Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:24, контрольная работа
Употребление алкоголя следует также рассматривать как традицию сельского быта. Это проблема
многоплановая, так как в ней нашли свое отражения социальное, хозяйственное, культурное и нравст-
венное состояние крестьянского населения. Все попытки реконструкции деревенской повседневности
были бы тщетны без выяснения место и роли водки в крестьянском быту.
бранцы имеют право
хорошо погулять в последние дни перед
службой1200. Вот как описано гуляние
История Индии
Автор: Алаев Леонид, Сафронова Александра
Издательство: Дрофа (Букинистика)
Жанр: История. Обществознание, История Азии и Африки, История. Археология. Этнология, ...
595 руб.
Интенсификация экономики
Автор: Празднов Геннадий, Литвяков Павел
Издательство: Экономика (Букинистика)
Жанр: История. Обществознание, История экономических учений, Общая теория экономики, ...
128 руб.
История России с древнейших времен до 1861 года (с картами)
Автор: Андреев Игорь, Федоров В.А., Павленко Николай
Издательство: ЮРАЙТ-ИЗДАТ
Серия: Основы наук (ЮРАЙТ-ИЗДАТ)
Жанр: История. Обществознание, История Древней Руси. Средневековье
362 руб.
Германия в XX веке
Автор: Патрушев А.
Издательство: Дрофа
Жанр: История. Обществознание
290 руб.
История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах
Автор: Данилов Александр Анатольевич
Издательство: Проспект
Жанр: История. Обществознание, История. Археология. Этнология
86 руб.
рекрутов в Карачаевском уезде Орловской губернии информатором Морозовым. «Пьют сначала на свои
деньги, бывая сегодня у одного, завтрак у другого, заходят гостевать к родным и близким, знакомым,
которые тоже угощают. На последних днях дают общественные деньги по 3 р. на брата, почему пьянст-
во и веселье
«гожих» в последние дни
пьют и ходят с гармошкой в руках по улице. «Хожалый (т.е. городовой) не зымай, а не то в морду, царю
идем служить!»1201. Традиция проводов в армию сохранилась и в послереволюционный период. Приво-
димый далее пример показывает, что проводы в Красную Армию в советской деревне практически ни-
чем не отличались от гуляния «годных». Из сообщения в «Крестьянскую газету» за 1925 г.: «В селе Чу-
ланово Борисовской волости Грайворонского уезда Курской губернии председатель сельсовета сказал
призывникам, чтобы они справили вечер в честь ухода их в армию, и для этого он предложил им сло-
житься рублей на 20 и купить самогонку, тем самым хорошо погулять ночку. Ребята все согласились,
купили самогон и пошли до одного кулака, где пили и сидели до часу ночи»1202.
Возвращение
крестьян с отхода также
Корреспондент «Тамбовских губернских ведомостей» в 1883 г. сообщал, что в селе Лесное Конобеево,
Шацкого уезда «по возвращению из отхода и разделение барышей начинается пьянство. Крестьянин со-
бирает своих родных и близких знакомых, покупает ведро водки и угощает, поят даже детей. Напившись,
хозяин идет со всеми в трактир пить чай и пиво. Таким образом, пьют до тех пор, пока не пропьют весь за-
работок, доходящий до 100 р. на каждого1203.
Наиболее
распространенным поводом для
выпивки в селе являлся
Даля он определяется как – «угощение, срыв при сделках или продажах, род взятки»1204. Сельский учи-
тель Н. Бунаков, в своих наблюдениях отмечал: «Мужик любит выпивать на даровщинку. Он охотно
напивается при сдаче общественной рыбной ловли – на счет съемщика, при заключении условий на ка-
кую-нибудь работу, целым обществом – на счет нанимателя, при найме общественного пастуха – за
счет общества и т.п.» По своей натуре русский мужик был скуп, но это не касалось «шальных» денег.
Крестьянин охотно пропивал всякий неожиданный доход, не вошедший в хозяйственный расчет. Это
могла быть пятерка, полученная от землевладельца после молотьбы хлеба или червонец, вырученный за
несколько копен сена, оставшегося при дележе укоса на общественном лугу. Особенностью крестьян-
ской психологии можно объяснить и тот факт, что мужики охотно подряжались работать за выпивку.
Крестьянин понимал, что заработанные деньги он пропить не решится, пожалеет, а употребить магарыч
– это иное дело. Это и толкало мужика продавать свой труд за бесценок. Так, за обмолот 100 копен, на-
ниматель ставил вина рублей на 9 – 10, тогда как за деньги эта же работа ему бы обошлась не меньше,
чем в 25 – 30 р.1205
Большинство
исследователей русской
ление как пьянство сельского схода. Коллективная пьянка на сходе в русской деревне была обыденным
явлением. Благочинный 7-го Тамбовского округа сообщал в духовную консисторию (1908 г.) о том, что
мирские сходы и всякие заседания по общественным делам начинаются и заканчиваются попойкой1206.
Решение мирских проблем всегда создавало множество повод для массового пьянства. На сельских схо-
дах пили в случаях: избрания на должность, найма пастуха, раздела полей и лугов, сдачи в содержание
мостов и кабаков, сдачи в аренду мирских земель, наложения штрафов, учета недоимок1207. В понятии
крестьян сложилось представление, что быть на сходе и не пить водки – нельзя. Не пить водки кому-
либо, участвующим в сходке, значит, отделится от общества, не разделять его взглядов1208. Справедли-
вую оценку таким «пьяным» решениям сходов дал писатель – демократ Н.М. Астырев. Он в частности
писал: «Желание выпить миром приводит к тому, что сход делает невероятные вещи: отдает за бесценок
мирскую землю, пропивает в виде штрафов чужой стан колес, закабаляется за гроши, прощает крупную
растрату мошеннику-старосте»
Вино являлось непременным атрибутом сельского правосудия.
В условиях отсутствия оплаты труда членов волостного суда, каждая сторона считала своим долгом по-
благодарить тех, кто тратил время для разрешения спора. В материалах комиссии Любощинского таких
свидетельств множество. «Выйдут из суда, зайдут в питейный, вино ставит виноватый, а иногда обе стороны, обыкновенно – четвертую (1/2 ведра); распивают вино правый и виноватый вместе, чтобы
друг на друга зла не держать, подносят свидетелям, потому что они за них хлопоты приняли, а если
случается кто-либо из судей, или старшина, или писарь, то и их угощают». Все эти, порой изрядные
возлияния, имели место после судебного разбирательства. Крестьяне заявляли, что «на вине не мирят»,
«вина на суде не пьют», а «угощают судей водкой после суда»1210. Вино часто играла роль отступного в
деревенских спорах и конфликтах. Правый или потерпевший назначал виноватому то количество вина,
за которое он соглашался помириться. «Ставь вино, а то хуже будет, суду пожалуюсь». Обычно сходи-
лись на 1/4 или 1/2 ведра1211. Женихи соседних деревень выставляли водку местным парубкам за то,
чтобы они не препятствовали им гулять с их девушками. В повседневных взаимоотношениях использо-
вали спиртное в тех ситуациях, когда денежный расчет в силу сложившихся традиций был не возможен.
И в этих случаях водка служила формой благодарности за работу или услугу, играла роль «отступного»,
являлась средством примирения в сельских ссорах.
Среди
причин сельского пьянства
Еще земская статистика заметила, что пик потребления алкоголя в русской деревне приходился на
окончание сельскохозяйственных работ, на это период приходилось и наибольшее количество сельских
свадеб. По всей видимости, выпивка для крестьян являлась единственно доступным удовольствием, да-
вавшим возможность на время забыть обычную тяготу и неприглядность жизни. «Ведь как мы работа-
ем! – Ну, тоже и праздновать хочется. А как нам праздновать? В городе у вас киатры (т.е. театры) раз-
ные, музыка, катанья да гулянья, – а у нас какое веселье? Выпьешь бутылочку, зашумело в голове – вот
и весело, вот и все наше мужицкое веселье!!!»1212
Регулярно водку в селе пили единицы, как правило, сапожники, кузнецы, отходники, т.е. лица не
связанные с аграрным трудом. Для большинства крестьян употребление алкоголя определялось не
склонностью к выпивке, а общественными обычаями. В деревне не пили в будние дни, особенно в
страдную пору. Крестьяне практически не пили в постные дни (среду и пятницу), так как это в деревне
считалось большим грехом. Посты, особенно Великий и Успенский, соблюдались строго и мужики в
эти дни водки не употребляли1213. В подтверждение сказанному можно привести данные земской стати-
стики по Воронежской губернии за 1901 г.1214 В таблице приводится потребление спирта населением
губернии по месяцам
1901 г. (объем выражен в ведрах):
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
118 100 82 000 52 800 101 400 103 800 77 000
Июль Август Сен- Октябрь Ноябрь Декабря
тябрь
73 200
98 500 141 900 183 300 132 800 96 200
Из
приведенной таблицы видно,
нимо проведением сельскохозяйственных работ, увеличивается в августе – ноябре, и стремительно па-
дает в декабре (Рождественский пост), имеет минимальное значение в марте, т.е. в период Великого по-