Правовая культура: понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование правовой культуры как теоретико-правового феномена

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 5 -
1.1Понятие правовой культуры - 5 -
1.2 Структура правовой культуры - 12 -
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. - 22 -
2.1 Деформации правовой культуры - 22 -
2.2 Задачи правовой культуры на современном этапе развития - 32 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 35 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 37 -

Работа содержит 1 файл

FW11.docx

— 74.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский  государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 

Правовая  культура:

понятие, структура, виды 

                                    
 
 
 

                                       Курсовая работа

                                       студента 1 курса

отделения ускоренного заочного обучения

                                Кесова Я.Х. 
 
 
 
 

Иваново 2011 

Введение - 3 -

Глава I. Сущность правовой культуры. - 5 -

1.1Понятие правовой культуры - 5 -

1.2 Структура правовой культуры - 12 -

Глава II. Проблемы и задачи правовой культуры. - 22 -

2.1 Деформации правовой культуры - 22 -

2.2 Задачи правовой культуры на современном этапе развития - 32 -

Заключение - 35 -

Список  использованной литературы - 37 - 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Главным признаком правового государства, обязательным условием его существования является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.

    Правовая  культура представляет собой разновидность  общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

    Тема  «правовая культура», несомненно, остаётся актуальной на сегодняшний день и наверняка будет актуальна в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и интерпретаций. Это связано, во-первых, с многоаспектностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, а, во-вторых, со значимостью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, но и всего общества в целом.

    Объектом  исследования являются развитие и функционирование правовой культуры, а также тенденции ее изменения. Предмет работы – правовая культура, ее формирование и задачи.

    Целью данной работы является исследование правовой культуры как теоретико-правового феномена. Согласно цели работы, сформированы следующие задачи:

    • Дать определение правовой культуры, рассмотреть ее специфику и особенности, а так же проблемы;
    • Охарактеризовать основные понятия правовой культуры;
    • Рассмотреть структуру правовой культуры и факторы, влияющие на нее;
    • Исследовать механизмы функционирования правовой культуры.

    При написании работы использовались эмпирические (сравнение, измерение), эмпирическо-теоретические (аналогия, абстрагирование, анализ) и теоретические методы.

    Логика  исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографии. Глава I посвящена основным теоретическим понятиям, связанным с темой работы, Глава II рассматривает деформации правовой культуры, а также ее задачи.

 

Глава I. Сущность правовой культуры.

    1. Понятие правовой культуры
 

    Прежде  чем перейти к рассмотрению понятия  непосредственно самой правовой культуры, следует кратко рассмотреть общее понятие культуры.

    Термин  “культура” (от латинского cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появилось понятие духовной культуры. Одни исследователи определяли культуру как совокупность знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности, другие - как  не биологические аспекты поведения человеческого вида или как особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания. Исходя из этого можно понять, что в одном определении вся суть понятия “культура” выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:

    1) антропологической, т.е. культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;

    2) социологической, т.е. культура  – это сумма духовных ценностей;  культура – компонент общественной  жизни; 

    3) философской, т.е. культура рассматривается  среди явлений, не связанных  с общественным развитием и  выделяемых чисто аналитически.

      Так же, как и собственно культура, правовая культура скорее лежит в сфере  оценок "кто мы", нежели того "что  мы делаем"1. Тем не менее, важнейшая задача развития правовой культуры общества заключается в том, чтобы сформировать социально активную личность, развить в человеке с одной стороны - ответственное отношение к своим правам и обязанностям, с другой стороны - сделать его активным и убежденным проводником законности, борцом за свои права и за содействие выполнению требований закона обязанными лицами.

    Понимание правовой культуры как особого качественного  состояния правовой жизни начинается в ХХ веке. Воспитание нового человека требовало активного воздействия  на общественное сознание. В этом большую роль сыграл фактор идеологии. Источником формирования представлений о понятии правовой культуры нередко служили идеи партийного руководства. Системные исследования правовой культуры предпринимаются в 60-70-е годы XX века (работы Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.М. Кейзерова, В.П. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой и других2). При изучении правовой культуры важно различать ее содержание и уровень. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры - это степень ее интенсивности, насыщенности. Основополагающие подходы к формированию современной дефиниции понятия "правовая культура" были сформулированы в 80-е годы ХХ века. Правда, это осуществлялось через категорию "социалистическая правовая культура". Разработка данного понятия происходила в основном с прикладных позиций без учета социально-философского аспекта проблемы.

    Единого подхода к трактовке категории  «правовая культура не существует, в силу того, что понятие правовой культуры многогранно.  Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию,  а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

    «Под  правовой культурой понимается обусловленное  всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем,  качественное состояния правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических  актов, правосознания и в целом   в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего  населения), а также в степени  гарантированности государством и  гражданским обществом свобод и  прав человека»3

      «Правовая культура — это качество  правовой жизни общества и  степень гарантированности государством  и обществом прав и свобод  человека, а также знание, понимание  и соблюдение права каждым  отдельным членом общества»4.

      Под правовой культурой мы  понимаем «определённый уровень  правового мышления и чувств  восприятия правовой действительности»,  а также «надлежащую степень  знания населением законов и  высокий уровень уважения норм  права, их авторитета». Правовая  культура включает в себя «специфические  способы правовой действительности (работа правоохранительных органов,  конституционный контроль и т.д.)»5, законы и системы законодательств, судебную практику как результат правовой деятельности.

    Правовая  культура может быть рассмотрена  с двух сторон: личной, когда акценты  смещаются на личностные свойства и  качества, и общественной, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности.

    «В  правовой культуре индивида присутствуют элементы её логической структуры —  нормативные суждения или деонтические модальности, включающие такие модальные  операторы, как «обязательства», «разрешено», «запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию  правового поведения личности».1

    Правовая  культура выполняет одновременно несколько  функций:

  • Познавательно-преобразовательная функция связана с созданием гарантий (как правовых, так и нравственных) человеческого достоинства, свободы выбора, морального самоконтроля, порядочности, честности и др. общечеловеческих ценностей. Она призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;
  • Праворегулятивная функция направлена на то, чтобы все элементы правовой системы функционировали максимально эффективно, динамично и слаженно. Этой функцией правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения. Реализация этой функции осуществляется через  социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);
  • Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;
  • Правосоциализаторская функция заключается во влиянии на формирование правовых качеств личности;
  • Прогностическая функция заключается не только в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, но и в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей;
  • Коммуникативная функция, т.е. правовая культура, обеспечивает общение граждан в юридической сфере; передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого и др.;
  • Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.

    Необходимо  помнить о невозможности существования  всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а  именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом. На основании  этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую  правовую культуру и правовую культуру населения. Рассмотрим каждый вид более  подробно.

    Правовая  культура личности – это то, как  личность осознаёт, понимает, оценивает, осуществляет права, свободы и выполняет  обязанности. А сама реализация прав, свобод и обязанностей и особенно степень активности при реализации находятся в существенной зависимости  от того, насколько правильно они  осознаются и оцениваются личностью. Правовая активность является высшим уровнем правовой культуры личности. Она проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим  действиям, как в сфере  правового регулирования, так и  в сфере реализации права, а также  в законности поведения.

Информация о работе Правовая культура: понятие, структура, виды