Пороки в деревне в начале 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа

Описание работы

Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 118.09 Кб (Скачать)

бранцы имеют право хорошо погулять в последние дни перед службой1200. Вот как описано гуляние  

История Индии

Автор: Алаев Леонид, Сафронова Александра

Издательство: Дрофа (Букинистика)

Жанр: История. Обществознание, История Азии и Африки, История. Археология. Этнология, ...

595 руб.

 

Интенсификация  экономики

Автор: Празднов Геннадий, Литвяков Павел

Издательство: Экономика (Букинистика)

Жанр: История. Обществознание, История экономических учений, Общая теория экономики, ...

128 руб.

 

История России с древнейших времен до 1861 года (с  картами)

Автор: Андреев Игорь, Федоров В.А., Павленко Николай

Издательство: ЮРАЙТ-ИЗДАТ

Серия: Основы наук (ЮРАЙТ-ИЗДАТ)

Жанр: История. Обществознание, История Древней Руси. Средневековье

362 руб.

 

Германия  в XX веке

Автор: Патрушев А.

Издательство: Дрофа

Жанр: История. Обществознание

290 руб.

 

История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах

Автор: Данилов Александр Анатольевич

Издательство: Проспект

Жанр: История. Обществознание, История. Археология. Этнология

86 руб.

 
 
 
 
 

рекрутов в Карачаевском уезде Орловской губернии информатором Морозовым. «Пьют сначала на свои

деньги, бывая сегодня  у одного, завтрак у другого, заходят  гостевать к родным и близким, знакомым,

которые тоже угощают. На последних днях дают общественные деньги по 3 р. на брата, почему пьянст-

во и веселье  «гожих» в последние дни доходит  до своего максимума. В городе во все  время пребывания

пьют и ходят  с гармошкой в руках по улице. «Хожалый (т.е. городовой) не зымай, а не то в морду, царю

идем служить!»1201. Традиция проводов в армию сохранилась  и в послереволюционный период. Приво-

димый далее пример показывает, что проводы в Красную Армию в советской деревне практически ни-

чем не отличались от гуляния «годных». Из сообщения  в «Крестьянскую газету» за 1925 г.: «В селе Чу-

ланово Борисовской волости Грайворонского уезда Курской губернии председатель сельсовета сказал

призывникам, чтобы  они справили вечер в честь  ухода их в армию, и для этого  он предложил им сло-

житься рублей на 20 и купить самогонку, тем самым  хорошо погулять ночку. Ребята все согласились,

купили самогон и пошли до одного кулака, где пили и сидели до часу ночи»1202.

    Возвращение  крестьян с отхода также являлось  традиционным поводом для сельского  пьянства.

Корреспондент «Тамбовских  губернских ведомостей» в 1883 г. сообщал, что в селе Лесное Конобеево,

Шацкого уезда «по возвращению из отхода и разделение барышей начинается пьянство. Крестьянин со-

бирает своих родных и близких знакомых, покупает ведро водки и угощает, поят даже детей. Напившись,

хозяин идет со всеми в трактир пить чай и  пиво. Таким образом, пьют до тех  пор, пока не пропьют весь за-

работок, доходящий до 100 р. на каждого1203.

    Наиболее  распространенным поводом для  выпивки в селе являлся магарыч.  В Толковом словаре В.

Даля он определяется как – «угощение, срыв при сделках  или продажах, род взятки»1204. Сельский учи-

тель Н. Бунаков, в своих наблюдениях отмечал: «Мужик любит выпивать на даровщинку. Он охотно

напивается при  сдаче общественной рыбной ловли  – на счет съемщика, при заключении условий на ка-

кую-нибудь работу, целым обществом – на счет нанимателя, при найме общественного пастуха – за

счет общества и т.п.» По своей натуре русский  мужик был скуп, но это не касалось «шальных» денег.

Крестьянин охотно пропивал всякий неожиданный доход, не вошедший в хозяйственный расчет. Это

могла быть пятерка, полученная от землевладельца после  молотьбы хлеба или червонец, вырученный за

несколько копен  сена, оставшегося при дележе укоса  на общественном лугу. Особенностью крестьян-

ской психологии можно объяснить и тот факт, что мужики охотно подряжались работать за выпивку.

Крестьянин понимал, что заработанные деньги он пропить  не решится, пожалеет, а употребить магарыч

– это иное дело. Это и толкало мужика продавать  свой труд за бесценок. Так, за обмолот 100 копен, на-

ниматель ставил вина рублей на 9 – 10, тогда как за деньги эта же работа ему бы обошлась не меньше,

чем в 25 – 30 р.1205

    Большинство  исследователей русской деревни,  не без основания, обращали  внимание на такое яв-

ление как пьянство сельского схода. Коллективная пьянка на сходе в русской деревне была обыденным

явлением. Благочинный 7-го Тамбовского округа сообщал  в духовную консисторию (1908 г.) о том, что

мирские сходы  и всякие заседания по общественным делам начинаются и заканчиваются  попойкой1206.

Решение мирских  проблем всегда создавало множество  повод для массового пьянства. На сельских схо-

дах пили в случаях: избрания на должность, найма пастуха, раздела полей и лугов, сдачи в содержание

мостов и кабаков, сдачи в аренду мирских земель, наложения штрафов, учета недоимок1207. В понятии

крестьян сложилось  представление, что быть на сходе  и не пить водки – нельзя. Не пить водки кому-

либо, участвующим  в сходке, значит, отделится от общества, не разделять его взглядов1208. Справедли-

вую оценку таким «пьяным» решениям сходов дал писатель – демократ Н.М. Астырев. Он в частности

писал: «Желание выпить миром приводит к тому, что сход делает невероятные вещи: отдает за бесценок

мирскую землю, пропивает  в виде штрафов чужой стан колес, закабаляется за гроши, прощает крупную

растрату мошеннику-старосте»1209.

    Вино           являлось       непременным          атрибутом          сельского         правосудия.

В условиях отсутствия оплаты труда членов волостного суда, каждая сторона считала своим  долгом по-

благодарить тех, кто тратил время для разрешения спора. В материалах комиссии Любощинского таких

свидетельств множество. «Выйдут из суда, зайдут в питейный, вино ставит виноватый, а иногда обе стороны, обыкновенно – четвертую (1/2 ведра); распивают вино правый и виноватый вместе, чтобы

друг на друга  зла не держать, подносят свидетелям, потому что они за них хлопоты  приняли, а если

случается кто-либо из судей, или старшина, или писарь, то и их угощают». Все эти, порой  изрядные

возлияния, имели место после судебного разбирательства. Крестьяне заявляли, что «на вине не мирят»,

«вина на суде не пьют», а «угощают судей водкой после  суда»1210. Вино часто играла роль отступного в

деревенских спорах и конфликтах. Правый или потерпевший назначал виноватому то количество вина,

за которое он соглашался помириться. «Ставь вино, а то хуже будет, суду пожалуюсь». Обычно сходи-

лись на 1/4 или 1/2 ведра1211. Женихи соседних деревень выставляли водку местным парубкам за то,

чтобы они не препятствовали им гулять с их девушками. В повседневных взаимоотношениях использо-

вали спиртное в тех ситуациях, когда денежный расчет в силу сложившихся традиций был не возможен.

И в этих случаях  водка служила формой благодарности  за работу или услугу, играла роль «отступного»,

являлась средством  примирения в сельских ссорах.

    Среди  причин сельского пьянства следует  выделить, наряду с другими, и  психологический фактор.

Еще земская статистика заметила, что пик потребления  алкоголя в русской деревне приходился на

окончание сельскохозяйственных работ, на это период приходилось  и наибольшее количество сельских

свадеб. По всей видимости, выпивка для крестьян являлась единственно  доступным удовольствием, да-

вавшим возможность на время забыть обычную тяготу и неприглядность жизни. «Ведь как мы работа-

ем! – Ну, тоже и  праздновать хочется. А как нам  праздновать? В городе у вас киатры (т.е. театры) раз-

ные, музыка, катанья да гулянья, – а у нас какое веселье? Выпьешь бутылочку, зашумело в голове – вот

и весело, вот и  все наше мужицкое веселье!!!»1212

    Регулярно водку в селе пили единицы, как правило, сапожники, кузнецы, отходники, т.е. лица не

связанные с аграрным трудом. Для большинства крестьян употребление алкоголя определялось не

склонностью к  выпивке, а общественными обычаями. В деревне не пили в будние дни, особенно в

страдную пору. Крестьяне практически не пили в  постные дни (среду и пятницу), так как это в деревне

считалось большим  грехом. Посты, особенно Великий и  Успенский, соблюдались строго и  мужики в

эти дни водки  не употребляли1213. В подтверждение  сказанному можно привести данные земской  стати-

стики по Воронежской губернии за 1901 г.1214 В таблице приводится потребление спирта населением

губернии по месяцам 1901 г. (объем выражен в ведрах): 

  Январь Февраль            Март        Апрель         Май         Июнь

118 100       82 000       52 800 101 400 103 800 77 000

  Июль         Август        Сен-  Октябрь Ноябрь Декабря

                            тябрь

  73 200       98 500      141 900 183 300 132 800 96 200 

     Из  приведенной таблицы видно, что  потребление алкоголя сокращается  в июне – июле, что объяс-

нимо проведением сельскохозяйственных работ, увеличивается в августе – ноябре, и стремительно па-

дает в декабре (Рождественский пост), имеет минимальное  значение в марте, т.е. в период Великого по-

Информация о работе Пороки в деревне в начале 19 века