Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа
Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.
взрослого мужчину в год приходилось около
4 ведер сорокоградусной. В Воронежской губернии (1902 г.) душевое потребление алкоголя в городах
исчислялось объемом в 1,16 ведра (8,92 р.), в уездах – 0,41 ведра (3,10 р.)1178 Можно утверждать, что
сельское население вело преимущественно трезвый образ жизни. Доля лиц среди крестьян, имевших
пагубное пристрастие к вину, была незначительной. Митрополит Вениамин (Федченков) в своих воспо-
минаниях о детстве в тамбовской губернии утверждал, что пьяницы в селе были явлением редким1179.
Большой знаток сельского быта, Н.М. Астырев в работе «В волостных писарях» (1898 г.) писал: «Пья-
ниц в крестьянском миру очень мало, один два на сотню, наоборот, 8 – 10 на сотню найдется совсем не
пьющих»1180. В результате обследования 20 селений
(20 тыс. душ) Пензенской губернии, проведенного Д.Н. Вороновым в 1912 г., алкоголиков было обна-
ружено менее 40 человек1181. Такое положение вещей подтверждается данными тамбовской земской
статистики. Количество умерших от пьянства, в уездах губернии, в период с
1883 по 1905 гг. колебалось от 222 до 141 человека в год1182. Так что миф о поголовном пьянстве рус-
ской деревне и вечно нетрезвом «Иване» не соответствует исторической действительности.
Крестьяне
в своих суждениях справедливо
оценивали пагубность
ских пословицах четко отразилась зависимость поведения человека от меры употребленного спиртного.
«Выпьешь много вина, так убавиться ума», «Вино человека сперва веселит, потом безумным тво-
рит»1183. Правовед М.И. Зарудный в исследовании о крестьянских судах приводит пример приговора волостного суда. «Пьянство суть дьявольское наваждение, чрез него-то все худое происходит, все са-
мые гнусные пороки. Человек, расслабленный пьянством, не имеет той душевной силы, которая вела бы
его путем чести, закона и правды. От водки у человека тупеет память, он теряет рассудок и силы до то-
го, что он не имеет ни сил, ни разума располагать своим семейством и хозяйством. Пьяница не может
исполнять перед обществом и церковью лежащие на нем христианских и гражданских повинностей»1184.
В крестьянском сознании неумеренное потребление вина являлось грехом, пристрастием порочным, по-
ведением пагубным для человеческой души.
Жители
села твердо знали, что
вом образе жизни. В Воронежской губернии общество села Никольского в числе 329 человек 28 мая
1882 г. приговорили в целях уменьшения пьянства и сопутствующим ему пороков (воровства, ссор,
драк и т.п.) питейные и трактирные заведения закрыть с 1 июня 1882 г. по 1 января 1883 г.1185 Пьяницы
приносили много горя своим семейным. В пьяном виде они дебоширили и считали своим долгом коло-
тить жен. По сведениям В. Птицына, изучавшего деятельность волостных судов Саратовской губернии
в
XIX в., они часто
без жалоб и заявлений
другим». Так, крестьянина З. за пьянство и неплатеж податей и крестьянина О. за пьянство и буйные
поступки приговорили к наказанию розгами.1186 Сельское общество не оставалось безучастным в тех
случаях, когда глава семейства пропивал семейное имущество, что грозило потерей тяглоспособности
крестьянского двора. По сведениям крестьян: «Пьяница, пропивающий имущество, жестоко осуждает-
ся. За мотовство и пьянство, когда на это жалуются начальству – предают волостному суду»1187. Отзы-
ваясь о бесхозяйственном мужике, односельчане говорили, что «был прежде хорошим хозяином, стал
пить и разорился». Не редко этой пагубной страсти были подвержены целые селения. В Ястребинской
волости Орловской губернии при наделе 2,3 дес. на душу, один кабак приходился на 552 работника и
число разоренных хозяйств составляло 6,3 %. Рядом в соседней Становлянской волости при одинаковом
качестве земли и большем наделе в 2,5 дес. на душу, на одно питейное заведение в среднем приходи-
лось на 123 местных жителя и хозяйства, пришедшие в упадок, составляли 23,2 %1188. Это данные отно-
сятся к началу 1880-х гг. Но спустя четверть века, таких печальных свидетельств не стало меньше. В
отчете о состоянии Орловской епархии за 1907 г. находим: «За последние два года села и деревни стали
неузнаваемы: сами крестьяне мне указывали такие села, которые год назад были нормальными, работя-
щими, религиозными и в течение нескольких месяцев развратились в конец, разорились на вино и пред-
ставляют собой сборища полоумных, ленивых и жестоких людей»1189.
Уникальным
явлением отечественной
нуждению сверху, а напротив, вопреки, сопротивлению власти, тысячи сельских обществ по добро-
вольному почину отказывались от употребления спиртного. Мужики, как в то время говорили, давали
зарок не пить. Свою поддержку народной инициативы выказала Русская Православная Церковь. В ма-
териалах Тамбовской духовной консистории сохранились десятки конспектов проповедей приходских
священников, в большинстве которых сельские батюшки неустанно бичевали грех винопития. На стра-
ницах епархиального журнала регулярно появлялись статьи, содержание которых должно было помочь
сельским священникам в их проповеднической деятельности, направленной на искоренение этого поро-
ка. Священнослужители оказывали активную помощь в создании добровольных обществ трезвости. К
1914 г. в приходах Курской губернии действовало 112 обществ трезвости (из них городских только 15).
Наибольшую активность проявляли общества памяти святителя Иосафа в с. Кошары Белгородского
уезда, имени Николая Чудотворца в с. Оскольце Старооскольского уезда и др.1190 Свою плодотворную
роль в антиалкогольной пропаганде среди крестьянства сыграло и национал-патриотическое движение.
Черносотенные организации создали в стране тысячи чайных, выступили инициаторами проведения в
селах чтений, лекций, бесед, посвященных вреду пьянства. Крестьяне и сами понимали, что трезвость –
непременное условие их просвещения. В брошюре «Что говорят крестьяне о нуждах деревни» (1906 г.),
автор приводит высказывание крестьянина о благотворных последствиях трезвого образа жизни. «С помощью Бога, к нам, уже отрезвленным, мало-помалу будет прививаться и всякое книжное просвеще-
ние, которое теперь, при винном одурении отлетает от нас, как горох от стены»1191.
Все дореволюционные исследователи данной проблемы сходились во мнении о том, что сельское
пьянство носило обрядовый характер. Корреспондент «Тамбовских губернских ведомостей» в 1884 г.
писал: «В храмовые праздники в селах идет поголовное, чрезмерное, продолжительное пьянство, со-
провождаемое неприличными играми, плясками и всякого рода бесчинствами». В той же газете за 1900
г. утверждалось, что
«с раннего утра до поздней ночи
в дни наших престольных
видишь на селе толпы пьяных компаний в истерзанном виде, в бесшабашном разгуле»1192. Доброволь-
ные информаторы Этнографического бюро сообщали, что в большие религиозные праздники выпивка в
селе – обычное дело. Традиционно «пьяными» днями в селе считались Рождество, Пасха, масленица,
престольный праздник. В народе говорили: «Кто празднику рад – тот до свету пьян» или «Без блинов не
масленица, а без вина не праздник»1193. «Престольные праздники празднуют так: крестьяне варят пиво
(брагу) и покупают
водку. Из соседних селений
приходят знакомые и
мьи обоего пола. К близкой родне ходит и молодежь. Молодые люди напиваться до пьяна стесняются.
Тот, кто не принимает участие в праздниках, то считается скаредным»1194. Такое описание было дано
С. Кондрашовым, жителем Хохловской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии, в корреспон-
денции от 12 мая 1899 г. Традиционное восприятие крестьянами праздника хорошо выразил публицист
А. Кычигин. Он писал, что «понятие «праздник» в умах народа соединяется с гулянкой, пьянством и
разгулом. Праздники в селе сопровождаются пьянством, усиленным сквернословием, часто буйством,
дракой»1195.
Даже
в условиях богоборческой
должали отмечать выпивкой сельские престольные праздники. Приверженность населения этой народ-
ной традиции хорошо выразил селькор из с. Волчкова Гагаринской волости Моршанского уезда Там-
бовской губернии. В корреспонденции
(1926 г.) он в частности
писал: «По обычаю отцов и
дедов, в наших сельских
праздники, как, например, Покров, Михайлов день, Микола, Рождество, Масленица и другие крупные
праздники проводятся гуляния, т.е. крестьяне по всей округе друг к другу ходят в гости. Угощение при-
езжих гостей спиртным и другими съестными припасам в течение двух – трех дней такого праздника
составляет расхода рублей 20. Говорят, что меньше никак нельзя, так как это происходит по обычаю
отцов и дедов. А если не принять гостей или принять и плохо угостить, то говорят, осудят со стороны, и
так из года в год, из праздника в праздник»1196.
Без спиртного не обходилось ни одно семейное событие будь-то свадьба, крестины, похороны. Ради
экономии свадьбы крестьяне стремились приурочить к храмовому или двунадесятому празднику1197.
Все предсвадебные обряды: сватовство, смотрины, запой и т.д. сопровождались обильной выпивкой. Об
отце, просватавшего дочь, в деревне говорили, что он пропил – девку. В предсвадебный пир – «запой»,
невестину родню угощали до хмеля. Величайшей честью для хозяев было то, что гости уходили пьянее
пьяного. Сама сельская свадьба редко обходилась без пяти ведер вина и превращалась трехдневную
пьянку1198. Священник А. Кудрявцев из Курской губернии в ответе на анкету Этнографического бюро в
1899 г. сообщал: «Свадьба обходится в 60 р. Самый бедный крестьянин покупает на свадьбу 4 – 5 ведер
водки. Обильная попойка при браке поддерживается отчасти крестьянским самолюбием, старанием не
ударить лицом в грязь, показать себя особенно перед новой родней, перед людьми другого прихода,
другой местности: «смотри, дескать, как мы гуляем»1199. Стремление крестьянина гульнуть на «широ-
кую ногу», отметить праздник «не хуже, чем у других» являлось доминантой в повседневном поведении
крестьянина.
Пили в селе на проводах в армию. Молодые люди, уходившие в солдаты, несколько дней подряд
собирались друг у друга по очереди, пили водку и развлекались. Иногда, такие гулянки заканчивались
драками и увечьями. Крестьяне к выходкам «годных» относились снисходительно, считая, что ново-