Мораль как вид культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:05, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы являлось изучение морали как вида культуры. Цель достигается решением следующих задач:
- рассмотреть историческое развитие представлений о культуре;
- изучить сущность и золотое правило морали;
- проанализировать отношение норм морали и норм права;
- охарактеризовать важнейшие категории морали.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ
4
1.1
Зарождение представлений о культуре в античности……………….
4
1.2
Своеобразие понятия культуры в Средние века……………………..
5
1.3
Культура в новое время………………………………………………..
6
2.
МОРАЛЬ КАК ВИД КУЛЬТУРЫ…………………………………….
8
2.1
Понятие и золотое правило морали……………………………….......
8
2.2
Отношения норм морали и норм права………………………………
12
3.
ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ МОРАЛИ…………………………….
16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Работа содержит 1 файл

мораль как вид культуры.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФГБОУ ВПО КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Кафедра ГУМАНИТАРНЫХ и СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

 

 

 

на тему:  МОРАЛЬ КАК ВИД КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

Выполнил студент группы _24184/1________

Ежкова К.В._____________________________

(Ф.И.О. студента)

 № зачетной книжки_П267467_______

 

 

                            Проверил   доцент кафедры ЭМ  

(должность)    

     Азитова Г.Ш.  

(Ф.И.О. преподавателя)   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

4

1.1

Зарождение представлений  о культуре в античности……………….

4

1.2

Своеобразие понятия  культуры в Средние века……………………..

5

1.3

Культура в новое  время………………………………………………..

6

2.

МОРАЛЬ КАК ВИД КУЛЬТУРЫ…………………………………….

8

2.1

Понятие и золотое  правило морали……………………………….......

8

2.2

Отношения норм морали и  норм права………………………………

12

3.

ВАЖНЕЙШИЕ КАТЕГОРИИ  МОРАЛИ…………………………….

16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

21

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слова «культура» и «мораль» знакомы практически каждому  человеку, но при этом в них вкладывается самый различный смысл. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений: одни исследователи связывают эти слова с информацией и знаковыми системами, в которых они закодированы, у других они предстают как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в них внебиологическую систему адаптации человека, четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Подобное многообразие мнений свидетельствует, прежде всего, о многообразии самого феномена.

Культурология, сводя  воедино существующее многообразие представлений о культуре и морали и классифицируя бесчисленные дефиниции своего главного понятия, также опирается на определенную традицию. Для культурологии основные этапы исторического развития представлений о культуре и морали и их понимание составляют античность, средние века и новое время.

Целью контрольной работы являлось изучение морали как вида культуры. Цель достигается решением следующих задач:

- рассмотреть историческое  развитие представлений о культуре;

- изучить сущность  и золотое правило морали;

- проанализировать отношение  норм морали и норм права;

- охарактеризовать важнейшие  категории морали.

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ.

1.1 Зарождение представлений о культуре в античности.

 

Упоминание о культуре - о государственных институтах, законах, системе налогов, стихах, о сказаниях, мифах и т. д. - можно обнаружить уже в самых ранних дошедших до нас письменных источниках. Да и сама письменность - феномен человеческой культуры. Однако выработать достаточно общее понятие, абстракцию, в которой бы отразилась единая, общая природа таких разнородных, на первый взгляд, явлений, как труд и живопись, человек еще не мог. Впервые слово «культура» как нечто, достойное внимания, описания и изучения, появилось в цивилизации, а не у примитивных народов или варваров.

В понятии «культура», корни которой идут от римской  античности, обычно подчеркивают фиксируемое  им отличие человеческой жизнедеятельности  от биологических форм жизни. Ведь изначально значение этого термина - обработка земли, возделывание, уход. Мы же воспринимаем «культуру» как нечто дополняющее и даже исправляющее человеческую природу, противостоящее ей. Культурный человек не мыслим без образования и воспитания; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющие культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. Таким образом, «культура» - это то, что отличает человека образованного, воспитанного, от необразованного и необученного.

В древности принято выделять две системы представления о культуре : афинскую и спартанскую. В афинской системе культуры основной упор делался на изучение философии, письма, музыки и т. д., а изучение воинского искусства было второстепенным. В спартанской системе культуры было все наоборот [2, c.137].

Постепенно приходит совершенно иная система связи непосредственного  производителя со своими орудиями труда - феодализм, распространяется иная социальная философия и идеологии. С падением Рима (476 г.) пала и античная цивилизация в ее классическом виде, наступила эпоха средневековья с господством христианской религии, изменяются и представления о культуре [2, c.138].

 

1.2 Своеобразие понятия культуры в Средние века.

 

Культура средневековья  возникла примерно в V в.н.э. как синтез трех культур: христианской, античной и варварской. Распространено мнение, что средневековье - «темные века», и по отношению к раннему этапу (до IX в.) это справедливо. Но многие ценности, восринимаемые в наше время, как общечеловеческие, представления, которые мы считаем естественными, берут свое начало в средних веках. Сама современная цивилизация возникла в результате внутренней перестройки цивилизации средневековой и в этом смысле является ее прямой наследницей.

В это время единственным общественным институтом в котором сосредотачивалась духовная культура, стала церковь. Духовенство стало носителем христианства и средоточием его духовной сущности. Но если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного абсолюта, которым выступал « божественный строй вещей», то в средневековой культуре прослеживается постоянное стремление к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Ликвидируется пантеистическое признание единства природы и Бога, обнаруживается их принципиальное различие, дуализм Бога и мира. На смену космологизму приходит трансцендентизм и персонализм [2, c.140].

Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и  порядка, а как преодоления ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

Христианство получило дополнительную форму существования  на длительный срок, но не бесконечный. Новое время показывает, что на первый план выходит светская культура - «царство кесаря» [2, c.141].

 

1.3 Культура в новое время.

 

В развитии культуры нового времени хронологически можно выделить два этапа: XVII - XVIII вв. - эпоха Просвещения (иногда XVII столетие называют эпохой абсолютизма, « галантным веком», а XVIIIв. - «веком Разума») и XIXв. - буржуазная эпоха, или период «промышленной революции». Однако с культурологической точки зрения подобна периодизация достаточно условна. Европейское Просвещение - исторически- конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Так, в сравнении с Возрождением Просвещение означает глубокий переворот не только в умах относительно узкого круга идеологов, но и в сознании огромной массы людей.

В общественном сознании начинает прослеживаться интерес к  феноменам, которые станут обозначать термином «культура». При этом последняя понимается как высшая стадия развития природы, для которой характерно наличие сложной искусственной среды существования, создаваемой человеком разумным. Но наполняется это понятие и более сложным содержанием - способностью человека к безграничному духовному совершенствованию [2, c.142].

Таким образом, понятие  культура трактуется весьма широко, определяя  источником культурного развития взаимовлияние  всех ее элементов.

Далее культура начинает пониматься не только как определенный уровень социального развития человеческого рода, где происходит совершенствование интеллектуальных и моральных сил человека, но и как особый способ его бытия посредством реализации ценностных отношений в различных сторонах человеческой жизни. Так происходит усложнение ценностной картины мира нового времени, наполнению «личностным» содержанием и драматизмом. Новое время отвергает античную и средневековую культуру, существенно корректируя элитный гуманизм Возрождения. Одновременно беря ее за основу и подстраивая под свой нужды.

Отныне в европейской  культуре живет идея личности, с  особыми неотъемлемыми правами  и свободами, которые могут противоречить  интересам общества, но не интересам  морали [2, c.143].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МОРАЛЬ КАК  ВИД КУЛЬТУРЫ

2.1 Понятие и золотое правило морали.

 

Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наиболее древним образованием является мораль (от лат. moralis « относящийся  к нраву, характеру, привычкам »  от mos , mores « обычаи, нравы, поведение  »). Исследование этнографов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только создание орудий труда, но и выработки определенных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которое диктовались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись и одновременно орудиями убийства, одним из первых запретов - табу - был запрет на убийство соплеменника. Считалось, что за нарушение табу, имеющего священный смысл, могла последовать кара сверхъестественных сил.

Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов, регулировавших жизнь и деятельность каждого человека и общины в целом. Кроме запретов, в процессе жизнедеятельности складываются нормы взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаях (стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов), превращаясь в традиции (от лат. tradition «передача» - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни.) С появлением государства часть норм перешла на уровень правовых и закрепилась законодательным путем, другая часть сохранилась в моральных нормах и правилах поведения в обществе [5, c.42].

Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире людей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, господствующей религии, форма организации общества и иных конкретно-исторических реалий. Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемлемые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы - это требование должного, безусловного, или, строго говоря, императивы (от лат. imperatives «повелительный» - повеление, настоятельное требование, приказ, закон), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм другого рода, не связан с какими - либо учреждениями или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком [5, c.43].

В любом обществе ив любой  социальной сфере мораль имеет характерные черты. Во-первых, это выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести , справедливости. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками, обобщением или порицанием, воплощаются в неписанные нормы и правила, существующие на обыденном уровне. Во-вторых, нравственность - реальные нравы и поступки людей, которые могут как совпадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. В-третьих, этикет - манеры поведения людей. Кроме того, в обществе существует философское осмысление поведения человека через категории этики - учения о морали, как один из видов общественного сознания, ее сущности законов ее исторического развития и роли в общественной жизни.

Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в поведении  людей, в тех поступках, которые  они совершают. И здесь стоит  отличать воспитания, привычку соблюдать  нормы отношений в обществе, этикет и т. п. от нравственной установки  человека, связанной с самым глубинным смыслом каждой категории.

Моральные отношения  никогда не были неизменными, раз  и навсегда данными. Они возникали  по мере необходимости, вбирали в  себя эту необходимость, на протяжении тысячелетий пополнялись все  новыми и новыми правилами. Каждое новое поколение, приходя в этот мир, уже застает определенный уровень развития морали. Вся система отношений между людьми приобщает его к этому уровню, прежде всего передавая существующие в обществе представления о добре и зле, должном и не приемлемом, чести и бесчестье. Эта система отражена в повседневной жизни и поведении людей. Меняется образ жизни - меняется и представление о моральных мотивах и способах их реализации. Система морали очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются, видоизменяются, отмирают [5, c.44].

Информация о работе Мораль как вид культуры