Понятие языка культуры. Виды языков культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Культура, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. СИМВОЛЫ………………………………………………………………………….5

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ (РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК). ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПИСИ (ЯЗЫК ПИСЬМА)………………………9

3. ТЕКСТ КАК ОБОБЩЁННАЯ ФОРМА ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

культ.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Институт  педагогической юриспруденции

Кафедра философии 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Вариант 8 
 
 
 
 

Выполнил:

студент группы ЗПП-113с

Орлова  А. М.

Проверил:

Попова  Е.В. 
 

Екатеринбург 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 

1. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКА  КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ ЯЗЫКОВ  КУЛЬТУРЫ. СИМВОЛЫ………………………………………………………………………….5 

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ  СИСТЕМЫ (РАЗГОВОРНЫЙ  ЯЗЫК). ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ  ЗАПИСИ (ЯЗЫК ПИСЬМА)………………………9 

3. ТЕКСТ КАК ОБОБЩЁННАЯ  ФОРМА ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ………….14 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...17 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Культура, исторически определённый  уровень развития общества и  человека, выраженный в типах  и формах организации жизни  и деятельности людей, а также  в создаваемых ими материальных  и духовных ценностях. 

   Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

   Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин «культура» относят только к сфере духовной жизни людей.

   Языком культуры в широком  смысле этого понятия мы называем  те средства, знаки, формы, символы,  тексты, которые позволяют людям  вступать в коммуникативные связи  друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

   Символ – одно из самых многозначных  понятий в культуре. Символ в  культуре – универсальная категория,  раскрывающаяся через сопоставление  предметного образа и глубинного  смысла. Переходя в символ, образ  становится «прозрачным», смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несёт символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия.

   Проблема языка культуры – это проблема понимания, проблема эффективности культурного диалога как "по вертикали", то есть диалога между культурами разных эпох, так и "по горизонтали", то есть диалога разных культур, существующих одновременно, между собой.

   Самая серьезная трудность заключена  в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. Не случайно в науке сформировалась крайняя точка зрения, в соответствии с которой смыслы настолько специфичны для каждой культуры, что вообще не могут быть адекватно переведены с языка на язык.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКА  КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ ЯЗЫКОВ  КУЛЬТУРЫ. СИМВОЛЫ

   Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода, смысловые конструкции (носители смысла)".

   К. Леви-Строс считал, что тотемизм  явился одним из первых видов  символической классификации, когда  изображения животных, растений  и т.п. использовались в качестве  священных знаков племени. Различия между животными в рамках тотемизма составляли естественную модель для дифференциаций и классификаций разнообразных явлений как природного, так и социального мира.

   Проблему языка культуры относят к фундаментальным проблемам. Во-первых, освоить культуру, ее ценности, невозможно не овладев системой ее языков. Во-вторых, именно через язык человек усваивает представления, оценки, ценности, все то, что определяет его картину мира. Язык культуры – это способ ее хранения и передачи от поколения к поколению. В-третьих, понимание языка культуры и овладение им дает человеку свободу, помогает осознать свое место в культуре. Язык выступает и продуктом культуры и структурным ее элементом и условием культуры. Он концентрирует и воплощает в единстве все основы человеческой жизни.

   К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация  языков:

   — естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский и т.п.). Естественные языки не имеют автора, они, как заметил В.Я. Пропп, "возникают и изменяются совершенно закономерно и независимо от воли людей, везде там, где для этого в историческом развитии народов создались соответствующие условия".

   Для них характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. Изменение смысла слов и понятий может быть связано с разнообразными факторами, в том числе и социально-политическими.                                                   Словарный запас человека в среднем 10 - 15 тысяч слов, часть из них - активные, которые человек использует, другая часть - пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам;

   — искусственные языки — это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Понятно, для чего это необходимо: повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. Научное знание стремится избежать неопределенности информации, что может привести к неточностям и даже ошибкам.

   К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука Морзе, дорожные знаки;

   — вторичные языки - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

   Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.

   Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность структур прямо зависит от сложности, передаваемой в них информации. Так, например, поэтическая речь — структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование.

   Но художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка. Пересказывая содержание стиха обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим совсем не тот объем и качество информации.

   Как известно, культура, начинаясь с организации, с порядка, с ритуала, структурирует окружающий человека мир.

   Когда речь идет о символах и знаках, всегда возникает вопрос: знак — чего? символ — чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно, лишь если анализировать их отношения к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения. Но все находятся в некоторой связи, являясь результатом человеческого познания, облекая этот результат в определенные формы.

   Понятия "знак" и "символ" часто используются в одном и том же смысловом контексте. Мы попытаемся выделить специфику их происхождения и функционирования. Иногда можно встретить утверждение, что знаки — это то, что отличает человека от животного мира. Но есть все, же основания полагать, что праязыки возникли из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Исследователи утверждают, что эти системы могут быть весьма дифференцированными.  

   Грань между культурой и природой вообще не так очевидна, как полагают те, кто абсолютизирует самое короткое из определений культуры: "культура — все то, что не природа".

   Знак—это материальный предмет (явление, со- бытие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.

   Символ — одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова — удостоверение личности, которым служил simbolon — половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре — универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия. "Я называю символом всякую структуру значения, — писал П. Рикер, — где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый. Это круг выражений с двойным смыслом составляет собственно герменевтическое поле".

   Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом.

   В символах и знаках проявляется как внешнее "я" человека (self), так и внутреннее "я" (I), бессознательное, данное ему от природы.

 

  
 
 
 
 
 

    2. ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ  СИСТЕМЫ (РАЗГОВОРНЫЙ  ЯЗЫК). ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ  ЗАПИСИ (ЯЗЫК ПИСЬМА)

   Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.

   Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель.

Информация о работе Понятие языка культуры. Виды языков культуры