Виды культуры древней Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- рассмотреть культуру древней Японии.
Задачи:
Рассмотреть архитектуру
Рассмотреть скульптуру
Рассмотреть живопись
Рассмотреть литературу

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………….3
Глава 1: История Японии……………………………………………...………….5
Глава 2: Виды культуры древней Японии…………………………..…..……….6
2.1. Архитектура ………………………………………………………..………...6
2.2. Скульптура…………………………………………………………………..11
2.3. Живопись…………………………………………………………….……....15
2.4. Литература………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.99 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………….3

Глава 1: История Японии……………………………………………...………….5

Глава 2: Виды культуры древней Японии…………………………..…..……….6

2.1. Архитектура ………………………………………………………..………...6

2.2. Скульптура…………………………………………………………………..11

2.3. Живопись…………………………………………………………….……....15

2.4. Литература………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель  работы- рассмотреть культуру древней Японии.

Задачи:

  • Рассмотреть архитектуру
  • Рассмотреть скульптуру
  • Рассмотреть живопись
  • Рассмотреть литературу

Япония, загадочная страна с  самобытной культурой, расположенная  в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи, России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны. Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов.

Японские острова находятся  в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. Жители островов привыкли постоянно жить настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий.

В данной работе я постараюсь раскрыть все особенности японской культуры. На сой взгляд эта тема очень актуальна для России, так как японцы умело хранят свою культуру, заботятся о ее сохранении и преумножении. Этому россиянам, живущим в стране с богатейшей культурой, следовало бы поучиться у японцев.

При написании данной работы я планирую использовать как ресурсы  интернета, так и богатейший объем  литературы, посвященной японской культуре. Таковой, например, является исправленное издание одной из лучших книг Сэнсомта Дж. Б.  Япония. Краткая история культуры. Искусство и литература, религия и поэзия, политика и экономика, военное дело и военное искусства «Страны восходящего солнца»- всеобъемлющий рассказ о них не поместить в одну обложку. Но живой язык повествования, обилие иллюстративного материала и вдумчивое внимание автора к предмету исследования позволяют в полной мере соприкоснуться  с яркой, полной жизни и ускользающе утонченной культурой Японии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История  Японии

Для начала хотелось бы немного  рассказать об истории Японии, так  как история и культура тесно  связанны друг с другом, и во многом история определяет культуру страны. Итак, Японский архипелаг принял нынешние очертания 10 000 лет назад. Последующие 8 000 лет длилась эра Йомон, когда жили первобытные охотники-собиратели. Он со временем образовали одно племя. Возделывание риса пришло из Евразии в 300 году до нашей эры в Яйойский период. Считается, что японская национальность сформировалась в период Ямато около третьего века нашей эры. Согласно преданию, Японская империя возникла в 660 г. до нашей эры, когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия (с 660 года до нашей эры) Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевшим более высокий уровень цивилизации. В 604 году принц Шотоку принял первую Конституцию. В VII веке из Кореи в Японию пришел буддизм, ставший впоследствии государственной религией страны. В начале восьмого века (период Нара) первой столицей стал Нара, а затем Киото. С XII по XIX век страной правил военный класс самураев. С XII века в стране фактически установился военный режим и Японией правили сегуны (военный диктаторы). В XV веке в Японии разразилась гражданская война, длившаяся 100 лет. В XVII веке к власти пришел Токугава Иэясу и объявил режим изоляции на 200 лет, когда отношения продолжались только с Китаем и Нидерландами. Но с приездом в 1853 году американского командора Мэттью Перри Япония начинает налаживать отношения с Америкой и Европой. Господство сегунов продолжалось до 1867 года, когда последний сегун Токугава Есинобу передал власть императору Муцухито (Мэйдзи). Хотя португальцы и голландцы имели торговые отношения с Японией еще в XVI-XVII веках, они были весьма незначительны, и страна оставалась фактически закрытой для иностранцев до середины XIX века, когда Соединенные Штаты Америки подписали с Японией договор. В конце XIX начале ХХ веков Япония вела несколько войн, в результате чего к 1910 году присоединила остров Тайвань, половину Сахалина и Корею. После окончания Первой мировой войны, в результате которой Японии достались острова в Тихом океане, принадлежавшие Германии, страна в 30-е годы вела несколько локальных войн с Китаем и Советским Союзом. Во вторую мировую войну императорская Япония вступила, атаковав, 7 декабря 1941 года, американскую военную базу Перл-Харбор. В ходе войны японские войска оккупировали многие французские и британские колонии и протектораты в Юго-Восточной Азии. В августе 1945 года после успешных операций, проведенных войсками союзников, Япония капитулировала, а 2 сентября официально подписала акт о капитуляции. Согласно новой Конституции, принятой 3 мая 1947 года Япония лишилась права иметь регулярную армию, а император передал все законодательные полномочия парламенту. Япония на сегодняшний день – это высокоразвитая в экономическом и культурном отношении страна. [12, 3 с.]

 

 

Глава 2. Виды культуры древней Японии.

2.1. Архитектура  древней Японии

Первоначальными типами жилых  домов, которые можно рассматривать  как самостоятельные архитектурные  формы, были дом – яма (круглое  или прямоугольное с закругленными  углами углубление от 0,5 до 1 метра с  кровлей, поставленной на 4 и более  опоры), жилище с перекрытием на уровне земли ( тип амбара с остроконечной кровлей и кацуоги) и дом с лепным перекрытием (с четырехскатной или остроконечной кровлей, ставшей прототипом архитектуры синто). Основным строительным материалом для всех типов жилищ служили дерево и растительное волокно.

В период Кофун (300-600 гг. н.э.) появляются усыпальницы местных правителей в курганах. Самые ранние захоронения в виде холмов имеют круглую форму, позже они приобретают форму «замочной скважины» (самое большое – императору Нинтоку). [3, 46 c.]

Древнейшие культовые  постройки Японии – синтоистские и буддийские – также деревянные. Конструкция синтоистских святилищ отличается простотой форм и материала – это приподнятые над землей сооружения – «амбары», к которым ведет крутая лестница. Их расположение в глубине леса, скрытое от глаз обусловлено взаимодействием человека и природы с духами, ее населяющими. Самое раннее синтоистское святилище, комплекс храмов в Исэ, до наших дней дошло благодаря обычаю его перестройки каждые 20 лет. Буддийские храмовые ансамбли с прямоугольным двором, огороженным крытыми галереями, носят черты китайской архитектуры. Основными постройками комплекса являются крытые черепицей пагода и главный зал, которые по мере продвижения по территории постепенно открываются взгляду. Древнейший храмовый ансамбль Хорюдзи олицетворяет привнесение к китайским структурным элементам черт японской архитектуры – отказ от прямолинейного обозрения и строгой симметрии. 

В жилых постройках получает распространение стиль синдэн («спальный зал»), в котором главное помещение дворцовых построек практически не имеет внутреннего деления, кроме спальных комнат и помещения для хранения вещей. Соединяясь с крытыми пристройками, главный зал строго отделяет пространство императора и пространства придворных (в стиле синдэн сохранился до наших дней императорский дворец Госё). 

Личные потребности знати  повлияли на изменение интерьера  и появление стиля сёин («библиотека» или «студия»). Происходит деление внутреннего пространства с помощью фусума, полы покрываются татами, в главной комнате украшается ниша (токонома) и появляется кабинетный столик (сёин). Этот стиль служит образцом традиционного жилого дома. 

Планировка первых японских буддийских храмовых комплексов с их ориентацией с юга на север  в целом соответствует корейским  и китайским прототипам. Однако многие конструктивные особенности строительства, например антисейсмичность сооружений, свидетельствуют о том, что храмы и монастыри возводились при непосредственном у части местных мастеров. Важным свойством многих первых буддийских храмов Японии являлась также отсутствие в них помещений для молений – особенность, унаследованная от композиционного построения синтоистских храмов. Интерьер предназначался не для молений, а для сохранения храмовых святынь.

Иноземные воздействия, органически  соединяясь с местными народными  традициями, изменяясь, способствовали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Дворцы и храмы, раскинутые среди зелени садов, росписи, умело сочетающие декоративную яркость со строгим лаконизмом, выявляющие самую суть явлений, отмечены безукоризненным вкусом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Все излишнее безобразно».

Своеобразие архитектуры  Японии обусловлено особенностями  длительного периода феодализма и специфическими природными условиями  страны. Она отличается устойчивостью  основных конструктивных принципов и традиционных приемов, выработанных веками, прошедших путь многообразных усовершенствований и применяющихся в равной мере и в жилой и в храмовой архитектуре.

В Японии, где исстари  ощущался недостаток пригодной для  жизни земли, где природа одновременно щедра и вероломна к людям, то низвергая на них с неба потоки воды, то выбрасывая на прибрежные селения  гигантские волны океана, то сотрясая и ломая все подземными толчками, люди научились использовать пространство с максимальной экономностью и целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого лишена тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Из дерева возводились легкие постройки, основой которых служит каркас. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены, не имеющие опорного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты, оставляя пространство дома широко раскрытым на зеленый простор сада. Вместо окоп на решетки стен натягивалась белая бумага, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял стены от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены – перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат. [7, 276]

На основе древнейшей традиции народного зодчества был сооружен храмовый ансамбль в Исэ (основан в первые века нашей эры, перестраивается каждые двадцать лет, точно повторяя ранее созданный образец). Возведенный среди леса, он состоит из двух отдаленных друг от друга, но одинаковых комплексов, посвященных – один богине солнца Аматэрасу, другой богине плодородия Тоёукэ. Каждый из них включает ряд идентичных прямоугольных в плане построек, окруженных стенами, выстроенными из золотистого японского кипариса. Храм украшает крыша из прессованного тростника, по коньку которой проложен ряд поперечных балок. Конструкции предельно выявлены. Подчеркивая функциональную логику сооружения. Недаром ансамбль в Исэ пользуется славой храма архитектуры.

С 6 – 7 вв. в Японии начали сооружать буддийские храмы. Тип этих построек, сформировавшихся в Китае и Корее, имеет и свои особенности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач. 7 в.) близ Нара. Окраска колонн красным лаком, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа, на которой возведены постройки, система подкровельных кронштейнов явились новшеством в японском зодчестве. Живописно и свободно распланированный в кольце густой зелени ансамбль с размещенными среди площади главными сооружениями – пятиярусной пагодой и Кондо (Золотым залом) отличается четкой графичностью линий. Он значительно миниатюрнее, чем пышные храмы Танского Китая.

Создание самых мощных буддийских ансамблей восходит к 8 в. И соответствует времени утверждения централизованного феодального государства и появления первой японской столицы Нара (Хэйдзё-кё). В четкой симметрии плана ансамбля Тодайдзи, в простоте и мощи всех его конструкций выразился величавый пафос идеалов времени.

Новый этап развития японской архитектуры начинается с периода  Хэйан (794-1185), названного по имени новой столицы Хэйан-кё (ныне Киото). Вместе с ростом национального самосознания и развитием утонченной столичной цивилизации в это время наряду с буддийским достигло большого расцвета и светское дворцовое зодчество. Дворцовые ансамбли Хэйана торжественны. В них переплетаются традиции национального зодчества и континентальной архитектуры. Для хэйанского императорского дворцового ансамбля характерно выделение главного церемониального зала типа синдэн, обрамленного боковыми помещениями, широкое пространство которого с гладко отполированным полом открыто на светлый простор обширного, засыпанного галькой двора. Соединение зданий между собой галереями, завершение главной площади в южной части пейзажным садом с озером и скалами – также характерный признак архитектуры этого времени. [1, 367 c.]

Информация о работе Виды культуры древней Японии