Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:05, реферат
Целью контрольной работы являлось изучение морали как вида культуры. Цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть историческое развитие представлений о культуре;
- изучить сущность и золотое правило морали;
- проанализировать отношение норм морали и норм права;
- охарактеризовать важнейшие категории морали.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
4
1.1
Зарождение представлений о культуре в античности……………….
4
1.2
Своеобразие понятия культуры в Средние века……………………..
5
1.3
Культура в новое время………………………………………………..
6
2.
МОРАЛЬ КАК ВИД КУЛЬТУРЫ…………………………………….
8
2.1
Понятие и золотое правило морали……………………………….......
8
2.2
Отношения норм морали и норм права………………………………
12
3.
ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ…………………………….
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
Одновременно со становлением новых
моральных принципов появились
и способы имитировать
Одновременно с этим человечество выработало и некоторые универсальные принципы должного отношения между людьми, как, например, известное с древности « золотое правило » морали: не делай другому человеку того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.
Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы существуют. С развитием и усложнением отношений, с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни, складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов, так и в манере поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная оболочка морали.
Мораль не существует в обществе
сама по себе - она взаимосвязана
с другими культурными
Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой человечества необходимо рассмотреть золотое правило морали.
В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человека. Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек, обдумывая свои поступки, не совершал таких действий, которые нежелательны по отношению к самому себе. Скажем, если он не хочет, чтобы его убили, он не убивает сам. Чтобы проверить, хороша ли нравственная норма, ее надо сначала испытать на себе. Чего не любишь в другом человеке, не делай этого сам. Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой [5, c.45].
Весьма любопытно, что золотое правило (такое название оно получило в XVIII в.) родилось одновременно и независимо в различных культурах. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь и культуру, но и позже и в философию, в общественное сознание в целом. В конечном итоге из золотого правила и вытекает понятие отношений норм морали и норм права [5, c.46].
2.2 Отношения норм морали и норм права.
Для того чтобы существовать
в социальном мире, человеку необходимы
общение и сотрудничество с другими
людьми. Но существенным для реализации
совместного и целенаправленног
Так нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведение ( как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения ).Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.
Нормы культуры изменчивы,
сама культура носит открытый характер.
Она отражает те трансформации, которые
претерпевает общество при совместной
деятельности людей. В результате некоторые
нормы перестают
Различные социальные группы
и общество в целом постепенно
формируют набор «
Можно выделить два типа обычаев: образцы поведения, которым следуют как примеру хорошим манер и вежливости, и образцы поведения, которым мы должны следовать, ибо они считаются существенными для благополучия группы или общества и их нарушение крайне нежелательно. Такие идеи относительно того, что должно совершать, а что не должно, которые соединены с определенными общественными способами существования индивидов, называются нравственными нормами, или нравами. Следовательно, нравственные нормы - это идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно, через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности, называется институционализацией. Без институционализации, без социальных институтов, не одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе [1, c.486].
В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, существует сильная тенденция их объединения и реорганизации в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или считая, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых возникает искушение нарушить нравственные нормы. Подобных индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Следовательно, закон - это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (полиция, суд и т.д.) [1, c.487].
3. ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ
Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:
1. Добро и зло –
наиболее общие формы
Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это потенциальное добро. Не является добром в полной мере и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные средства [4, c.613].
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д.
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние [4, c.614].
2. Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой в общественном мнении. Недаром справедливость часто сопоставляют с объективностью, т.е. такой оценкой различных действий, отношений, распределений, при которой не выпячивается, абсолютизируется чей-либо интерес (другого частного лица, социальной группы и т.д.) [7, c.159].
Формирование современного понимания справедливости является итогом многовековых исканий, чаяний человечества. Уже в первобытном обществе проблема справедливости вставала при распределении добычи, урожая или же в случае нарушения отдельным индивидом устоявшихся правил общежития (воздаяние). Сознание справедливости включает в себя как чувство справедливости, так и определенное знание о должном, о справедливом. Известный немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-186О) полагал, что чувство справедливости генетически восходит к чувству сострадания. Именно это чувство, по его мнению, удерживает нас от нанесения обид другому лицу, от эгоизма, равнодушия [7, c.160].
3. Долг – категория, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг — внутренне
принимаемое (добровольное) обязательство.
Долг представляет собой нравственную задачу,
которую человек формулирует для себя
сам на основании нравственных требований,
обращенных ко всем. Это личная задача
конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический,
воинский, долг врача, долг судьи, долг
следователя и т. п. Долг личный: родительский,
сыновний, супружеский, товарищеский и
пр. [7, c. 161].
4. Совесть – самооценивающее
чувство, переживание, один из
древнейших интимно-личностных
Совесть – категория, характеризующая
способность личности осуществлять моральный
самоконтроль, самостоятельно формулировать
для себя нравственные обязанности, требовать
от себя их выполнения и производить самооценку
совершаемых поступков; одно из выражений
нравственного самосознания личности.
Совесть – субъективное
осознание личностью своего долга
и ответственности перед
5. Ответственность – категория, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.
Ответственность: это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность, и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность - это умение объяснить как ты добился этого результата. Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия [6, c.646].