Мораль как вид культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы являлось изучение морали как вида культуры. Цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть историческое развитие представлений о культуре;
- изучить сущность и золотое правило морали;
- проанализировать отношение норм морали и норм права;
- охарактеризовать важнейшие категории морали.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
4
1.1
Зарождение представлений о культуре в античности……………….
4
1.2
Своеобразие понятия культуры в Средние века……………………..
5
1.3
Культура в новое время………………………………………………..
6
2.
МОРАЛЬ КАК ВИД КУЛЬТУРЫ…………………………………….
8
2.1
Понятие и золотое правило морали……………………………….......
8
2.2
Отношения норм морали и норм права………………………………
12
3.
ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ…………………………….
16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Работа содержит 1 файл

мораль как вид культуры.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

6. Достоинство – категория, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. 
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. 
 Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство  личности требует от других уважения к ней, признания за человеком  соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности [6, c.647].

Честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство  тесно связаны. Однако в отличие  от достоинства, основанного на признании  равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая  принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит [6, c.648].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассматривая такие  категории, как культура и мораль, мы смогли определить, что данные категории  очень тесно связанны, и они  не могут существовать раздельно. Но при этом все-таки, хотелось бы сделать вывод о морали, как о составной и неотъемлемом части культуры. Мораль в большей степени существует как часть культуры, или лучше сказать как ее вид.

В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль является неотъемлемой частью культуры человека и общества и является средством регламентации процессов взаимодействия субъектов общества. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений  людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало  этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Быстрова А. Н.  Мир культуры (основы культурологии). - М.: Наука, 2004г. - 734 с.

2. Гуревич П.С. Культурология. М.: «Наука», 2005г. – 326с.

3. Культурология / курс лекций. П.С.Гуревич, Москва, 2003 г. – 158с.

4. Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьяна. - М.: Просвещение, 2005г.-833 с.

5. Мир культуры / основы культурологии. А.Н. Быстрова, Из. ЮКЭА, Москва, 2002 г.- 334c.

6. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. - М.: Культура, 2002г. - 890 с.

7. Поговорим о этикете. В. Трофименко, А.Волгин , Москва, 2006 г. – 271с.




Информация о работе Мораль как вид культуры