Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Например, особые
черты присущи укладу жизни русских
камчадалов вследствие удаленности
района их проживания от центра; казаков,
которые издавна селились в приграничных
районах и создавали особый уклад
жизни, в котором ключевая роль отводилась
военной службе, защите отечества
от внешней опасности; старообрядцев,
которые выбрали сознательный изоляционизм
и пытались сохранить в неприкосновенности
древние религиозные и
Отличия субкультуры
закрепляются в особых чертах поведения,
сознания, языка, то есть том, что называют
ментальными различиями. Эти особенности
в достаточной степени
Обычно субкультура
не стремится к распространению
своей системы ценностей на всю
культуру. Её задача - сохранить свою
уникальность, культурную неповторимость
внутри ограниченной группы. В культурологии
проблема субкультур рассматривается,
как правило, в рамках изучения явления
социализации. Предполагается, что приобщение
к культурным стандартам, восхождение
в мир господствующей культуры - процесс
сложный и противоречивый. Он постоянно
наталкивается на психологические и иные
трудности. Это и порождает особые жизненные
устремления. По мнению некоторых исследователей,
существует такое явление, как «культурные
циклы», обусловленные сменой поколений.
Таким образом, понятие "субкультура"
в первом приближении обозначает совокупность
ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных
стилей той или иной недоминирующей социальной
группы (или подгруппы), культура которой
отличается от культуры доминирующей
социальной группы, хотя и имеет с ней
нечто общее. Несмотря на то, что сегодня
понятие субкультуры во многом ассоциируется
с различными молодежными культурами
(моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также
вполне применимо к группам, организованным
по принципу этнической, гендерной и сексуальной
принадлежности. Данное понятие концептуализировалось
в основном в рамках социологии девиантного
поведения (где оно использовалось, в частности,
для обозначения культуры "делинквентов",
преступников или наркоманов). В ранних
объяснениях поведения делинквентов из
среды рабочего класса, например, акцентировалась
чрезмерная привеженность рабочей молодежи
ценностям старшего поколения рабочих
(такие, как крутизна и маскулинность,
хитрость, а не легковерие, предрасположенность
к риску) - как идущая в разрез с господствующими
нормами культуры среднего класса (Миллер
1958).
Понятие "субкультуры"
имеет большое значение в силу
того, что фиксирует факт наличия
различных культур в рамках одного
общества. В отличие от более раннего
понятия молодежной культуры, подразумевающего
наличие единой, гомогенной молодежной
культуры, понятие субкультуры
Наиболее ранней,
целостной и таким образом
«базовой» является традиционная культура.
Традиционная
культура представляет собой устойчивую,
нединамичную культуру, характерной
особенностью которой является то,
что происходящие в ней изменения
идут слишком медленно и поэтому
практически не фиксируются коллективным
сознанием данной культуры.
В истории существовал
ряд цивилизаций, культуру которых
можно считать традиционной. Речь
идет о Древнем Египте, Древнем
Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии
и пр. Данные традиционные общества
воспроизводили существовавший образ
жизни тысячелетиями, когда прошлое
взрослых оказывалось будущим их
детей. Гибель одних государств и
возникновение на их месте других
не меняло сам тип культуры. Основание
культуры сохранялось, передавалось в
качестве социальной наследственности,
обеспечивая воспроизводство
Однако
при всей самобытности,
своеобразии данных
культурных образований,
им присущи некоторые
общие черты:
-
ориентация на повторение
-
приверженность существующим
-
господство сакральных, религиозно-мифологических,
канонизированных
-
медленные темпы изменений
Первой исторической
формой традиционной культуры была первобытная
культура. Традиционный характер данной
культуры обеспечил ей более длительное
существование, чем у всех последующих
исторических типов культуры. И все
же на протяжении десятков тысяч лет
в первобытной культуре происходили
изменения, которые были поименованы
археологами, как разные ступени
каменного века, сменившиеся веками
металла - бронзы и железа.
Традиционная
культура присуща доиндустриальному
обществу, в котором основным родом занятия
является сельское хозяйство, охота и
собирательство. Как правило, в таких культурах
отсутствует письменность.
Традиционная
культура не стала достоянием истории.
Традиционные общества с соответствующей
им культурой существуют в Африке,
Австралии, Южной Америке.
Подходом к
структурированию культуры конкретного
общества является выделение в ней
так называемых субкультур.
Субкультура (от
латин. sub. - под) - это целостная культура
определенной социальной группы людей
внутри «большой» национальной культуры,
состоящая из устойчивых норм, ритуалов,
особенностей внешнего вида, языка (слэнга),
художественного творчества.
В содержательном
плане субкультура представляет
собой закрытую систему ценностей
и средств выражения, с помощью
которых специфическое
Субкультуры существуют
давно, исторически доказывая
В современном
мире различными субкультурами выступают:
-
подростково-молодежные субкультуры (рокеры,
байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные
механизмы социализации и пытающиеся
создать специфический образ жизни и культивировать
свою обособленность;
-
криминальные субкультуры (
-
религиозные, авторитарные
Социальное функционирование
различных субкультур рассматривается
в культурологии в рамках концепции
человеческой социализации. Согласно
данной теории, входящие в определенные
субкультуры люди получают понятные им
средства самопознания и самоутверждения.
Вся совокупность
субкультур, претензии их на некую
универсальность образуют контркультурные
тенденции. Контркультура (от латин. contra
- против) - это категория современного
обществознания, обозначающая новые социокультурные
ценности и установки, противоречащие
фундаментальным принципам традиционной
культуры. В современной культурологии
понятие «контркультура» имеет два значения:
-
противопоставление
-
отождествление с молодежными
антибуржуазными выступлениями 60-х годов
XX века, которые продемонстрировали полное
неприятие стержневых принципов западной
культуры и отторжение ее как «культуры
отцов».
Сам термин «контркультура»
был введен в научный оборот американским
социологом Теодором Роззаком (р. 1933). Носителем
контркультуры является молодежь индустриально
развитых стран Запада, а наиболее известными
представителями - субкультуры «хиппи»,
«панков», «рокеров», «тинейджеров» и
др. Деятели различных ветвей контркультуры:
-
возводят в культ
-
игнорируют индивидуально-
Вопрос о соотношении
культуры и субкультуры в настоящее
время звучал бы тривиально, если не
фундаментальный характер этих феноменов.
Как и большинство наиболее употребляемых
понятий социальных наук "культура",
а вместе с ней и "субкультура"
получили неоднозначную оценку со стороны
ученых. Во-первых, эти понятия имеют
множество не вполне четких определений.
Во-вторых, не смотря на популярность в
современной литературе термина "субкультура"
и культурную направленность общественных
наук проблема культурной дифференциации,
остается наименее разработанной[9].
Прежде чем
подойти к пониманию
Субкультура - это
понятие, которое можно рассматривать
как:
- совокупность
некоторых негативно
- особую форму
организации людей (чаще всего
молодежи), автономное целостное
образование внутри
- трансформированную
профессиональным мышлением
В социологии под
субкультурой принято понимать систему
ценностей и норм, установок, способов
поведения, стилей определенной социальной
группы, отличающихся от господствующей
в обществе культуры, хотя и связанных
с ней.
Существует в научной и публицистической литературе еще одно понятие: контркультура, т.е. совокупность принятых в данной социальной группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей или всеобщей культуры.
Контркультура
- понятие в современной
Термин "контркультура"
появился в западной литературе в 60-е
гг. и отражал либеральную оценку
ранних хиппи и битников; принадлежит
американскому социологу Т. Роззаку,
который попытался объединить различные
духовные веяния, направленные против
господствующей культуры, в некий относительно
целостный феномен - контркультуру.
В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.