Культура: понятие,виды,формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 14:08, реферат

Описание работы

Целью написания данного реферата является рассмотрение культуры.

При работе над данной темой ставились следующие задачи:

-рассмотреть понятие слова «Культура» и её основные элементы;

-виды, формы и функции культуры.

Работа содержит 1 файл

введение культурология.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

                                                  Введение 
 

     Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном  языке. Но это говорит скорее о  многозначности скрывающихся за ним  значений, чем об изученности и  осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается с множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о материальной и духовной культуре, и прекрасно понимаем, что речь идет о музыке, театре, религии, в одном случае и о земледелии и садоводчестве, в другом. Но, классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура - это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

     Анализ  культуры необходим для того, чтобы  сначала выделить и описать ценности, идеалы и образы, к которым нужно стремиться, а потом поставить задачу: искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

         Целью написания данного реферата  является рассмотрение культуры.

         При работе над данной темой  ставились следующие задачи:

         -рассмотреть понятие слова «Культура»  и её основные элементы;

         -виды, формы и функции культуры. 
 
 
 
 
 

              1.Понятие слова «Культура» и  её основные элементы 

     Понятие “культура” означает исторически  определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

     Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия  человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой. Н.А. Бердяев выразил противоречия процесса социализации, культуры. Ее противоречивость проявляется в противоречии: между социализацией и индивидуализацией личности, между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку, между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме. Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

     Культурное  наследие выражают культурные универсалии  – нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Антропологи выделяют более семидесяти универсалий (число, этика, семья, и т.д.).

     Культура  – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

     Культуру  часто определяют как “вторую природу”. Такое понимание восходит к античной Греции. Демокрит определял культуру как “вторую натуру”. Культура, прежде всего, природный феномен потому, что ее творец – человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести некий дар. Получив этот дар, люди обрели совсем другую жизнь. Культура вовсе не безобидное приобретение человека. Ее рождение чревато неким возмездием, расплатой за приобретенное. Культура – надприродна, культура искусственна. Культура – это какой-то радикальный поворот в органическом развитии мира. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это формирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам. Человек в определенной мере есть природа. Нет чисто природного человека. Был и есть только “человек культурный”. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней, человеческой природой, то есть приобрести дар, которым не обладает никакое другое живое существо.

     Культура  – это природа, которую “пересоздает”  человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Опосредующее связующее звено между культурой как творением человека и природой – деятельность, то есть разносторонняя, свободная активность человека, имеющая определенный результат. Разум, воля и чувства человека обуславливают такую активность. Культура определяется как результат всей человеческой деятельности. Но не всякая человеческая деятельность, а только определенная ее разновидность ведет к творению культуры.

      

Основные  элементы культуры. 

Культура —  единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. Определяющая роль духовного начала культуры заключается в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.

Понятие «культурный уровень»

Когда основой  является философский анализ, структура  культуры рассматривается просто как  объект познания, безотносительно к  национальным или классовым особенностям, к возрастным или профессиональным характеристикам.

Если сама культура — это качество человеческого  существования, то ее уровень может  быть выражен  количественно и  включать в себя комплекс показателей: характер и организацию производства, формы собственности, характер власти, социальную структуру.

Культурный  уровень — показатель культурности или степень освоения отдельным  человеком, коллективом или обществом  определенных видов деятельности или  поведения, культурных ценностей предшествующих поколений. 

Культура  и цивилизация

Желание выразить и закрепить свою культуру каким-нибудь внешним образом, сделать предметный вид культуры единственным показателем  культурного уровня было свойственно  человеку всегда.  Свидетельством этому  является роль одежды и украшений еще у древних людей.  Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизованным развитием. Сам термин «цивилизация» появился в XVIII в. до XX века он употреблялся как синоним культуры.   В нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах.  Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ, на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие результаты культурной деятельности.

Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение

Действительная  опасность цивилизации в том, что в повседневной

жизни человек  может утратить способность различать  саму деятельность и ее результаты. Внешний, видимый мир культуры становится для него единственным способом ее существования. Тогда образуется видимость культуры.

Экономика, общественные отношения причинно обусловливают  развитие культуры, но творит ее все  же человек, т.е. существует  внутренняя обусловленность культуры. Общее  состояние культуры является своего рода результирующей этих двух факторов.  Можно сказать так: цивилизация — это преобладающее разбитие и воздействие внешней предметной культуры на общее развитие культуры в целом, то есть и на человека.

Если цивилизация  — это высокий уровень внешней  культуры,

то тем более высоким должен быть уровень внутренней культуры  человека. Его показателем является свобода противостояния человека воздействию на него внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни. Показателем внутренней культуры не служит только обилие знаний или способностей. Способность сдерживать себя характеризует внутреннюю культуру человека гораздо больше, чем способность совершить какое- то действие. Умение сдержать себя — это умение удержать себя  в направлении к цели.

Культурные  ориентации

Внешняя и внутренняя культура не должны противостоять друг другу. Условием их единства является самоопределение человека.

Осваивая  внешнюю культуру, человек развивает  собственную культуру, если при этом сохраняет то, что А.С. Пушкин называл  «самостояньем человека». Но важнее не величина освоения внешней культуры, а рост и производство культуры внутренней. При этом освоение культуры становится освоением искусства быть человеком. Являясь своеобразным одеянием человека, она характеризует его так же, как и одежда, которую он носит.

     Но  определяющее значение имеет то, каким  именно видит себя человек в культуре, в качестве кого он себя рассматривает, что считает главным в человеке, а что — второстепенным. Например, в течение десятилетий в нашем обществе личность рабочего считалась как бы меркой, к которой подгонялись личности крестьянина или интеллигента. Это явилось следствием господства идеологии рабочего класса. Образ фабрично-заводского человека определил и облик нашей культуры, искусства, литературы, где усиленно пропагандировалась и насаждалась так называемая производственная тематика. Этот образ во многом определил и облик наших городов, где жилые дома часто напоминают заводские корпуса. По мерке этого образа сформировалась и административно-командная система, суть которой в том, что всем обществом управляют как огромным заводом или фабрикой.

Следовательно, хотя культура в целом ориентируется  на человека, значение имеет то представление о нем, которое питает рост культуры на определенном этапе.

                               2.Виды и формы культуры 

Классификация видов культуры.

Виды  культуры как различные  области применения понятия.

Первая  и самая доступная область  культуры — это видимый нами мир предметов. Причем эти предметы не обязательно должны быть созданы человеком. Далекие звезды или безбрежное море являются чисто природными объектами, но мы все равно воспринимаем их в контексте культуры. Они как-то названы, объяснены, более или менее понятны. Это значит, что даже нерукотворные, природные предметы мы воспринимаем как культурные образования.

Вокруг  себя мы видим в основном только мир культурных предметов, или

предметный  вид культуры. Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и предметный вид культуры. Но условно это может быть приложено к природе, обществу и отдельному человеку.

Виды  культуры по отношению  к природе.

В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую

культуру, специальное выращивание отдельных  растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов  и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью. Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.

Виды  культурной деятельности в обществе.

Материальное  производство как посредник между  обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится, прежде всего, труд. Еще К. Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда — это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом

и т.д. Здесь  возможно более дробное деление: культура руководителя,

культура  или мастерство строителя, культура вождения автомобиля и т.д.

Очевидно, что в конечном итоге мы придем к совокупности знаний, умений,

навыков отдельного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду. Овеществленный труд — это средства и орудия труда, весь мир предметов, в которых замерли усилия трудившихся когда-то людей. Понятно, что культура предметного, или овеществленного, мира во многом определяет культуру живого труда, и наоборот.

Понятие культуры по отношению  к отдельному человеку.

Естественно, что культура отдельного человека не существует в отрыве от

перечисленных видообразований культуры. И все  же: ни  отношение к природе, ни отношение к труду или к каким-то общественным обязанностям — ничто так не характеризует культуру, как отношение человека к человеку и к самому себе.

Информация о работе Культура: понятие,виды,формы