Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:34, реферат
Желание выразить и закрепить свою культуру каким-нибудь внешним образом, сделать предметный вид культуры единственным показателем культурного уровня было свойственно человеку всегда. Свидетельством этому является роль одежды и украшений еще у древних людей. Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизованным развитием. Сам термин “цивилизация” появился в XVIII в. до XX в. он употреблялся как синоним культуры. В| нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах. Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ, на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие результаты культурной деятельности.
1. Структура культуры
1.Основные элементы культуры
2.Традиция – фундаментальное понятие культурологии
3. Потребности и их роль в культуре
4. Культура как система ценностей
2.Классификация видов культуры
1. Виды культуры как различные области применения понятия
2. Предметный и личностный виды культуры
3. Виды культуры и формы культуры
“ Структура культуры. Классификация ее видов”.
1. Структура культуры
1. Структура культуры
Культура — единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. определяющая роль духовного начала культуры заключается а в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.
Понятие “культурный уровень”
Когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается просто как объект познания, безотносительно к национальным или классовым особенностям, к возрастным или профессиональным характеристикам.
Если сама культура — это качество человеческого существования, то ее уровень может быть выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию производства, формы собственности, характер власти, социальную структуру.
Культурный уровень — показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений.
Культура и цивилизация
Желание выразить
и закрепить свою культуру каким-нибудь
внешним образом, сделать предметный
вид культуры единственным показателем
культурного уровня было свойственно
человеку всегда. Свидетельством этому
является роль одежды и украшений еще
у древних людей. Возрастание роли
предметной культуры в жизни общества
связано с его цивилизованным развитием.
Сам термин “цивилизация” появился в
XVIII в. до XX в. он употреблялся как синоним
культуры. В| нынешнем столетии
эти два понятия употребляют в разных
смыслах. Цивилизация – необходимая
ступень развития почти у всех обществ,
на этой ступени становятся видимыми и
получают самостоятельное развитие результаты
культурной деятельности.
Внешняя и внутренняя культура, их взаимосвязь и взаимопревращение
Действительная опасность цивилизации в том, что в повседневной,
жизни человек может утратить способность различать саму деятельность и ее результаты. Внешний, видимый мир культуры становится для него единственным способом ее существования. Тогда образуется видимость культуры.
В культурологии принято различать внешнюю и внутреннюю детерминацию (обусловленность) культуры. Экономика, общественные отношения причинно обусловливают развитие культуры, но творит ее все же человек, т.е. существует внутренняя обусловленность культуры. Общее состояние культуры является своего рода результирующей этих двух факторов. Можно сказать так: цивилизация — это преобладающее разбитие и воздействие внешней предметной культуры на общее развитие культуры в целом, то есть и на человека.
Если цивилизация — это высокий уровень внешней культуры,
то тем более высоким должен быть уровень внутренней культуры человека. Его показателем является свобода противостояния человека воздействию на него внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни. Показателем внутренней культуры не служит только обилие знаний или способностей.
Способность сдерживать себя характеризует внутреннюю культуру человека гораздо больше, чем способность совершить какое- то действие. Умение сдержать себя — это умение удержать себя в направлении к цели.
Внешняя и внутренняя культура не должны противостоять друг другу. Условием их единства является самоопределение человека.
Осваивая внешнюю культуру, человек развивает собственную культуру, если при этом сохраняет то, что А.С. Пушкин называл “самостояньем человека”. Но важнее не величина освоения внешней культуры, а рост и производство культуры внутренней. При этом освоение культуры становится освоением искусства быть человеком. Являясь своеобразным одеянием человека, она характеризует его так же, как и одежда, которую он носит.
Но определяющее значение имеет то, каким именно видит себя человек в культуре, в качестве кого он себя рассматривает, что считает главным в человеке, а что — второстепенным. Например, в течение десятилетий в нашем обществе личность рабочего считалась как бы меркой, к которой подгонялись личности крестьянина или интеллигента. Это явилось следствием господства идеологии рабочего класса. Образ фабрично-заводского человека определил и облик нашей культуры, искусства, литературы, где усиленно пропагандировалась и насаждалась так называемая производственная тематика. Этот образ во многом определил и облик наших городов, где жилые дома часто напоминают заводские корпуса. По мерке этого образа сформировалась и административно-командная система, суть которой в том, что всем обществом управляют как огромным заводом или фабрикой.
Следовательно, хотя культура в целом ориентируется на человека, значение имеет то представление о нем, которое питает рост культуры на определенном этапе.
1.2 Традиция – фундаментальное понятие культурологии
Передача и сохранениe социального и культурного опыта от поколения к поколению называется традицией. В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться. Традиции могут быть позитивными, когда что-то воспринимается, но могут быть и негативными, когда что-то отвергается, поскольку это “не в традиции”, как говорят, данного общества или группы людей. Время производит отбор традиций, и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.
Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции
Традиция охватывает
более широкий круг явлений, чем
обычай, который иногда напоминает
стереотип в поведении. Но обычай
не существует отдельно от традиции, он
является ее разновидностью. Обряд, или
ритуал, — это определеный порядок действий,
которым совершается и закрепляется обычай.
Традиционное общество
Традиции и обычаи способствуют устойчивости и равновесию общества. Это можно сказать и о первобытной общине, и о современном обществе. Традиции — это русла различных течений общественной жизни. Традиционные общества были в Китае, Индии, Японии, некоторых других странах. Почти всеми чертами традиционного общества обладала Россия. Духовная культура традиционного общества, как правило, является достаточно высокой.
Культура служит средством удовлетворения потребностей.
Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходимость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.
Потребность как необходимость заставляет человека действовать в направлении ее удовлетворения.
Различают исходные,
или первичные, потребности человека,
которые связаны с его
Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, которая может быть творческой, а может быть и пустыми хлопотами и заботами по удовлетворению своих потребностей.
То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает его интерес, является ценностью. Мир таких ценностей и их производство представляет собой культуру. Следовательно, мы имеем такую цепочку понятий: чувства — потребности — интересы —ценности — культура.
Каждое понятие
содержит в себе предшествующее, а
устойчивость и тесную связь всех
звеньев в цепочке обеспечивает традиция
как способ существования культуры. Роль
традиции в том, что она создает непрерывность
культуры и преемственность потребностей,
интересов и т.д. Традиция — потребность
в самой культуре. Ее можно представить
как “генетику культуры”.
Иерархия ценностей культуры (цивилизации)
Чем ближе иерархия ценностей к общекультурной, тем выше уровень культуры данного общества.
Проблеме иерархии ценностей уделял внимание еще Платон. С тех пор прошли тысячелетия, иерархия ценностей постепенно сложилась как результат опыта культурной деятельности многих народов. Ее можно представить следующим образом:
— сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.);
— отдельные духовные ценности (наука, искусство, принципы управления экономикой, политикой и т.д.);
— моральные ценности и прежде всего признание ценности личности как неотъемлемого (неотчуждаемого) достоинства человека.
В свою очередь
сферу моральных ценностей
— любовь к истине (искренность, трудолюбие и мужество в стремлении к ней);
— любовь (верность, порядочность, бескорыстие, уважение личности в другом человеке).
С этим непосредственно
связано уважение свободы в другом
человеке, которая относится к
сущности человека, поскольку именно в
состоянии свободы подлинной, а не мнимой,
в нем раскрепощаются его лучшие качества.
Именно такие качества, пробуждаемые в
человеке свободой, обеспечивают человечность
культуры и общества в целом, что и выражено
законом возвышения потребностей.
Первая и самая доступная область культуры — это видимый нами мир предметов. Причем эти предметы не обязательно должны быть созданы человеком. Далекие звезды или безбрежное море являются чисто природными объектами, но мы все равно воспринимаем их в контексте культуры. Они как-то названы, объяснены, более или менее понятны. Это значит, что даже нерукотворные, природные предметы мы воспринимаем как культурные образования.
Вокруг себя мы видим в основном только мир культурных предметов, или предметный вид культуры.
Многообразие предметного вида культуры определяется многообразием самой человеческой деятельности. Очень сложно классифицировать различные виды деятельности, как и предметный вид культуры. Но условно это может быть приложимо к природе, обществу и отдельному человеку.
Виды культуры по отношению к природе
В применении к природе выделяют культуру земледелия, садово-парковую культуру, специальное выращивание отдельных растений, а также само растение (зерновые культуры, особые сорта фруктов и овощей и т.д.), рекультивацию ландшафта, т.е. полное или частичное восстановление определенной природной среды, нарушенной предшествующей хозяйственной деятельностью.
Сюда же можно отнести и общую культуру материального производства.
Виды культурной деятельности в обществе
Материальное производство как посредник между обществом и природой включает в себя и специфически общественные виды культурной деятельности. К ней относится прежде всего труд. Еще К. Маркс различал живой и овеществленный труд. Культура живого труда — это культура непосредственно производительной деятельности и культура управления производством, строительством, транспортом и т.д. Здесь возможно “'более дробное деление: культура руководителя, культура или мастерство строителя, культура вождения автомобиля и т.д. Очевидно, что в конечном итоге мы придем к совокупности знаний, умений, навыков отдельного человека, которой и определяется его культура и отношение к труду. Овеществленный труд — это средства и орудия труда, весь мир предметов, в которых замерли усилия трудившихся когда-то людей. Понятно, что культура предметного, или овеществленного, мира во многом определяет культуру живого труда, и наоборот.
Информация о работе Структура культуры. Классификация ее видов