Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:05, реферат
Целью контрольной работы являлось изучение морали как вида культуры. Цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть историческое развитие представлений о культуре;
- изучить сущность и золотое правило морали;
- проанализировать отношение норм морали и норм права;
- охарактеризовать важнейшие категории морали.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
4
1.1
Зарождение представлений о культуре в античности……………….
4
1.2
Своеобразие понятия культуры в Средние века……………………..
5
1.3
Культура в новое время………………………………………………..
6
2.
МОРАЛЬ КАК ВИД КУЛЬТУРЫ…………………………………….
8
2.1
Понятие и золотое правило морали……………………………….......
8
2.2
Отношения норм морали и норм права………………………………
12
3.
ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ…………………………….
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
6. Достоинство – категория, означающая
особое моральное отношение человека
к самому себе и отношение к нему со стороны
общества, окружающих, основанное на признании
ценности человека как личности.
Достоинство – понятие морального сознания,
выражающее представление о ценности
всякого человека как нравственной личности.
Сознание человеком собственного достоинства
есть форма самосознания и самоконтроля.
Человек не совершает определенного поступка,
считая, что это ниже его достоинства.
Достоинство – выражение ответственности
человека за свое поведение перед самим
собой, форма самоутверждения личности.
Достоинство обязывает совершать нравственные
поступки, сообразовывать свое поведение
с требованиями нравственности.
В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности [6, c.647].
Честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.
Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит [6, c.648].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая такие категории, как культура и мораль, мы смогли определить, что данные категории очень тесно связанны, и они не могут существовать раздельно. Но при этом все-таки, хотелось бы сделать вывод о морали, как о составной и неотъемлемом части культуры. Мораль в большей степени существует как часть культуры, или лучше сказать как ее вид.
В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Мораль является неотъемлемой частью культуры человека и общества и является средством регламентации процессов взаимодействия субъектов общества. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быстрова А. Н. Мир культуры (основы культурологии). - М.: Наука, 2004г. - 734 с.
2. Гуревич П.С. Культурология. М.: «Наука», 2005г. – 326с.
3. Культурология / курс лекций. П.С.Гуревич, Москва, 2003 г. – 158с.
4. Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьяна. - М.: Просвещение, 2005г.-833 с.
5. Мир культуры / основы культурологии. А.Н. Быстрова, Из. ЮКЭА, Москва, 2002 г.- 334c.
6. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. - М.: Культура, 2002г. - 890 с.
7. Поговорим о этикете. В. Трофименко, А.Волгин , Москва, 2006 г. – 271с.