты, не следовало бы забывать, что среди этих 25 % «укрепленцев» бы-
ли и те, которые пропили свои наделы немедленно по выходу из общины.
Сухой
закон в России был введен
в 1914 г., после начала Первой
мировой войны. Искоренить
ребление спиртного не удалось, в тоже время развилась нелегальная торговля вино-водочными изде-
лиями. В годы войны получило распространение различного рода суррогатов – денатурата, политура,
лака, одеколона, активизировалась контрабанда спиртным1217. Но запретительные меры сделали свое
дело. Многие исследователи отмечали, годы войны стали для русской деревни времен трезвости. Даже
проводы в армию «годных» проходили в деревне без традиционных пьяных загулов. С введением сухо-
го закона многие питейные традиции (угощение при найме, как средство отсрочки долгов и т.п.) стали
заменяться денежным расчетом. Деревня неожиданно обнаружила спрос на трактора, селекционное
зерно и скот. Увеличились вклады сберкассы: с августа 1914 по апрель 1925 гг. деревенские вклады вы-
росли на 261, 7 млн. р., тогда как за тот же период прошлого года только на 6,5 млн. р. Постепенно ме-
нялся образ жизни: по данным анкет расходы на свадьбу перестали быть разорительными, сократив-
шись в 10 – 15 раз только за счет спиртного1218. Повсеместно отмечалось снижение хулиганства, улуч-
шение семейных отношений, пробуждения тяги к знаниям, интереса к общественным делам1219. Про-
изошедшие перемены были отмечены сельским духовенством. «Закрытие казенных лавок привело к от-
резвлению народа, а вместе с тем выдвинула вопрос заполнения досуга. Вместе с пьянством в порази-
тельной степени сократилось и хулиганство» – сообщали из курской епархии в 1915 г.1220
Революционная
эпоха принесла в деревню
срднедушевое употребление алкоголя по сравнению с 1903 г. выросло в стране на 12,72 %, сократив-
шись к 1908 на 3,3 %. Нередко погромы барских усадьб во время аграрных беспорядков сопровожда-
лись повальным пьянством. Например, в донесении министру юстиции от 9 марта 1905 г. о разгроме
орловскими крестьянами экономии Великого князя Сергея Александровича сообщалось следующее:
«Разгромили винный склад, спирт расхищали ведрами, корытами, бочонками, кувшинами, пили ею на
месте и пили без меры, вследствие чего четверо крестьян умерло тут же около склада»1221. И такие при-
меры можно было бы приводить и далее. Борьба за освобождение от эксплуататорского гнета частью
общества была воспринята как свобода от нравственных норм и время разгула низменных страстей. Со-
бытия 1917 г. способствовали
моральной деградации общества и
алкоголизации населения
это уже тема специального исследования.
Традиции общинного уклада, консерватизм крестьянской жизни, интересы собственного хозяйства
– все это факторы, которые удерживали крестьянство от повального пьянства. Пагубному пристрастию
в селе были подвержены в основном лица, утратившие связь с аграрным трудом. Социальные катаклиз-
мы начала века,
возросшая мобильность
стал закономерным следствием утраты привычных жизненных ценностей, увеличения доли маргиналь-
ных слоев. Ослабление религиозных чувств в крестьянской среде также сыграло свою пагубную роль.
Это в первую очередь касалось сельской молодежи. Она в большей мере оказалась подвержена ложным
представлениям, воспринимало вино и последующее хулиганство как свидетельство собственного
удальства, как
демонстративный вызов
В определенной мере показателем нравственной атмосферы русского села могут служить действия,
нарушающие принципы христианской морали. Согласно церковному уставу за вытравливание плода
зельем или с помощью бабки-повитухи накладывалась епитимья сроком от 5 до 15 лет. В дореволюци-
онной России аборты были юридически запрещены. По уложению о наказаниях 1845 г. плодоизгнание
было равносильно детоубийству и каралось каторжными работами сроком от 4 до 10 лет. Говорить о
числе абортов в дореволюционный период чрезвычайно сложно, статистика их фактически не велась. За
период с 1897 по 1906 гг. в России в истреблении плода было обвинено
184 женщины, из них осуждено 761222. В период с 1910 по 1916 гг. число осужденных за плодоизгнание
в год составляло от 20 до 51 женщины. Безусловно, эти цифры не отражали истинного масштабов дан-
ного явления. В действительности случаев искусственного прерывания беременности было значительно
больше. Статистика может сказать о многом, но, наверно, важнее понять мотивы, толкавшие женщину
на поступок, который трудно признать обыденным. При всей своей неординарности это явление тоже
деревенской жизни, ее скрытой стороны.
Тяжела
была в селе участь
некоторых из них к уходу из жизни. Другие находили выход в том, что тщательно скрывали результат
греха искусственным подтягиванием живота. Накануне ожидаемых родов такая девица находила повод
уехать из деревни и, если это удавалось, разрешалась родами вдали от дома и там же побрасывала ре-
бенка живым или мертвым1223. Иные, обнаружив «интересное положение», пытались вызвать выкидыш.
По сообщениям корреспондентов тенишевского бюро, чтобы «выжить» ребенка в деревне перетягивали
живот полотенцем, веревками, поперечниками, клали тяжести, били по нему и т.п.1224 Помимо приемов
механического воздействия, для вытравливания плода в деревне употребляли (часто с риском для жиз-
ни) различные химикаты. «Изгнание плода практиковалось часто, – признавал в корреспонденции В.Т.
Перьков, информатор из Болховского уезда Орловской губернии, – к нему прибегали девицы и солдат-
ки, обращаясь для этого к старухам-ворожейкам. Пили спорынь, настой на фосфорных спичках, порох,
селитру, керосин, сулему, киноварь, мышьяк»1225. Традиция использовать услуги деревенских «эскула-
пов» для прерывания беременности сохранялась в 20-е гг. ХХ в. В книге о нравах сельской молодежи,
изданной в 1926 г., автор писал: «За последние два года аборты в деревне стали обычным явлением.
Этим делом занимаются
женщины без всякого
этой части. Аборт производится самым примитивным способом: путем прокалывания матки или упот-
ребления хины»1226.
В крестьянских представлениях аборт, по степени греховности, приравнивался к убийству («загу-
били ведь душу») и влек за собой самое страшное наказание («в бездну за это пойдешь»). Девушка, со-
вершившая убийство младенца во чреве, подвергалась большему осуждению, чем родившая без брака.
«Убить своего ребенка – последнее дело.
И как Господь держит на земле таких людей, уж доподлинно Бог терпелив!» – говорили крестьяне1227.
Правда, в отдельных местностях, например, в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии отношение к
прерыванию беременности было не таким строгим. «Как сами матери, так и весь народ относится к
аборту легкомысленно,
не считая это большим грехом», –
писал Каверин в своей
февраля 1900 г.1228
Октябрьская
революция и установление
села. Постановление
наркомата юстиции и
вание беременности. Даже в условиях легализации абортов и борьбы с религиозными предрассудками
факты плодоизгнания продолжали оставаться в селе явлением редким.