Мораль как вид культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы являлось изучение морали как вида культуры. Цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть историческое развитие представлений о культуре;
- изучить сущность и золотое правило морали;
- проанализировать отношение норм морали и норм права;
- охарактеризовать важнейшие категории морали.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
4
1.1
Зарождение представлений о культуре в античности……………….
4
1.2
Своеобразие понятия культуры в Средние века……………………..
5
1.3
Культура в новое время………………………………………………..
6
2.
МОРАЛЬ КАК ВИД КУЛЬТУРЫ…………………………………….
8
2.1
Понятие и золотое правило морали……………………………….......
8
2.2
Отношения норм морали и норм права………………………………
12
3.
ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ…………………………….
16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Работа содержит 1 файл

мораль как вид культуры.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Одновременно со становлением новых  моральных принципов появились  и способы имитировать желательные  для общества или только одного сословия формы отношений. С развитием  морали возникает этикет (от фр. etiquette «ярлык, этикетка») - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Как правило, это сложная система детально проработанных правил учтивости с четкой классификацией обхождения с представлениями разных классов и сословий, должностными лицами в зависимости от их ранга и положения, а так же в различных кругах (дипломатический этикет, придворный этикет). В тоже время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Он часто является узаконенной формой лицемерия в отношениях между людьми. Наиболее отвратительным как раз является противоречия между хорошими манерами и недоброжелательностью человека по отношению к другим людям в обществе.

Одновременно с этим человечество выработало и некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с древности « золотое правило » морали: не делай другому человеку того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы существуют. С развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов, так и в манере поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная оболочка морали.

Мораль не существует в обществе сама по себе - она взаимосвязана  с другими культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связанна с искусством и религией, столь же древними видами культуры.

Чтобы глубже показать взаимосвязь  морали с культурой человечества необходимо рассмотреть золотое правило морали.

В середине первого тысячелетия  до н.э. родилось так называемое золотое  правило нравственности. Оно знаменовало  важный поворот в духовном развитии человека. Смысл этого правила  состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Чего не любишь в другом человеке, не делай этого сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой [5, c.45].

Весьма любопытно, что  золотое правило (такое название оно получило в XVIII в.) родилось одновременно и независимо в различных культурах. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом. В конечном итоге из золотого правила и вытекает понятие отношений норм морали и норм права [5, c.46].

 

2.2 Отношения норм морали и норм права.

 

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими  людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им следует поступать, в каком направлении направлять свои усилия. При отсутствии такого представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образом, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. В возникновении последних большую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях [3, c.92].

Так нормы нравственности возникают в самой практике массового  взаимного общения людей. Моральные  нормы воспитываются ежедневно  силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение ( как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения ).Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые  претерпевает общество при совместной деятельности людей. В результате некоторые  нормы перестают соответствовать  удовлетворению потребностей членов общества, становятся неудобными или бесполезными. Более того, устаревшие нормы служат тормозом дальнейшего развития человеческих отношений, синонимом рутины и косности. Если в обществе или в какой-либо группе появляются подобные нормы, люди стремятся их изменить, чтобы привести в соответствие с изменившимися условиями жизни. Преобразование культурных норм происходит по-разному. Если некоторые из них (напр. нормы этикета, повседневного поведения) могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые направляют наиболее значимыми для общества сферами человеческой деятельности (напр., государственные законы, религиозные традиции и т.д.), изменить крайне сложно и принятие их в измененном виде членами общества может протекать крайне болезненно [3, c.93].

Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор «работоспособных»  образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать  как с окружающей средой, так и  друг с другом. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые «работоспособные» и удобные. Путем проб и ошибок, в результате влияния со стороны других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни. На основе успешного опыта такие варианты поведения становятся способами жизни народа, повседневной, обыденной культурой, или обычаями. Таким образом, обычаи - это просто привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности [3, c.94].

Можно выделить два типа обычаев: образцы поведения, которым  следуют как примеру хорошим манер и вежливости, и образцы поведения, которым мы должны следовать, ибо они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Следовательно, нравственные нормы - это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется институционализацией. Без институционализации, без социальных институтов, не одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе [1, c.486].

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных  запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или считая, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон - это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (полиция, суд и т.д.) [1, c.487].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВАЖНЕЙШИЕ  КАТЕГОРИИ МОРАЛИ

 

Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. При всем разнообразии подходов к  определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

1. Добро и зло –  наиболее общие формы моральной  оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.  В понятии добра люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее [4, c.612].

Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные  феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это потенциальное добро. Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные средства [4, c.613].

Религиозная этика видит  добро как выражение разума или  воли Бога. В различных учениях  добро принято выводить из природы  человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная  добру, обобщенно выражающая представление  о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем  осуждения. Это общая абстрактная  характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует  отличать от социального зла (противоположности  блага). Моральное зло имеет место  тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное  зло оценивают отрицательные поступки людей.

К злу относятся такие  качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние [4, c.614].

2. Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении. Недаром справедливость часто сопоставляют с объективностью, т.е. такой оценкой различных действий, отношений, распределений, при которой не выпячивается, абсолютизируется чей-либо интерес (другого частного лица, социальной группы и т.д.) [7, c.159].

Формирование современного понимания справедливости является итогом многовековых исканий, чаяний человечества. Уже в первобытном обществе проблема справедливости вставала при распределении добычи, урожая или же в случае нарушения отдельным индивидом устоявшихся правил общежития (воздаяние). Сознание справедливости включает в  себя как чувство справедливости, так и определенное знание о должном, о справедливом. Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-186О) полагал, что чувство справедливости генетически восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает нас от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия [7, c.160].

3. Долг – категория, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг — внутренне  принимаемое (добровольное) обязательство. 
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. 
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр. [7, c. 161]. 

4. Совесть – самооценивающее  чувство, переживание, один из  древнейших интимно-личностных регуляторов  поведения людей. 
Совесть – категория, характеризующая способность  личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга  и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как  долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим. Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен [6, c.645].

5. Ответственность – категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

Ответственность: это  определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это  готовность действовать рационально  для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность - это умение объяснить как ты добился этого результата. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия [6, c.646].

Информация о работе Мораль как вид культуры