Метод культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 99.68 Кб (Скачать)

Например, особые черты присущи укладу жизни русских  камчадалов вследствие удаленности  района их проживания от центра; казаков, которые издавна селились в приграничных районах и создавали особый уклад  жизни, в котором ключевая роль отводилась военной службе, защите отечества  от внешней опасности; старообрядцев, которые выбрали сознательный изоляционизм и пытались сохранить в неприкосновенности древние религиозные и культурные традиции.  

Отличия субкультуры  закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями. Эти особенности  в достаточной степени осознаются теми, кто включен в эту субкультуру. В художественном фильме Георгия  Данелия «Мимино» главному герою, отправляющемуся из своего горного селения в «большой мир», соседи дают наставление: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать! Могут неправильно понять». В этой курьезной фразе выражено совершенно четкое понимание отличий своей культурной общности от других.  

Обычно субкультура  не стремится к распространению  своей системы ценностей на всю  культуру. Её задача - сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы. В культурологии проблема субкультур рассматривается, как правило, в рамках изучения явления социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, восхождение в мир господствующей культуры - процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления. По мнению некоторых исследователей, существует такое явление, как «культурные циклы», обусловленные сменой поколений. Таким образом, понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности. Данное понятие концептуализировалось в основном в рамках социологии девиантного поведения (где оно использовалось, в частности, для обозначения культуры "делинквентов", преступников или наркоманов). В ранних объяснениях поведения делинквентов из среды рабочего класса, например, акцентировалась чрезмерная привеженность рабочей молодежи ценностям старшего поколения рабочих (такие, как крутизна и маскулинность, хитрость, а не легковерие, предрасположенность к риску) - как идущая в разрез с господствующими нормами культуры среднего класса (Миллер 1958). 

Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия  различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего  понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур[8].  

Наиболее ранней, целостной и таким образом  «базовой» является традиционная культура. 

Традиционная  культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной  особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения  идут слишком медленно и поэтому  практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры. 

В истории существовал  ряд цивилизаций, культуру которых  можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем  Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии  и пр. Данные традиционные общества воспроизводили существовавший образ  жизни тысячелетиями, когда прошлое  взрослых оказывалось будущим их детей. Гибель одних государств и  возникновение на их месте других не меняло сам тип культуры. Основание  культуры сохранялось, передавалось в  качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционного  типа развития. Не только человек не ощущал разлада с обществом, но и  природа органично взаимодействовала  с данной культурой, многочисленными  примерами доказывая с ней  свое единство. 

Однако  при всей самобытности, своеобразии данных культурных образований, им присущи некоторые  общие черты: 

-         ориентация на повторение некогда  заданного образа жизни, обычаев,  традиций и воспроизводство сложившихся  социальных структур;  

-         приверженность существующим образцам  поведения; 

-         господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений  в сознании; 

-         медленные темпы изменений видов,  средств и целей деятельности. 

Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная  культура. Традиционный характер данной культуры обеспечил ей более длительное существование, чем у всех последующих  исторических типов культуры. И все  же на протяжении десятков тысяч лет  в первобытной культуре происходили  изменения, которые были поименованы  археологами, как разные ступени  каменного века, сменившиеся веками металла - бронзы и железа. 

Традиционная  культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основным родом занятия является сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность. 

Традиционная  культура не стала достоянием истории. Традиционные общества с соответствующей  им культурой существуют в Африке, Австралии, Южной Америке. 

Подходом к  структурированию культуры конкретного  общества является выделение в ней  так называемых субкультур. 

Субкультура (от латин. sub. - под) - это целостная культура определенной социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (слэнга), художественного творчества. 

В содержательном плане субкультура представляет собой закрытую систему ценностей  и средств выражения, с помощью  которых специфическое сообщество людей пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему базовых ценностей, а в ряде случаев и противостоять  ей. 

Субкультуры существуют давно, исторически доказывая неоднородность любой культуры. Так в период позднего Средневековья и Возрождения  народно-смеховая культура Западной Европы, в разнообразных субкультурных вариантах, противостояла официальной культуре. Русский ученый-лингвист Владимир Иванович Даль (1801-1872) в середине XIX века собирал образцы так называемого «байкового языка», другими словами - «вымышленный, малословный язык столичных мазуриков, воров и карманников». И хотя субкультурные зоны культуры автономны и закрыты, они не способны заменить или вытеснить господствующую культуру. 

В современном  мире различными субкультурами выступают: 

-         подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;  

-         криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы  и пр.), создающие стандарты поведения,  типичные только для данной  среды; 

-         религиозные, авторитарные секты  («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину. 

Социальное функционирование различных субкультур рассматривается  в культурологии в рамках концепции человеческой социализации. Согласно данной теории, входящие в определенные субкультуры люди получают понятные им средства самопознания и самоутверждения. 

Вся совокупность субкультур, претензии их на некую  универсальность образуют контркультурные тенденции. Контркультура (от латин. contra - против) - это категория современного обществознания, обозначающая новые социокультурные ценности и установки, противоречащие фундаментальным принципам традиционной культуры. В современной культурологии понятие «контркультура» имеет два значения: 

-         противопоставление фундаментальным  ценностям господствующей культуры; 

-         отождествление с молодежными  антибуржуазными выступлениями 60-х годов XX века, которые продемонстрировали полное неприятие стержневых принципов западной культуры и отторжение ее как «культуры отцов». 

Сам термин «контркультура»  был введен в научный оборот американским социологом Теодором Роззаком (р. 1933). Носителем контркультуры является молодежь индустриально развитых стран Запада, а наиболее известными представителями - субкультуры «хиппи», «панков», «рокеров», «тинейджеров» и др. Деятели различных ветвей контркультуры: 

-          возводят в культ созерцательность  и бесцельное времяпрепровождение; 

-          игнорируют индивидуально-личностный  принцип жизни как высшую ценность  классической западной цивилизации. 

Вопрос о соотношении  культуры и субкультуры в настоящее  время звучал бы тривиально, если не фундаментальный характер этих феноменов. Как и большинство наиболее употребляемых  понятий социальных наук "культура", а вместе с ней и "субкультура" получили неоднозначную оценку со стороны  ученых. Во-первых, эти понятия имеют  множество не вполне четких определений. Во-вторых, не смотря на популярность в  современной литературе термина "субкультура" и культурную направленность общественных наук проблема культурной дифференциации, остается наименее разработанной[9].  

Прежде чем  подойти к пониманию взаимоотношения  культуры и субкультуры, необходимо дать определение понятию культура. Традиционно говорят более чем  о 500 определениях культуры. В этой работе мы не ставим задачей перечислять  их. Остановимся на двух классификациях определений культуры, выполненных  в этносоциологической традиции.

Субкультура - это  понятие, которое можно рассматривать  как: 

- совокупность  некоторых негативно интерпретированных  норм и ценностей традиционной  культуры, функционирующей в качестве  культуры определённого слоя  общества; 

- особую форму  организации людей (чаще всего  молодежи), автономное целостное  образование внутри господствующей  культуры, определяющее стиль жизни  и мышления её носителей, отличающееся  своими обычаями, нормами, комплексами  ценностей и даже институтами; 

- трансформированную  профессиональным мышлением систему  ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую  окраску. 

В социологии под  субкультурой принято понимать систему  ценностей и норм, установок, способов поведения, стилей определенной социальной группы, отличающихся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанных  с ней. 

Существует в  научной и публицистической литературе еще одно понятие: контркультура, т.е. совокупность принятых в данной социальной группе культурных образцов, которые  противоположны образцам доминирующей или всеобщей культуры.

Контркультура - понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как "культуры отцов"[14]. 

Термин "контркультура" появился в западной литературе в 60-е  гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит  американскому социологу Т. Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - контркультуру. 

В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая  боковые сюжеты общекультурного  потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

Информация о работе Метод культурологии