Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Культурология
опирается на философию, философское представление
о сущности культуры. Теория культуры
– важнейшая составная часть философского
знания. Концепция культуры основывается
также на данных психологии, социологии,
истории. Теоретическое знание, понятия
и проблемы, рассматриваемые в рамках
теории культуры, становятся ключом к
историко-культурному анализу. Они помогают
увидеть в многообразии подробностей,
связанных с историческим развитием отдельных
областей культуры (науки, экономики, политики,
права, религии, морали, педагогики, искусства),
типологические особенности, смысловые
доминанты, закономерности, свойственные
важнейшим этапам историко-культурного
процесса. Культурология, таким образом,
тесно связана с основными гуманитарными
науками.
Культурология
в системе гуманитарных наук
Культурология использует понятийный аппарат и систему терминов. Ключевым понятием в культурологии является понятие «культура», на его основе образуется множество других, например, «ценности культуры», «структура культуры», «функции культуры» и т.п.
1.Предмет, метод
и цели культурологического
Культурология
или теория культуры – это комплексная
гуманитарная дисциплина, целью которой
является интеграция научного знания
о культуре. Культурология возникла на
стыке философии, социологии, психологии
антропологии, этнографии, искусствоведения,
лингвистики и ряда других дисциплин.
Культурология система знаний о сущности
закономерностях существования и развития
человеческом значении и способах постижения
культуры.
Структура культурологии,
ее методы и отношение к тем или другим
научным дисциплинам останется предметом
дискуссии. Некоторые авторы рассматривают
культурологию как совокупность относительно
самостоятельных научных дисциплин. Сложность
культурологии как научной дисциплины
определяется неоднозначностью культуры
как объекта анализа, она слишком многогранна,
внутренне противоречива, и сложна.
В настоящее
время культурология отчетливо разделяется
на два направления различающиеся по своим
целям содержанию и методологии. С одной
стороны существует гуманитарное культуроведение
основанное на постижении внутренних
закономерностей и структур культуры
в ее различных, представительных вариантах:
литература, искусство, язык мифология,
религия идеология, мораль наука.
Социальная культурология
предлагает другую модель отношения к
культуре. Она основана на объективном
и аналитическом не погруженном, а отстраненном
отношении к культурной жизни общества,
предметом исследования здесь является
движущие мотивы реального поведения
индивидов и групп, а так же принципов
духовной регуляции различных сфер человеческого
бытия. Это обеспечивает возможность выявления
социального значения культурных явлений
в их соотнесении с другими сферами социальной
жизнедеятельности, н-р экономикой, социальными
отношениями и политикой.
Метод культурологии
есть единство объяснения и понимания.
Каждая культура есть система смыслов,
имеющая свою внутреннюю логику, которая
постигается путем рационального объяснения.
Рациональное объяснение есть мысленная
реконструкция культурно-исторического
процесса, исходящая из его всеобщей сущности,
выделенной и зафиксированной в формах
мышления. Это предполагает использование
идей и методов философии, которая является
общей методологической базой культурологии.
Н в качестве гуманитарной дисциплины
культурология подразумевает так же элемент
человеческой субъективности, поэтому
объяснение не достаточно для постижения
сущности культуры. Высшим достижением
культурологии является полнота понимания,
позволяющая проникнуть в жизненный мир
иных культур и глубже постичь свою собственную.
Культурология
изучает не только культуру в целом но
и отдельные, часто достаточно специфические
сферы культурной жизни взаимодействия
и даже взаимопроникновения в другие дисциплины
занимающиеся изучением различных сторон
человеческого общества. Культурология
может изучать любой предмет при условии
и даже явление природы, что он несет в
себе некий смысл значимый для человека,
и каким-то образом реализующий творческую
энергию человеческого духа. Проблемы
современной культурологии связаны прежде
всего с проблемами перспектив человека,
открывающего через культуру, в том числе
и чужую культуру смысл собственного существования,
его духовную бесконечность и высший смысл.
Соотношение философии
культуры и культурологии такое же
как у других форм конкретного знания
от соответствующих философских дисциплин
(например, натурфилософия и естествознание).
Культурология рассматривая культуру
как
Философия культуры
отличается органичной связью гносеологического,
аксеологического и метафизического углов
взгляда на проблему
2.Понятие, культуры
и ее место в жизни общества.
Термин культура
стал употребляться как
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором который определил ее как : целостный комплекс, который включает в себя знания , верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:
Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).
Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов чедвеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.
Ценностные - трактуют природу как5 совокупность духовных и материальных ценностей.
Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и и правила регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.
Исторический подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональное
характеризуют культуры через функции
которые она выполняет в
Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.
Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.
Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические
- указывают на связь культуры с
психологией поведения людей
и видят в ней социально
обусловленные особенности
Социологические
- предлагают изучать культуру как
фактор организации общественной жизни,
как совокупность идей принципов, социальных
институтов, обеспечивающих коллективную
деятельность людей.
Существуют достаточно
экзотические определения, например В.
Оствальд определяет культуру как преобразование
энергии природной в человечески полезную
энергию. Йохан Хейзенга предлагает рассматривать
культуру как игру. Авторы дающие то или
иное определение как правило не отрицают
и определений данных другими исследователями.
Не которые даже предлагают все вышеперечисленные
определения рассматривать как одно развернутое
определение, каждая отдельная часть которого
характеризует один из аспектов целостного
явления культуры.
3.Функции
культуры.
Термином функция
в социальных науках обозначают предназначения,
цель существования какого-либо элемента
социальной системы. Культура как целостное
явление выполняет определенные
функции по отношению к обществу.
А. Адаптационная
функция - культура обеспечивает приспособление
человека к окружающей среде. Термин
адаптация означает приспособление.
Животные и растения вырабатывают механизмы
адаптации в процессе биологической
эволюции. Механизм адаптации человека
принципиально иной он не приспосабливается
к среде, а приспосабливает среду
к себе, создавая новую искусственную
среду. Человек как биологический
вид остается одинаковым в очень
широком диапазоне условий, а
культура (формы хозяйства, обычаи,
социальные институты) различаются
в зависимости от того, чего требует
природа в каждом конкретном регионе.
Значительная часть культурных традиций
имеет рациональные основания связанные
с каким-то полезным приспособительным
эффектом. Другой стороной адаптационных
функций культуры является то что
ее развитие все в большей степени
обеспечивает людям безопасность и
комфорт, увеличивается эффективность
труда, появляются новые возможности
для духовной самореализации человека,
культура позволяет человеку с наибольшей
полнотой раскрыть себя.
Б. Коммуникативная
функция – культура формирует
условия и средства человеческого
общения. Культура создается людьми
сообща, она есть условие и результат
общения людей. Условие потому, что только
благодаря усвоению культуры между людьми
устанавливаются подлинно человеческие
формы общения, культура дает им средства
общения – знаковые системы, языки. Результат
– потому что только благодаря общению
люди могут создавать хранить и развивать
культуру; в общении люди учатся пользоваться
знаковыми системами, фиксировать в них
свои мысли и усваивать зафиксированные
в них мысли других людей. Таким образом,
культура связывает и объединяет людей.
В. Интегративная
функция – культура объединяет народы
социальные группы государства. Любая
социальная общность, в которой складывается
своя культура, скрепляется этой культурой.
Потому что среди членов общности
распространяется единая совокупность
взглядов убеждений ценностей идеалов
характерных для данной культуры.
Эти явления определяют сознание
и поведение людей, у них формируется
чувство принадлежности к одной
культуре. Сохранение культурного наследства
национальных традиций, исторической
памяти создает связь между
Г. Функция социализации
– культура это важнейшее средство
включения индивидов в
Д. Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
.Структура культурологического знания.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания исследующая феномен человеческой культуры.
Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии в особую научную дисциплину произошло лишь на рубеже XIX - XX веков.